kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние на развитие творческих способностей в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние на развитие творческих способностей в начальной школе»

Творческое воображение – это воображение, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, которые реализуются в конкретных оригинальных продуктах деятельности.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания в освоении ребенком окружающего мира, психологическая предпосылка развития способностей к творчеству и одаренности.

Рассмотрим, что же понимается под понятием «творческие способности». Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Педагогика определяет, что творчество – это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Продукты творчества – это не только материальные продукты, но и новые мысли, идеи, решения.

В самом общем виде творческие способности – это индивидуальные особые качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, значит справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических, о математических творческих способностях, и т.д.

Так как один из признаков творчества – это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса. Из этого следует, что воображение – это необходимый элемент творческой деятельности, который необходимо развивать и поддерживать у младших школьников

Лев Семенович Выготский писал, что - все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении». При этом подчеркивается, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеет свои специфические черты, связанные с объемом житейского и эмоционального опыта ребенка.

Согласно исследованиям, воображение наиболее активно развивается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Mладший школьный возраст (7-11лет) называют вершиной детства. В этот период ребенок сохраняет много детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Mладшие школьники с помощью воображения осуществляют свою продуктивную деятельность.

В педагогической и методической литературе широко представлены задания, методы, направленные на творческое развитие ребенка. Методы бывают практические, наглядные, словесные. К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

Наиболее подробно стоит остановиться на таком практическом методе как игра. (слайд 5) Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира. В процессе игры ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Игра – это потребность растущего детского организма, наиболее доступный для детей вид деятельности. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими.

Работа по развитию творческого воображения должна осуществляться на уроках по всем предметам, а также во внеурочной деятельности. Такие учебные предметы, как рисование, музыка, художественный труд, чтение, русский язык, сами в себе содержат развивающие воображение компоненты, методики. Однако, представляется целесообразной организация специальной деятельности, направленной на развитие воображения и на уроках математики в начальной школе, как вспомогательного компонента. Для этой цели детям можно давать творческие задания, «задачи на смекалку» также очень полезны арифметические ребусы. Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта: составить задачу о предметах, находящихся в классе, изображенных на картинках; придумать вопрос к условию задачи, загадку, составить кроссворд, решить задачу разными способами. На уроках русского языка также есть возможность использовать задания, направленные на создание нового продукта, которые имеют большое значение для развития творческого мышления: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать словосочетание; составить предложение с заданным словом; из данных слов, по картинке, по схеме, с предложенным словосочетанием; сделать предложение распространенным, составить рассказ по картинкам и т.д.
На уроках литературного чтения для анализа произведения использовать , следующие задания : установить различные связи между отдельными фактами рассказа; доказать, подтвердить какое-либо положение; определить место и время событий; сравнить героев произведения, двух произведений; найти изменения в поведении героев в ходе рассказа; сравнить картины природы, изображенные в одном из двух произведениях; сравнить два различных по характеру произведения и др.

Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечение детей в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Занятия творчеством на уроках технологии помогают развивать художественный вкус, способствуют формированию пространственного воображения. Особо полезны для этого уроки работы с глиной или пластилином – лепка, а также с бумагой. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей. Очень полезны для формирования творческого воображения нетрадиционные техники рисования (пальчиковая, ладошковая живопись, набрызг, кляксография, мототипия, размытый рисунок, аппликация с дорисовыванием и т.д.)

(слайд 6)

На уроках и во внеурочной деятельности полезно также применять ТРИЗ-технологии. Эта наука была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, нашла много приложений в других областях знания. Появилось самостоятельное направление – ТРИЗ-педагогика. Главная цель ТРИЗ-педагогики: активизация творческого мышления, формирование качеств творческой личности. В основе ТРИЗ-педагогики лежат методики и технологии, позволяющие снять психологическую энерцию – предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

1.Учебные: самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.

2.Социально-личностные: видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

3.Коммуникативные: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.

4.Сотрудничество: принимать решения, сотрудничать и работать в команде.

5.Личностно-адаптивные: использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Таким образом, мы видим большие возможности ТРИЗ-технологии для формирования УУД.

В целом, успешная реализация различных методов и форм по развитию творческих способностей возможна лишь при создании определенных педагогических условий, благоприятствующих их формированию.

На основе изученного по проблеме можно сформулировать основные принципы организации деятельности учителя по формированию творческих способностей (слайд7)

- осознание учителем творческой деятельности младших школьников как цели обучения;

- включение творческой деятельности в содержание начального образования как его особого компонента;

- соединение свободы творческой деятельности младших школьников с ее педагогической организацией и руководством со стороны учителя;

- методы проблемного обучения как ведущие способы организации творческой деятельности

- диагностика результатов творческой деятельности младших школьников;

-коррекция творческой деятельности младших школьников.

Указанные педагогические принципы развития творческой деятельности младших школьников на уроке включают в себя: дидактическое целеполагание, отбор содержания и методов обучения, диагностический педагогический анализ, коррекцию.

В начале данной работы была поставлена цель определить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника. Что же необходимо для этого? Прежде всего окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную их творческую деятельность. Подводя итог, можно сформулировать основные педагогические условия, которые должен стремиться обеспечить ребенку каждый учитель (слайд 8)

  • Физическое и интеллектуальное развитие детей. Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены на развитие воображения, на физическое и на психическое здоровье ребенка. Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. Необходимо обеспечить разнообразие заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность.

  • Создание обстановки, определяющей развитие младшего школьника. Это значит обогащение «окружающей среды» ребёнка самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Необходимо способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников (разнообразные экскурсии: в парки, музеи, в театры, обзор по городу, к фонтану, к реке и т.д.), вовлекать младших школьников в разнообразные виды деятельности, использовать материалы, требующие творческого подхода, в содержании общего начального обучения, выделять время и возможность с ними работать. Обеспечение возможностей для практики, использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

  • Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. Необходимо создать на уроках обстановку, опережающую развитие детей, а именно: предлагать развивающиеся задания, побуждающие к решению трудных творческих задач, работе с максимальным напряжением сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще ученик добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает это «потолок» все выше и выше.

  • Предоставление ученику свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д. Главное не превращать свободу во вседозволенность. Учитель должен поддерживать естественный интерес ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству.

  • Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых, но не превращать помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать это сам. Нельзя думать за него, если он сам может додуматься. Следующим важным педагогическим условием является

  • Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу. Важно проявлять сочувствие к неудачам ребенка, терпеливо относиться к странным идеям, нужно исключить из обихода осуждение, команды, указания, требования, принуждение. В творческом процессе приветствуется поиск способов самовыражения; принимаются все продукты творческой деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида. Для ребенка важным является принятие или непринятие взрослым его эмоциональных состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые ребенок испытывает. Цитата Яковлевой:«Не признавая за ребенком право испытывать эти эмоции, взрослый препятствует развитию его индивидуальности … Осознание ребенком своей индивидуальности предполагает ее выражение, то есть выражение собственных эмоциональных реакций и состояний. Взрослый предоставляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает ребенку.» [ E. Яковлева]. Самым сильным, длительно существующим и трудноуправляемым детским состоянием является отрицательные эмоции, связанные с учебно-познавательной деятельностью. В связи с этим одним из важных умений учителя является стимулирование положительного эмоционального состояния учащихся.

Таким образом, это условие является наиболее важным и значимым. Изучив основные понятия исследования, рассмотрев различные точки зрения на сущность проблемы развития творческих способностей младших школьников можно подвести итог, о том, что у каждого ребенка есть разного рода дарования, которые можно и нужно развивать.Задача учителя заключается в обеспечении возможности реализации уникальных детских дарований через каждый учебный предмет, урок и внеурочную деятельность. .(слайд9)

Еще В.А. Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям», писал, что любое детское открытие, умозаключение является полноценным тогда, когда достигнуто через творчество. Работая с детьми, Василий Александрович пришел к выводу, что научить ребенка можно лишь с помощью живого слова. Без творчества, игры, фантазии, дети потеряют желание учиться, так как заучивание приводит сначала к непониманию, а потом и к нежеланию учиться. Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.(слайд10)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние на развитие творческих способностей в начальной школе

Автор: Терехова Елена Сергеевна

Дата: 26.10.2017

Номер свидетельства: 434737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "217609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433405460"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Нестандартные уроки в начальной школе для развития творческих способностей детей"
    ["seo_title"] => string(80) "nestandartnye_uroki_v_nachalnoi_shkole_dlia_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_"
    ["file_id"] => string(6) "590896"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636456539"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема:" Развитие творческих способносностей" "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnosnostiei"
    ["file_id"] => string(6) "116020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412224825"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Влияние восприятия  на развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(122) "vliianiie-vospriiatiia-na-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-dietiei-doshkol-nogho-i-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "277888"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453016891"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства