Изучение развития детского восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, ибо онтогенез восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития прежде всего, творческих способностей.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером. В возрастной период детский сад – начальная школа у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок этого возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов, холодная и теплая гамма цвета. Работа с эталонами – первый этап восприятия.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На следующем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Анализ полученной информации обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.
Преднамеренное восприятие неотрывно связано с организацией различных видов деятельности детей. В процессе художественной, трудовой, учебной деятельности происходит накопление и усвоение новых знаний, необходимых для дальнейшего развития. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. В связи с этим на этапе переходного периода детский сад – школа учеными-психологами были выявлены неправильные или искаженные восприятия. В первую очередь, у младшего школьника они вызваны в значительной мере ошибками в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-дошкольниками (Л.А. Шварц, С.В.Мухин, М.Н. Волокитина). Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно осваиваются лишь две формы: шар и куб. Причем куб им знаком скорее как элемент строительного материала (кубик), а не как геометрическое тело. Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник. Но в знании первоклассников даже этих нескольких фигур обнаруживаются ошибки, связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его «шариком», «мячиком». Нарисованный шар (с характерной для него выпуклостью, отмеченной штриховкой и бликами) дети воспринимают как кружок.
Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим за ним называнием предмета. Эти особенности восприятия детей показаны в исследованиях Е.И. Игнатьева по изобразительной деятельности. Например, учащиеся 1 класса получили задание нарисовать цветной кувшин. После того как дети посмотрели и назвали форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже и при побуждении экспериментатора). В результате они изобразили кувшины различных форм. Это объясняется тем, что первоклассники не анализировали форму кувшина в процессе изображения. Причина тут одна – отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью тактильного восприятия, в процессе моделирования и конструктивной деятельности. Развитие пространственного восприятия дает возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. А это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.