kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние восприятия на развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение развития детского восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, ибо онтогенез восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития прежде всего, творческих  способностей.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером. В возрастной период детский сад – начальная школа у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок этого возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов, холодная и теплая гамма цвета. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На следующем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Анализ полученной информации обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Преднамеренное восприятие неотрывно связано с организацией различных видов деятельности детей. В процессе художественной, трудовой, учебной деятельности происходит накопление и усвоение новых знаний, необходимых для дальнейшего развития. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. В связи с этим на этапе переходного периода детский сад – школа учеными-психологами были выявлены неправильные или искаженные восприятия. В первую очередь, у младшего школьника они вызваны в значительной мере ошибками в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-дошкольниками (Л.А. Шварц, С.В.Мухин, М.Н. Волокитина). Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно осваиваются лишь две формы: шар и куб. Причем куб им знаком скорее как элемент строительного материала (кубик), а не как геометрическое тело. Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник. Но в знании первоклассников даже этих нескольких фигур обнаруживаются ошибки, связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его «шариком», «мячиком». Нарисованный шар (с характерной для него выпуклостью, отмеченной штриховкой и бликами) дети воспринимают как кружок.

Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим за ним называнием предмета. Эти особенности восприятия детей показаны в исследованиях Е.И. Игнатьева по изобразительной деятельности. Например, учащиеся 1 класса получили задание нарисовать цветной кувшин. После того как дети посмотрели и назвали форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже и при побуждении экспериментатора). В результате они изобразили кувшины различных форм. Это объясняется тем, что первоклассники не анализировали форму кувшина в процессе изображения. Причина тут одна – отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью тактильного восприятия, в процессе моделирования и конструктивной деятельности. Развитие пространственного восприятия дает возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. А это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние восприятия на развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Влияние восприятия на развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Изучение развития детского восприятия имеет важное теоретическое и практическое значение, ибо онтогенез восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения мышления, для совершенствования практической деятельности, для развития прежде всего, творческих способностей.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером.1 В возрастной период детский сад – начальная школа у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок этого возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей. Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов, холодная и теплая гамма цвета. Работа с эталонами – первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На следующем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Анализ полученной информации обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ.

Преднамеренное восприятие неотрывно связано с организацией различных видов деятельности детей. В процессе художественной, трудовой, учебной деятельности происходит накопление и усвоение новых знаний, необходимых для дальнейшего развития. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. В связи с этим на этапе переходного периода детский сад – школа учеными-психологами были выявлены неправильные или искаженные восприятия. В первую очередь, у младшего школьника они вызваны в значительной мере ошибками в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм, их правильное называние у детей после 7 лет заметно возрастают по сравнению с детьми-дошкольниками (Л.А. Шварц, С.В.Мухин, М.Н. Волокитина). Ошибки в узнавании геометрических тел свидетельствуют о низком уровне ориентировки детей в формах. Действительно, до школы дети обычно осваиваются лишь две формы: шар и куб. Причем куб им знаком скорее как элемент строительного материала (кубик), а не как геометрическое тело. Плоскостные фигуры они знают лучше, среди них квадрат, круг, треугольник. Но в знании первоклассников даже этих нескольких фигур обнаруживаются ошибки, связанные с неверным обучением детей до школы. Например, дети легко путают объемные тела с плоскими формами. Видя нарисованный круг, дети называют его «шариком», «мячиком». Нарисованный шар (с характерной для него выпуклостью, отмеченной штриховкой и бликами) дети воспринимают как кружок.

Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим за ним называнием предмета. Эти особенности восприятия детей показаны в исследованиях Е.И. Игнатьева по изобразительной деятельности.2 Например, учащиеся 1 класса получили задание нарисовать цветной кувшин. После того как дети посмотрели и назвали форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже и при побуждении экспериментатора). В результате они изобразили кувшины различных форм. Это объясняется тем, что первоклассники не анализировали форму кувшина в процессе изображения. Причина тут одна – отсутствие специального обучения детей видению предмета в третьем измерении, которое познается, прежде всего, с помощью тактильного восприятия, в процессе моделирования и конструктивной деятельности. Развитие пространственного восприятия дает возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. А это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно-творческих способностей каждого ребенка.

Изучение проблемы пространственного восприятия у детей дошкольного возраста мы можем проследить в работах американского психолога Р.Арнхейма3, внесшего большой вклад в исследовании психологии искусства и художественного восприятия. В большинстве случаев, писал он,- в своей деятельности ребенок полагается на визуальное познание, которое складывается из визуального восприятия и визуального знания. В своих работах Арнхейм исследовал природу восприятия и передачи ребенком зрительного образа на бумаге и в скульптуре. Ребенок , начиная рисовать, отталкивается от информации не только что он видит, но и что он услышал об этом. В ранних работах ребенка пространство существует только в пределах плоскости двухмерной картины. С накоплением определенного опыта, в рисунках детей далее начинают встречаться трехмерное членение объекта.Рис.2



Рис.2 Стадии перехода к трехмерному изображению в рисунках детей

Восприятие глубины ребенок пытается доделать с помощью двух боковых сторон. Такое воспроизведение пространства похоже на те, что встречаются в искусстве Ближнего Востока. Исходя из сделанных выводов, Арнхейм говорил, что восприятие окружающей действительности, в частности, пространства, а следовательно и развитие творческих способностей проходит у детей несколько стадий. Развивающееся шаг за шагом сознание ребенка требует все большей и большей сложности. Однако, все более высокая стадия может быть достигнута путем овладения более низшими.

Второй вид восприятия – «эстетическое восприятие», применительно к функциональному, социально-психологическому аспекту искусства. В эстетическом восприятии предмета участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции.

Чувство цвета, формы, законченности и композиционного расположения объектов, чувство «хорошей фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции – весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом. Эстетическое восприятие не может не включать понимание и оценку, осмысление и навык реакции вкуса, механизм, в котором в снятом виде представлены общекультурные и личностные нормы социально-эстетического характера. Индивидуальное эстетическое восприятие определяется прежде всего предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта, целенаправленной установки его сознания. Он опосредствованно детерминирован социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного общественного коллектива, глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями воспринимающего, сформировавшимися ранее. Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-эстетического восприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и, в конечном счете, к разрушению эстетического эффекта. Вот почему так важно уже с дошкольного возраста развивать у ребенка систему сенсорных чувств.

Из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. В процессе своей творческой деятельности ребенок проходит несколько стадий, которые напрямую зависят от восприятия:

- он знает, как это выглядит, а не как это нужно изобразить. Первоначальные стадии восприятия у детей связаны с визуальным познанием по Р.Арнхейму

- как я вижу, так и изображаю. Стадия зрительного восприятия зафиксировать увиденное.

- изображаю в сравнении с другим предметом. Стадия пространственного восприятия формы. Анализ полученной информации, и ее переработка.

Завершающая стадия восприятия связана с пространственным и эстетическим восприятием предмета, объекта. В искусстве такой термин имеет название «художественное восприятие». В процессе обучения в детском саду и школе развитие творческих способностей осуществляется на основе художественного восприятия.





1 1.Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей М. Педагогика.1976. 256 с.

2 Игнатьев, Е.И. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника.М., 1960.



3 Р.Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие. Изд-во Архитектура С. 2012.- с 154-170.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Барбе Анастасия Сергеевна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 277888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Психофизические различия в развитии познавательной сферы у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(125) "psikhofizichieskiie-razlichiia-v-razvitii-poznavatiel-noi-sfiery-u-mal-chikov-i-dievochiek-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "233407"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443095392"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Игры  на уроках в школе для неслышащих обучающихся."
    ["seo_title"] => string(67) "ighry-na-urokakh-v-shkolie-dlia-nieslyshashchikh-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "331272"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464595180"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду "
    ["seo_title"] => string(53) "fizkul-turno-ozdorovitiel-naia-rabota-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "121550"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413992952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства