Нестандартные уроки в начальной школе для развития творческих способностей детей
Нестандартные уроки в начальной школе для развития творческих способностей детей
Трудно представить день, прожитый впустую. Работая в школе, каждый день сталкиваешься с нестандартными вопросами детей, их любопытством, их умением радоваться каждому маленькому открытию. Невозможно стоять на одном месте, хочется вместе с детьми ежедневно совершать открытия в мире новых знаний. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать нестандартные задания, формы, приемы, методы, которые оказывают влияние на развитие творческих способностей.Тайна лежит в основе творчества, поэтому творческие личности способны удивлять. Именно поколение таких детей нам предстоит выпускать из начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартные уроки в начальной школе для развития творческих способностей детей»
Нестандартные уроки в начальной школе для развития творческих способностей детей.
Фролкина Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ№36»
Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей. Жан Пиаже
Трудно представить день, прожитый впустую. Работая в школе, каждый день сталкиваешься с нестандартными вопросами детей, их любопытством, их умением радоваться каждому маленькому открытию. Невозможно стоять на одном месте, хочется вместе с детьми ежедневно совершать открытия в мире новых знаний. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать нестандартные задания, формы, приемы, методы, которые оказывают влияние на развитие творческих способностей.Тайна лежит в основе творчества, поэтому творческие личности способны удивлять. Именно поколение таких детей нам предстоит выпускать из начальной школы.
Чтобы повысить эффективность урока, активизировать познавательную мотивацию к изучению того или иного предмета у учащихся, я использую нестандартные уроки, задания, нестандартные ситуации на, казалось бы обычном уроке, чтобы ученики получали не только знания, но и удовольствие от урока, от общения на уроке. На таких уроках исчезают проблемы с дисциплиной. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
При проведении нестандартных уроков, я руководствуюсь принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Выбирая нестандартные формы работы с детьми, необходимо помнить:
Нестандартные уроки являются только одним из видов уроков,поэтому их проведение возможно нечасто;
Не каждую тему можно представить в нетрадиционной форме;
Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, а иногда и требуют помощи родителей.
Но, несмотря на трудности, есть формы уроков, которые я с детьми люблю часто использовать. Например: урок-игра, урок-экскурсия, урок – праздник, театральные уроки, урок – исследование, урок-путешествие, интегрированные уроки.
На уроках литературного творчества я ребятам предлагаю уроки с рубрикой «Наш театр».
Изучая русскую народную сказку «Лиса и журавль», дети работают в группах. Распределяют роли, готовят реквизит, костюмы, с помощью учителя выбирают выразительные средства для инсценировки(интонация, мимика, жесты), репетируют, пробуют «примерить» на себя различные роли, ищут наиболее удачные варианты постановки. На уроке каждая группа демонстрирует свою постановку мини-спектакля, остальные выступают в роли жюри. Бывает и так, что положительного героя переодеваем в костюм отрицательного героя, тогда возникает проблемная ситуация, имеет ли значение внешний вид героя, как внешность отражается на поступках…
Такие уроки не просто развивают творческие способности учащихся, а учат сотрудничать со сверстниками, взрослыми, находить выход из трудной ситуации, планировать работу, закрепляют интерес к чтению, помогают овладеть навыком смыслового чтения.
Особенно хочется остановиться на интегрированных уроках. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
На интегрированных уроках повышается мотивация учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно), рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях, организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д., показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных ситуациях, но и дают выход для появления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
В моей копилке есть такой урок. При отработки вычислительного навыка на уроке математики, мы с детьми не просто повторяем арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление), а ассоциируем их с сезонными изменениями в природе и деятельностью человека в разные времена года. Весна – время сажать урожай. Что посеешь, то и пожнешь. Значит, весна связана с прибавлением. Решаем примеры и задачи со знаком «+». Лето – время приумножить наши богатства. Как потопаешь, так и полопаешь – русская народная поговорка. Решаем примеры и задачи на умножение. Осень – распределить, разложить, припасти урожай. Один день – год кормит. Решаем задачи и примеры на деление. Зима - время пожинать плоды. Решаем примеры и задачи на вычитание.
Сегодня информационные инструменты и технологии как персональный компьютер, Интернет и другие являются неотъемлемой частью нашей жизни, и практически невозможно представить образовательный процесс без использования мультимедийных средств.
У меня есть возможность использовать в своей работе электронные книги – планшеты. Я с детьми на уроках, изучая буквы и цифры, работаю с электронными программами, установленными на планшетах. «Учим буквы и звуки», «Азбука», «Математика и цифры для детей», «Соедини точки». Работа с электронным каталогом, вложенными электронными папками моментально даёт практическое представление у ребенка о систематизации материала, алгоритме, определенном порядке на подсознательном уровне. У детей это вызывает большой интерес. С помощь планшета я с легкостью могу воздействовать на все каналы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Это значительно повышает уровень усвоения материала. Конечно, такие уроки являются нестандартными, очень интересными в плане восприятия материала учащимися.
Однако, если продолжить разговор о разнообразных формах работы , то я остановлюсь ещё на уроках – экскурсиях, так как на мой взгляд – это нестандартная форма работы. Мною разработаны экскурсии на основе закона периодичности в природе. Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Результаты моей работы убедительно доказывают, что процесс формирования у младших школьников познавательного интереса, умения наблюдать происходит в процессе проведения экскурсий.
Перед каждой экскурсией разрабатывается маршрут. Группы учащихся получает определенное задание, в соответствии с названием. Журналисты во время экскурсии берут интервью. Ботаники – изучают растения. Географы – составляют план местности. Фотокорреспонденты – фотоколлаж. Орнитологи – наблюдают за птицами. Конечно, количество групп зависти от темы. Но журналисты и фотокорреспонденты есть всегда.
После экскурсии все материалы обобщаются в виде презентации, на уроках труда и изобразительного искусства составляются проекты. Например: осенью был создан проект «Семейка грибов на поляне».
Такие экскурсии надолго остаются в памяти детей и формируют творческие способности.
Федеральные образовательные стандарты нового поколения предполагают организацию нетрадиционного развивающего обучения, создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.