Влияние здорового образа жизни на успешность в учёбе.
Влияние здорового образа жизни на успешность в учёбе.
На протяжении последних десятилетий здоровый образ жизни остаётся одной из главных целей многих людей. В данной работе изложены основные факторы здорового образа жизни и их влияние на успешное обучение и развитие детей. Цель работы: сформировать у обучающихся начальных классов потребность в здоровом образе жизни. Мы выбрали эту тему так как считаем, что в настоящее время этот вопрос очень актуален, не только для детей, но и для людей Земли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На протяжении последних десятилетий здоровый образ жизни остается одной из главных целей многих людей. Здоровый образ жизни – это так просто, если есть желание поддерживать в своем организме гармонию духа и тела. В данной работе изложены основные факторы здорового образа жизни и их влияние на успешное обучение и развитие детей. Мы выбрали тему «Здоровый образ жизни подрастающего поколения» так как считаем, что в настоящее время этот вопрос очень актуален, не только для нас детей, но и для всех людей Земли. Мы очень мало внимания уделяем своему здоровью, а ведь здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества в целом. Здоровый образ жизни предусматривает не только поддержание в совершенном состоянии своего физического тела, но и жизнь творческую, наполненную смыслами и целями.
Цель нашей работы: сформировать у учеников начальных классов потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Проанализировать данные в литературе по теме исследования.
2.Привлекать детей к здоровому образу жизни.
3.Развивать традиции связанные с сохранением и укреплением здоровья.
4.Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и за здоровье окружающих.
Объект исследования: здоровый образ жизни младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь здорового образа жизни и успешности в обучении школьника.
Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование, наблюдение, интервью, сравнение, обобщение.
Гипотеза: возможно, здоровый образ жизни является одним из значимых факторов в обучении школьника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
А) ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
Однажды шли три странника. В пути их застала непогода. Они увидели дом, постучали. Им открыл хозяин и спросил:
- Кто вы?
- Здоровье, Любовь, Богатство. Впустите нас погреться.
- Жаль, но у нас только одно свободное место. Пойду, посоветуюсь с семьёй, кого из вас впустить.
Больная мать сказала:
- Давайте впустим Здоровье.
Дочь предложила впустить Любовь, а жена – Богатство. Пока они спорили между собой – странники исчезли. Сегодня речь пойдёт о здоровье, о здоровом образе жизни.
«Здравствуйте!» Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Крепкими и здоровыми хотят стать все. Но все ли знают, как сохранить свое здоровье, как не пристраститься к пагубным привычкам?
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Здоровье каждого зависит только от нас самих. Эта тема заинтересовала меня, и я решила узнать, а как ребята нашего класса относятся к своему здоровью. Решила провести исследование в нашем классе среди учащихся.
Я выясняла, что такое здоровье. Я обращалась в библиотеку, спрашивала у родителей, пользовалась Интернетом. Из словарей я выяснила, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Я стала изучать общественное мнение класса. Для начала разработала анкету (Приложение 1). В анкете я включила такие вопросы как:
Знаете ли вы, что такое здоровье? (1) – видеофрагмент
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?(2)
Закаляться полезно или нет и почему? (1)
А ты делаешь зарядку по утрам? (1)
А ты кушаешь кашу по утрам? (1)
Помогает ли соблюдение здорового образа жизни в вашей учёбе?
«Да» - ответили 16 человек.
«Нет» - ответили 6 человек. Из них 3 человека в течении 1 и 2 класса болели. Может быть это и послужило причиной снижения успеваемости?
На вопрос: «Что вы делаете, чтобы не болеть?»
7% опрошенных ответили, регулярно ходят к врачу,
30% опрошенных ответили, что занимаются спортом.
60% опрошенных - пьют витамины,
3%_закаливаются.
Я обратилась к нашему медицинскому работнику нашей школы вопросом: «Кто чаще всего болеет?» Она мне ответила, что чаще всего болеют дети, которые не занимаются спортом, не соблюдают режим дня и режим питания, кто курит и употребляет алкоголь.
Наша школа заинтересована в здоровье своих учеников:
пьем кислородные коктейли;
едим фрукты и овощи;
занимаемся в секциях баскетбола, тенниса, рукопашного боя;
плаваем в бассейне.
На уроках физической культуры мы усиленно занимаемся аэробикой, гимнастикой.
Мне пришла в голову интересная идея - собрать «Секреты и рецепты здоровья» среди учащихся нашего класса. Нам помогали родители, их советы и правила лечения теперь знают все мои одноклассники.
Например, при насморке надо использовать сок листьев мать-и-мачехи.
При расстройстве желудка используют отвар из плодов черемухи.
Для общего укрепления организма нужно принимать настой из листьев крапивы. Цветы ромашки, как отвар, используют для лечения ангины.
Все собранные рецепты мы с мамой поместили в книгу «Секреты и рецепты здоровья».
Б) РЕЖИМ ДНЯ.
Рекомендации по распределению времени при составлении режима дня. Подъем 7.00
Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч. утра, таким образом, общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.
Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаёт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.
Завтрак 7-30-7.45
Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания. Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приём пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.
Пребывание в школе (урочное время) 8.30-13.05
Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 – 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала.
В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. До начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.
Прогулка на свежем воздухе 13.05-13.30
Целесообразно предусматривать прогулки до обеда, длительностью 40 мин- 1,5 часа.
Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.
Обед 13.30-14.00
Для учащихся начальной школы предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлённого дня).
Сон для учащихся начальных классов и детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00
Дневной сон показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжительность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч.
Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45
Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для учащихся младших классов – 3- 3,5 ч.
Полдник 15.45-16.00
Самостоятельные учебные занятия 16.00-18.00
Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий.
Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.
Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00
В режиме дня ученика предусматривается время, которое он использует сообразно индивидуальным склонностям, желаниям, интересам, так называемое свободное время. Оно следует за самоподготовкой и составляет в режиме дня младшего школьника 1-1,5 ч.
Ужин 19.00-19.30
В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин – молочно – растительные продукты.
Работа по дому 19.30-20.00
В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому ( уборка комнаты, мытьё посуды, уход за комнатными растениями и домашними животными и т. п.) Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья.
Вечерняя прогулка 20.00-20.30
В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем.
Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00
В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок 16.
Ночной сон 21.00
Общая продолжительность ночного сна младшего школьника -10,5—11 ч.
В) ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
Ещё одним из компонентов здорового образа жизни является правильное питание.
Для нормальной деятельности организму необходимы питательные вещества, которые являются источником энергии и строительным материалом.
Существует пять основных видов питательных веществ — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.
Белки - это те структурные элементы, из которых строятся тела, поэтому раньше их называли «кирпичиками» тела. Белки составляют пятую (1/5) часть человеческого тела, но в отличие от жиров и углеводов, не накапливаются в резерве и не образуются из других веществ, а поэтому являются незаменимой частью пищи.
По своему происхождению белки делятся на две группы – животные и растительные. Белки животного происхождения ценнее белков растительных. Поэтому при каждом приёме пищи нужно сочетать растительные белки (хлеб, каши, горох, соя) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйцо). Большую часть дневной нормы полноценных белков следует съедать за завтраком и обедом. Потребность растущего организма в белке значительно выше, поэтому дети должны потреблять большее количество белков, чем взрослые. Малокровие, задержка роста, слабая сопротивляемость к болезням, особенно инфекционным, - результат белковой недостаточности.
Источником белков являются мясо, рыба, сыр, орехи и бобы.
Жиры - наиболее богатые энергией питательные вещества. Они несут в себе вдвое больший запас энергии, чем белки и углеводы. С их помощью в организм поступают необходимые для жизнедеятельности вещества: витамины, растворяемые в жирах ,особенно А, Д, Е, незаменимые жирные кислоты, лецитин. Жиры обеспечивают всасывание из кишечника минеральных веществ и жирорастворимых витаминов. Они улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Жиры содержатся в сливочном масле, в растительном масле, в сметане.
Углеводы - в различном количестве содержатся в продуктах растительного происхождения: сахаре, хлебобулочных и макаронных изделиях, в бобовых и картофеле. Углеводы есть и в пище животного происхождения – в молоке и молочных продуктах.Одной из функций углеводов является снабжение организма энергией.
Избыточное потребление углеводов – распространенная причина нарушения обмена веществ. Чтобы избежать ожирения, в первую очередь ограничивают потребление сахара, конфет, сладостей и хлебобулочных изделий. Лучше всего употреблять тёмный хлеб. Углеводы содержатся в хлебе, картофеле, мёде, сухофруктах, сахаре.
Минеральные вещества. Их значение многообразно. Они являются незаменимой составной частью пищи, их длительный недостаток или избыток в питании ведёт к нарушениям обмена веществ.
Исследования показали, что в пище, употребляемой учащимися преобладают углеводы
- белки
- жиры
- углеводы
Витамины. Каждой клеточке нашего организма необходимы витамины. Витамины бывают натуральные и синтетические.
Из истории открытия
Все витамины, которые мы сегодня знаем, были открыты до 1948года. В 1912 году польский врач и биохимик Казимеж Функ выделил вещество, которое и назвал ВИТАМИНЫ («вита»-ЖИЗНЬ; «амин»-СОДЕРЖАЩИЙ АЗОТ).
Типы витаминов
натуральные синтетические
Величиной они с зернышко, а значение их велико.
Витамин А – способствует улучшению зрения и здоровью
кожи. Содержится в капусте, моркови, молоке, яйце.
Витамин В – сохраняет энергию.
Содержится в хлебе, сыре, горохе.
Витамин С – помогает быстро восстанавливать силы после
болезни и травм. Содержится в фруктах и овощах.
Витамин D – помогает нам расти. Содержится в рыбе,
яйцах, сливочном масле
В капусте, зелени и помидорах содержится витамин К, и если мы
Поранимся, с его помощью быстро останавливается кровотечение
Исследование употребления витаминов показало, что
натуральные витамины синтетические витамины
- употребляют 2-3 раза в неделю - употребляют регулярно
- употребляют каждый день - только когда болеют
- не употребляют - не употребляют
Вывод: Чтобы быть здоровым надо питаться разнообразно. Есть больше
овощей, фруктов и кисломолочных продуктов. Кроме этого, нельзя
допускать недостаточности и излишеств в питании.
Изучение питания и самой пищи, проведенное среди учащихся класса показало, что потребление овощей оставляет желать лучшего. Ребята нашего класса не осознают их значение, а ведь именно они являются поставщиком углеводов, витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В проекте рассмотрели влияние здорового образа жизни на успешность в учёбе. В ходе исследования узнала, что здоровый образ жизни – визитная карточка успешного обучения в школе. Как показывает анкетирование, дети которые соблюдают здоровый образ жизни, получают в школе более высокие оценки. Наоборот, не соблюдение ЗОЖ может влиять на способность к учению, умение концентрироваться. Наша гипотеза оказалась верной.
Теперь мне известно, что такое хорошо и что такое плохо для нашего организма.
Итак, что бы быть здоровым нужно:
Не курить
Не употреблять спиртные напитки
Не употреблять наркотические вещества
Заниматься спортом
Соблюдать режим питания
Чаще бывать на свежем воздухе
Соблюдать режим дня
Ограничить времяпровождение за компьютерами, телевизорами и т.д.
Всегда пребывать в хорошем настроении
Ну, а напоследок наш самый любимый рецепт здоровья
Возьмите стакан свежей ключевой воды, согретой светом тёплого солнца и насыщенной пузырьками свежего воздуха. Добавьте ломтик любимых фруктов, богатых витаминами. Перемешайте быстрым, энергичным движением. Сверху посыпьте щепотку доброго юмора. Выпейте не торопясь, с наслаждением. Делая небольшой отдых между глотками, чтобы почувствовать всю полноту вкуса. Приятного аппетита! Желаю вам крепкого здоровья!
СПИСОК РЕСУРСОВ
Здоровый образ жизни. Питание.// Детская энциклопедия «Аргументы и факты – детям». – 2004. – с.22-29.
Что и как мы едим?// Я познаю мир. Медицина: дет. Энциклопедия/ Н.Ю.Буянова. – М.: Изд-во АСТ,2003. – с.142-146.
Кучма В.Р. «Гигиена детей и подростков». Москва, «Медицина», 2003.
Тихомирова Л.Ф. «Как сформировать у школьника здоровый образ жизни». Ярославль, Академия развития, 2006.
Петровский К.С., Ванханен В.Д. «Гигиена питания». Москва, «Медицина», 1982
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
АНКЕТА
1.Знаете ли вы, что такое здоровье?
2.Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
3. Закаляться полезно или нет и почему?
4. А ты делаешь зарядку по утрам?
5. А ты кушаешь кашу по утрам?
6.Помогает ли соблюдение здорового образа жизни в вашей учёбе?