kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных УУД как средство повышения мотивации и развития творческой личности учащегося

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении жизни человек постоянно вынужден преодолевать острые и неотложные задачи и проблемы. Решать их, добиваться успеха, преодолевать трудности, быть полезным и востребованным. Найти свое место в быстро ме­няющемся мире – трудно, и особенно трудно для тех, кто только начинает вступать во взрослую жизнь.

Современная жизнь ставит перед школой задачу формирования личности, готовой к стремительно изменяющемуся информационному миру, к постоянному саморазвитию и самообучению, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения.

Основной результат образования, в соответствии с ФГОС, рассматривается на основе системно-деятельностного подхода - как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В связи с необходимостью реализации положений новых образовательных стандартов перед учителем  возникает задача формирования у учащихся совокупности универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.

Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

Коммуникативные действия, с точки зрения академика РАО А.Г.Асмолова [2], составляют несколько ключевых умений современного школьника: умение представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; а также умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий  достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся  с проблемами в учёбе, это даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны одноклассников и учителя, преодолеть страхи и неуверенность  в себе.

Приёмы формирования коммуникативных УУД

·                     Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

·                     Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

·                     Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

·                     Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

·                     Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

·                     Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

·                     Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Видами коммуникативных действий являются:

·                     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·                     постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·                     разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

·                     управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

·                     умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

С точки зрения развивающего обучения, именно так – и только так – и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы.

 Формируя коммуникативную компетентность  - Сегодня нам-педагогам необходимо говорить и о личностном росте и развитии ученика – который представляет качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспек­тиву.

  В. Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.

Если «Личностный рост» – это процесс развития. То, благодаря чему происходит формирование нового жизненного опыта, формирование новых навыков, нового стиля поведения? Благодаря тому, что Личностный рост включает в Себя всё, что способствует развитию человека.  О формате Личн.Роста можно говорить тогда, когда ребенок выбирает для себя следующие виды деятельности: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес». Время и темп этого процесса индивидуален и зависит от личного желания человека.

 В рамках исследовательской работы « Личностный Рост  учащихся в учебно-воспитательном процессе» нами было проведено диагностическое обследование с помощью метода анкетирования, с заполнением индивидуальных карт учащихся с 1 по 11 класс.

Учащимся предлагалось самостоятельно оценить условия для творческого развития  и личностного роста, обучения в школе, их самочувствие, эмоциональное состояние, уровень комфортности по отношению к школьному пространству

В   инд.карту  были включены вопросы для определения отношения учащегося к различным сторонам его жизнедеятельности: Это-

1. отношение к школе,   предметам

2. отношение к сверстникам, к молодежи в целом

3. отношение к семье

4. отношение к воспитательной/ организационной системе школы

5. отношение к традициям школы

6. отношение к своему здоровью

7. отношение к себе, к своим способностям

8. отношение к своему будущему.  9. гражданская  и нравственная позиция ученика

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Таким образом, анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что приблизительно 95% всех обследуемых учащихся признают, что в данной школе созданы все условия для позитивного творческого развития и личностного роста, формирования коммуникативной личности , для всестороннего развития личности ребёнка, для его комфортного пребывания и взаимодействия в школе, и следовательно, можно утверждать, что  образовательная и воспитательная система школы всецело влияет на формирование УУД школьника, и оттого, насколько, гуманистически правильным будет данное влияние, насколько грамотно будут использоваться инновационные технологии в обучении и будет зависеть твёрдая жизненная позиция и личностная самоактуализация каждого школьника.   

 
 

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД как средство повышения мотивации и развития творческой личности учащегося»

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

класс

1

Ф. И.

11А

Вид достижений

Крамаренко Юля

2

Диплом II степени Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Аксаковские чтения»

11А

 

3

1 место в городском конкурсе чтецов»Детсво, опаленное войной в номинации «Авторские стихи»

Крамаренко Катя

 

11А

 

1 место в РФ во Всероссийском конкурсе по русскому языку и литературе «Родное слово»

4

 

Мордвинов Никита

5

11А

Призер Межвузовской олимпиады по геогра­фии; Всероссийского турнира им. М.В.Ломоносова по астрономии и наукам о земле; финалист X Всероссийской олимпиады по финансовому рынку и основам потреби­тельских знаний; призер (3 место) городской олимпиады по психологии

 

11Б

Янина Настя

Диплом I II степени Межвузовской олимпи­ады по математике; 3 место в открытой го­родской олимпиаде по математике

Бирюкова Ксения

 

6

Победитель муниципального и призер регио­нального этапов Всероссийской олимпиады школьников по технологии; городской вы­ставки технического и художественного твор­чества; призер Межрегиональной олимпиады школьников по дизайну; занесена в электрон­ный сборник одаренной молодежи Ульянов­ской области

 

7-9 классы

 

Бирюкова Лиза,

1 место в конкурсе детских рисунков «Дом моей мечты» строительной компании РЕОТЭКС (Скворцова Ира, Лыткина Ксюша, Акимова Катя, Балдуева Женя)

Высшая школа экономики (Москва); Самарский Государственный медицинский Университет; Институт международных отношений, истории и востоковедения (Казань); Московский Государственный Университет (Институт стран Азии и Африки); Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет (Москва); Академия МВД РФ (Волгоград); Ярославский Государственный медицинский Университет; Сызранское высшее военное вертолетное училище (ВВВУ); Российская таможенная Академия (Москва); Российская правовая Академия (Москва).
  • Высшая школа экономики (Москва);
  • Самарский Государственный медицинский Университет;
  • Институт международных отношений, истории и востоковедения (Казань);
  • Московский Государственный Университет (Институт стран Азии и Африки);
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет (Москва);
  • Академия МВД РФ (Волгоград);
  • Ярославский Государственный медицинский Университет;
  • Сызранское высшее военное вертолетное училище (ВВВУ);
  • Российская таможенная Академия (Москва);
  • Российская правовая Академия (Москва).
В. Леви , писал об этом так:  Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит , что человек растет личностно .

В. Леви , писал об этом так:

Что такое личностный рост?

Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит , что человек растет личностно .

Ярлычки работы в коррекционно-развивающем формате (т.е.  то, что надо корректировать – не способствует росту): «душевная боль», «ощущение несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться». Ярлычки работы в формате личностного роста:
  • Ярлычки работы в коррекционно-развивающем формате (т.е.
  • то, что надо корректировать – не способствует росту): «душевная боль», «ощущение несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться».
  • Ярлычки работы в формате личностного роста: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес».
«..Нормальный рост всегда медленный и постепенный, главное требование к росту — не скорость, а правильность роста, т.е. «рост в нужном направлении»

«..Нормальный рост всегда медленный и постепенный, главное требование к росту — не скорость, а правильность роста, т.е. «рост в нужном направлении»

Школа для меня - это

Школа для меня - это

Моя школа отличается от других…

Моя школа отличается от других…

Учащиеся моей школы…

Учащиеся моей школы…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кондратьева Татьяна Александровна

Дата: 29.12.2015

Номер свидетельства: 271100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-1"
    ["file_id"] => string(6) "236816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444155203"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Педагогический проект «Развитие коммуникативной компетентности посредством проблемных методов обучения обучающихся 5 класса» "
    ["seo_title"] => string(145) "piedaghoghichieskii-proiekt-razvitiie-kommunikativnoi-kompietientnosti-posriedstvom-probliemnykh-mietodov-obuchieniia-obuchaiushchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "107614"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403351237"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(96) "usloviia-uspieshnogho-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "118407"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413130249"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniieuniviersalnykhuchiebnykhdieistviivurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "277743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452961474"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства