На протяжении жизни человек постоянно вынужден преодолевать острые и неотложные задачи и проблемы. Решать их, добиваться успеха, преодолевать трудности, быть полезным и востребованным. Найти свое место в быстро меняющемся мире – трудно, и особенно трудно для тех, кто только начинает вступать во взрослую жизнь.
Современная жизнь ставит перед школой задачу формирования личности, готовой к стремительно изменяющемуся информационному миру, к постоянному саморазвитию и самообучению, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения.
Основной результат образования, в соответствии с ФГОС, рассматривается на основе системно-деятельностного подхода - как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В связи с необходимостью реализации положений новых образовательных стандартов перед учителем возникает задача формирования у учащихся совокупности универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.
Коммуникативные УУД включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.
Коммуникативные действия, с точки зрения академика РАО А.Г.Асмолова [2], составляют несколько ключевых умений современного школьника: умение представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; а также умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, это даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны одноклассников и учителя, преодолеть страхи и неуверенность в себе.
Приёмы формирования коммуникативных УУД
· Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
· Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
· Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
· Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
· Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
· Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
· Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Видами коммуникативных действий являются:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
С точки зрения развивающего обучения, именно так – и только так – и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы.
Формируя коммуникативную компетентность - Сегодня нам-педагогам необходимо говорить и о личностном росте и развитии ученика – который представляет качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу.
В. Леви, в частности, писал об этом так:
Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно.
Если «Личностный рост» – это процесс развития. То, благодаря чему происходит формирование нового жизненного опыта, формирование новых навыков, нового стиля поведения? Благодаря тому, что Личностный рост включает в Себя всё, что способствует развитию человека. О формате Личн.Роста можно говорить тогда, когда ребенок выбирает для себя следующие виды деятельности: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес». Время и темп этого процесса индивидуален и зависит от личного желания человека.
В рамках исследовательской работы « Личностный Рост учащихся в учебно-воспитательном процессе» нами было проведено диагностическое обследование с помощью метода анкетирования, с заполнением индивидуальных карт учащихся с 1 по 11 класс.
Учащимся предлагалось самостоятельно оценить условия для творческого развития и личностного роста, обучения в школе, их самочувствие, эмоциональное состояние, уровень комфортности по отношению к школьному пространству
В инд.карту были включены вопросы для определения отношения учащегося к различным сторонам его жизнедеятельности: Это-
1. отношение к школе, предметам
2. отношение к сверстникам, к молодежи в целом
3. отношение к семье
4. отношение к воспитательной/ организационной системе школы
5. отношение к традициям школы
6. отношение к своему здоровью
7. отношение к себе, к своим способностям
8. отношение к своему будущему. 9. гражданская и нравственная позиция ученика
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Таким образом, анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что приблизительно 95% всех обследуемых учащихся признают, что в данной школе созданы все условия для позитивного творческого развития и личностного роста, формирования коммуникативной личности , для всестороннего развития личности ребёнка, для его комфортного пребывания и взаимодействия в школе, и следовательно, можно утверждать, что образовательная и воспитательная система школы всецело влияет на формирование УУД школьника, и оттого, насколько, гуманистически правильным будет данное влияние, насколько грамотно будут использоваться инновационные технологии в обучении и будет зависеть твёрдая жизненная позиция и личностная самоактуализация каждого школьника.