Влияние проблемного метода на успешность обучения младших школьников Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно познание мира все более глубокое, открытие в нем новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Школа играет важную роль в этом познании, ведь всестороннее развитие личности школьника – это главная цель современного образования. В современном мире образование играет ведущую роль в благополучии человека. Каким видится выпускник школы, чтобы соответствовать требованиям современного общества? Ответ очевиден: в будущем он должен быть готовым к продолжению образования, гуманным, преуспевающим и конкурентоспособным специалистом, порядочным человеком, уважающим себя и других. В идеале в школе важно для самоактуализации личности каждого ребенка, для формирования и развития у него потребности и способности к саморазвитию - создать условия. Она должна научить каждого воспитанника быть успешным в учебе, труде, в жизни в целом. Для этого необходимы встречные усилия педагогов и учащихся. Стало очевидно, что задача начальной ступени образования – это развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально – чувственной сферы, социально – личностная адаптация каждого участника. На современном этапе развития общества ориентация на успех выступает в качестве необходимого условия построения любой эффективной педагогической системы. Доказано, что вера в собственные силы лежит в основе творческого активного самочувствия любого человека. Особым этапом в развитии личности ребенка является младший школьный возраст. В этом возрасте личностное развитие ребенка в значительной степени определяется учебной деятельностью, ее результативностью. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит уровень знаний, степень интереса учащихся к учебе, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Вероятность достижения успеха как результата содействия повышается в том случае, если присутствуют встречные усилия, т.е. стремление к достижению успеха как у школьника, так и у педагога. Может быть, ребенок достиг многого, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. Может быть, он продвинулся совсем чуть-чуть, но для него самого это преодоление, победа, и чувство успеха переполняет его. А возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это — предмет его гордости. Так что значит быть успешным учеником? Кого можно назвать таковым? Того, кто, честно выполнив задание, заработал всего лишь тройку? Или того, кто списал домашнее задание и получил «5»? Учителям необходимо создавать учебные ситуации, где присутствует выбор, но помнить, что они должны научиться самостоятельно делать мотивированный выбор степени сложности задания Детей нужно приучать брать на себя ответственность за свои результаты. Это означает, что они не должны приписывать причину неудачи или успеха каким-то силам, находящимся вне их самих. Они должны видеть в себе причину своих результатов. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого мышления [2]. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала [3]. Проблемным называют обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, акти¬визируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений [2,4]. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный мо¬мент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей [7]. «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного» [3]. Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации, одним из главных ее компо¬нентов [2]. Итак, противоречие в проблемной ситуации, являясь важной движу¬щей силой обучения, способствует активизации всей познавательной дея¬тельности учащихся. Таким образом, проблемная ситуация по своей психологической структуре, как и мышление, представляет довольно сложное явление, которое включает в себя не только предметно-содержательную сторону, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта). Постановка учебного процесса в целом может побуждать или не побуждать школьников к активному учению. Обучение на основе образовательной системы «Начальная школа 21 века», которая руководствуется принципами развивающего обучения, позволяет естественным образом выстраивать технологию проблемного обучения без ограничений. При применении в процессе обучения проблемного метода, интерес к учебе значительно увеличивается(практика показывает). Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта, высокого познавательного интереса учащихся к теме. Связь между формированием положительной учебной мотивации, успешности обучения и проблемным обучением объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся. У детей повышается интерес к учебе, новым знаниям, улучшается эмоциональное отношение к учению, исчезает страх перед преодолением трудностей, усиливается желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности, и является причиной успеха в обучении. Из практики видим, что проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности. Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет, а значит и возрастает уверенность в своём успехе. Конечно, проблемное обучение требует значительных изменений как в организации учебного процесса, так и в изложении учебного материала. Итак, применение проблемных ситуаций в учебном процессе помогает учителю решить одну из важных задач, поставленных реформой школы, - формировать у учащихся активное, самостоятельное, творческое мышление, что ведёт к креативному развитию личности ребёнка в целом, так как он уверен в своих достижениях. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в самостоятельной творческой деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Большинство учеников заинтересовано в учебе(это показывает многолетняя педагогическая практика), но активность и самостоятельность деятельности снижена так как постоянно возникают трудности и страх невозможности самостоятельно разрешить их. Включение школьников в поисковую самостоятельную деятельность под руководством учителя помогает им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы. Ценность этого состоит в том, что дети в очередной раз получают возможность наблюдать, сравнивать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, право искать и находить свой ответ имеет каждый из них, а так же отстаивать свое мнение. Наблюдения показывают, что изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка, это ещё раз доказывает, что успеха в обучении может добиваться каждый. УМК "Начальная школа XXI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Материал для обучения продуман с учетом индивидуального темпа и успешности обучения каждого ребенка, а также уровнем его общего развития. Основная цель УМК "Начальной школы XXI века" заключается, прежде всего, в том, что школьник является равноправным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца . Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изменению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание. Еще одна важная задача УМК: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая побуждает проявить инициативу и самостоятельность. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" образцов, преобладанием заданий проблемного характера, наличием системы специальных творческих заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Так, ролевая игра введена обязательным структурным элементом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, – "Путешествие в прошлое". Структура комплекта продумана для получения не только учебных, но и жизненных навыков, на психическое, нравственное и культурное развитие. Конечная цель любой учебной деятельности – способность к изменению самого себя. УМК, с его большой, но взаимосвязанной системой обучения, стремится именно к этому, объединяя силы и стремления педагогического коллектива, учеников и их родителей. Создавая ситуацию успеха, при решении проблемы, поставленной на уроке, педагог активизирует мотивационную сферу личности школьника. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам он может предвзято воспринимать и оценивать мотивации достижения успеха. Таким образом, мы делаем вывод о взаимосвязи успешности в обучении с мотивацией достижений, всё это порождает проблемный метод обучения. Технологические карты уроков, разработанные по программе «Начальная школа 21 века», показывают, насколько проблемный метод обучения, способствует созданию ситуации успеха каждого ученика и развитию его творческого и умственного потенциала. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. 2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970. 3. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1963. 4. Лопатин А. Р. Создание ситуации успеха – основа гуманизации образовательного процесса// Народное образование. – 2004. - № 8. – С. 143 5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990 6. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986. 7. Особенности УМК "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой / Гвашева Ф.Р., Сочи, 2007 г. 8. Проект "Начальная школа ХХI века" Министерства образования РФ под редакцией Н.Ф. Виноградовой, М: Вентана - Граф, 2001г. |