Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебной мотивации младшего школьника
Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебной мотивации младшего школьника
В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий. Поэтому особого внимания учителя требует отметочная мотивация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебной мотивации младшего школьника»
Драловой Юлии Анатольевны
МБОУ «Калининская СОШ»
Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебной мотивации младшего школьника
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В.Г. Асеева, Ю.К. Бабанского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, В.И. Чиркова, Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской, Б.Г. Ананьева.
Проанализировав литературу, мы выяснили что, в психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. В результате анализа психологической литературы по теме исследования выявлено, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» являются синонимами. В широком смысле данными терминами обозначают совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В узком смысле данные термины представляют собой довольно сложную систему мотивов.
В классификации мотивов, предложенной Л.И. Божович, лежит выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью.
На наш взгляд, наиболее полная и точная классификация предложена А.К. Марковой. Основываясь на классификации Л.И. Божович, она выделяет аналогичные группы учебных мотивов, каждая из которых подвергается отдельной дифференциации.
К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся:
широкие познавательные мотивы
учебно-познавательные мотивы
мотивы самообразования
социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие, узкие социальные или позиционные мотивы
мотивы социального сотрудничества
Таким образом, различные исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу личности, включающую в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии.
Принципиальными путями формирования мотивации являются:
- «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения.
- «снизу вверх» - состоит в том, что младший школьник включается взрослыми в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения.
Обучение в начальной школе должно включать в себя оба эти вида воздействия на мотивацию учения.
Так же учителю необходимо владеть различными способами и приёмами работы с классом, чтобы способствовать созданию мотивации к учебной деятельности. Данные приемы должны отличаться новизной, разнообразием, занимательностью, увлекательностью, использованием ярких художественных средств, образностью; включать в себя удивление, поиск, парадоксальность.
Анализ исследований, по данной проблеме , позволил выявить средства формирования учебной мотивации, к ним относятся:
проблемные ситуации;
наглядность при изложении учебного материала;
использование на уроках игровых моментов;
коллективные формы деятельности;
создание ситуации успеха;
стимулирование широких социальных мотивов;
показ перспектив;
воздействие на учащегося через классный коллектив.
Теоретический анализ позволил утверждать, что смысл оценочной деятельности учителя, как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников.
Оценочная деятельность учителя – это отбор, разработка и применение нормативных и индивидуальных критериев (эталонов) оценивания, оценочных шкал и способов контроля и оценки.
Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки.
Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть:
умением определять предмет оценивания;
умением воспринимать предмет оценки;
умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями;
умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др.
В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий.
Поэтому особого внимания учителя требует отметочная мотивация.
Положительные отметки - подбадривают школьника, стимулируют его учебную работу. Однако нужно учитывать возможность своеобразной реакции со стороны детей с крайне низкой или высокой самооценкой: при расхождении их ожиданий с оценкой учителя эти дети могут отнестись к ней с недоверием и тревогой. Похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников. Это влечет за собой негативную реакцию класса и по отношению к отстающему, и по отношению к учителю.
Щадящие отметки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик. Степень же разрыва может определяться учителем пока только интуитивно, точные параметры здесь отсутствуют.
Отрицательные отметки — более сложная проблема. Отрицательная отметка должны направлять и корректировать учебные действия ученика, так как в большинстве случаев отрицательная отметка вызывает у учащихся возмущение и недовольство.
Таким образом, в младшем школьном возрасте оценочная деятельность учителя играет важную роль и для ребёнка, и для родителей. Отметки становятся и целью, и критериями отношений к школе, и к самому учителю.
Дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения.