Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»
Методическая тема самообразования определена на основании приоритетных направлений развития начальной школы и определена на основаниисобственной деятельности и приоритетного направления развития начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»»
Творческий отчёт по теме:
«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»
«Для того, чтобы учащийся сумел получить высокую оценку,
ему необходимо знать об
ожидаемых результатах работы и научиться их достигать»
Джон Биггс
Методическая тема самообразования: Методическая тема самообразования: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации учащихся».
Методическая тема самообразования определена на основании приоритетных направлений развития начальной школы и определена на основаниисобственной деятельности и приоритетного направления развития начальной школы.
Цель: создание условий для формирования навыков парной и групповой работы в начальной школе.
Задачи:
-Обучать способам организации групп совместного взаимодействия;
-Учить планировать деятельность во время учебного процесса;
-Развивать навыки социально - культурного поведения.
-Формировать адекватную самооценку себя и партнера.
Время реализации проекта: 2021 – 2022 уч. год
Предполагаемые результаты: Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для самостоятельного получения знаний, т.е. развитии у детей начальных классов обще учебных умений и навыков (познавательных, коммуникативных, регулятивных). Поэтому, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке.
Актуальность: В настоящее время существует серьезная тенденция к угасанию интереса школьников к учебной деятельности, снижение мотивации. А при организации работы в парах и группах идет увлекательная подача учебного материала, и каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются варианты решения, и находятся верные ответы. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.
Теоретическая база опыта. Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике. Групповая форма работы ставит учащихся перед необходимостью высказать и обосновать свое мнение, свои мысли в форме внешней речи, что способствует глубокому и осознанному осмыслению. Обучение в группе предусматривает все виды общения и опирается на них. Это и обучение в процессе общения, и общение учащихся друг с другом, и общение учащихся с учителем, это и социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли.
В ходе реализации всех этих уровней и возникает контакт между учителем и учащимися, который по мнению известного российского психолога А.А.Леонтьева является последним звеном в цепочке педагогического общения: деятельность – взаимодействие – общение – контакт. При работе в группах могут возникнуть противоречия, конфликты. Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов. Конструктивное разрешение конфликта способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе.
Использую разные формы повышения своего профессионального уровня:
Я стала использовать этот прием с целью повышения интереса к приобретению новых знаний, приобретение навыка формулировать свои мысли и аргументировано отстаивать свою точку зрения, а также для формирования адекватной самооценки. Раньше мы применяли различные приемы работы в группах, но это не являлось системой. А когда это вошло в регулярную систему работы, то ученики с удовольствием идут на урок, ожидая каких-то сюрпризов от учителя. Это стимулирует их активность и повышает мотивацию обучения.
При организации работы в парах и группах каждый ученик предлагает своё мнение, обсуждаются разные варианты решения, идёт обмен мнением детей в процессе учебного диалога. Групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Когда дети объединяются в группы, сотрудничество представляет собой способ работы где есть распределение обязанностей и ответственность за каждого ученика группы. Работа в группе помогает учащимся выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена мнениями. Многие учащихся просто не умеют высказывать свои убеждения, размышления и аргументировать, свои мысли и размышления, а дают те ответы, которые от них требует педагог. Важно, раскрыть способность учащихся работать в группах, научить их слушать и слышать друг друга, уважать мнение других, развивать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности - это саморазвитие и самореализация личности. Я стараюсь подбирать задания на урок разноплановые и разно уровневые, используя ИКТ.
По результатам индивидуальной работы дети объединяются в группы.
Интересно наблюдать за их реакцией, когда они, получив картинку, начинают искать подобную и радуются членам своей группы, другие разочаровываются.
Но в ходе урока, дети забывают о своих симпатиях и антипатиях, потому что вовлечены в работу и у них нет времени на выяснение своих личных отношений.
В этом большой плюс групповой работы.
Приступая к работе в группах, мною было доведено до учащихся о распределении ролей в группе, в целях достижения наилучшего результата, но в то же время, выполняя свои обязанности, каждый должен активно участвовать в работе. Подбирая задания на уроки, старалась выбрать те, которые больше будут влиять на развитие мыслительных процессов и требовать большего взаимодействия и вклада от каждого ребенка, в достижении результата, тем самым мотивируя их к собственному развитию в обучении. Слабые прислушиваются к советам сильных учеников. Поэтому каждый вовлечен в работу. Получатся, что через диалог и решение проблемных ситуаций, развивается не только речь учащихся, но и умение отстаивать свою точку зрения. Я думаю, что это и есть главный плюс групповой и парной работы.
Реализацию этих задач осуществляю на уроках через использование следующих компонентов:
Однородная групповая работа, эта работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.
Дифференцированная работа, это выполнение различных заданий разными группами.
Используемые методы обучения в группе: кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.
Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей.
Перспективы развития проекта по теме самообразования:
* продолжить изучать современную литературу по теме самообразования;
* повысить профессиональный уровень через интернет ресурсы;
* применять инновационные методы преподавания;
* повысить интерес учащихся к групповой и парной работе, развить творческие способности, логическое мышление, познавательную активность;
* апробировать на уроках различные формы и методы работы.