Урок – путешествие «Турпутёвка» Обобщение по теме «Влияние климата на облик Земли»
Урок – путешествие «Турпутёвка» Обобщение по теме «Влияние климата на облик Земли»
Урок – путешествие «Турпутёвка» разработан с использованием элементов педагогических технологий: личностно – коммуникативного образования, критического мышления. Форма организации учебной деятельности – групповая, так как она способствуют развитию критического мышления, развивают коммуникативные умения и речи в логике поставленных вопросов на основе географического материала, умений формировать самостоятельно цели и задачи урока, обеспечивают положительную мотивацию изучения темы, способствуют раскрытию творческих способностей. При подаче материала я ориентировалась на ценностно – смысловое равенство и рассчитывала на взаимодействие участников процесса обучения. Прослеживалась логическая связь всех этапов: повторение терминов и понятий – знание климатообразующих факторов – умение работать с климатической картой и климатограммой – вывод о типе климата – описание климата.
Учащиеся приобрели навыки: общения в процессе групповой и парной работы, работы с различными источниками информации и на их основе систематизации, обобщения и синтеза полученной информации, развития монологической и диалогической речи, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и думать в соответствии в логикой и ходом урока.
Результаты урока положительные за счёт обеспечения взаимосвязей всех компонентов: триединая дидактическая цель – содержание учебного материала – интересный дидактический материал – методы обучения – формы организации познавательной деятельности – результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок – путешествие «Турпутёвка» Обобщение по теме «Влияние климата на облик Земли» »
Попова Т. Я. Учитель географии высшей квалификационной категории
МАОУ школа – интернат «Лицей – интернат №7 » г. Бердск . 2015г.
«География» 6 класс
Тема урока: Урок – путешествие «Турпутёвка»
Обобщение по теме «Влияние климата на облик Земли»
Главная дидактическая цель урока: используя игровую ситуацию для создания обстановки заинтересованности, обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы: «Влияние климата на облик Земли» .
Обучающая цель урока: Продолжить формировать умения работать в группах.
Закрепить умения читать климатическую карту в ситуации самостоятельного поиска. Выявить различия климатических условий в разных странах и причины этих различий. Провести совместное обсуждение выявленных в ходе урока различий климатических условий в разных районах мира.
Воспитывающая цель: Обеспечить положительную мотивацию изучения темы, показав значимость знаний о климате и отношения к ним общества, способствовать раскрытию творческих способностей, вызвать интерес к изучаемой теме, способствовать обучению рефлексии учебной деятельности.
Развивающая цель: Содействовать развитию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мысленных операций, осуществлению самоконтроля и самооценок, взаимоконтроля, становлению и развитию личности. Способствовать развитию критического мышления, коммуникативных умений и речи в логике поставленных вопросов на основе знаний по теме.
2. Для получения «Визы» - высказать предварительные предположения о причинах, влияющих на климат, выполнив ряд заданий по теме «Климатообразующие факторы».
3. Работая с климатической картой выбрать одежду и аксессуары и обосновать свой выбор.
4. Используя климатическую карту, климатограммы данного пункта путешествия, выявить климатообразующие факторы, сделать вывод о типе климата, определить климатический пояс и климатическую область.
2. В процессе обучения способствовать самостоятельности мышления, развитию умений устанавливать и объяснять причинно-следственные связи.
3.В процессе общения в группах воспитать у уч-ся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма.
4. Способствовать развитию эмоциональной сферы личности, познавательного интереса к предмету. Развивать творческие способности,
Прививать культуру труда.
Тип урока: обобщения и применения знаний.
Методы и методические приёмы: по дидактическим целям – познавательный, коммуникативный , по характеру познавательной деятельности– поисковый, исследовательский, по источникам – наглядные, практические.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Опорные знания и умения: Атмосфера, её значение, состав. Климат. Климатообразующие факторы. Умение работать со схемами, климатическими картами, климатограммами.
Планируемые результаты: Обучающиеся должны воспроизвести знания, полученные при изучении темы «Влияние климата на облик Земли».
.
Оборудование: карты: физическая карта мира, глобус, климатические пояса и области, учебные карточки, атласы, презентация.
Методы и методические приемы: 1. по источникам: наглядный, практический.
2. по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
3.по дидактическим целям и задачам: коммуникативный, познавательный.
Элементы педагогических технологий: личностно – коммуникативного образования, критического мышления.
Записи на доске:
1. Эпиграф: Везде исследуйте всечастно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ёщё не видел свет. М.В. Ломоносов
4. Домашнее задание.
5. Этапы урока.
ОРАГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ:
1.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ.
2.ВСТУПЛЕНИЕ /вступительное слово учителя/.
Рассказ учителя. Многие, внимательно рассматривая карту, мечтают о далёком путешествии и сожалеют о том, что Америка давно открыта и полюсы достигнуты другими, что первые кругосветные плавания уже совершены, что времена Колумба и Магеллана, Пржевальского и Семёнова – Тянь – Шанского уже прошли, что на карте совсем не осталось «белых пятен» и что, к сожалению, теперь совсем нечего открывать, но мир, оказывается, можно познавать, путешествуя на уроках географии.
Вопрос: Как вы думаете, какова цель нашего воображаемого путешествия?
Перед началом путешествия постараемся пройти «Дорожку повторения». / задания на слайдах /.
Ребята! Туристическое агентство предлагает вам 4 путёвки в различные страны, с разными климатическими условиями. / показ на слайдах /.
Вопрос: По какому принципу выбраны эти страны?
Для того, чтобы совершить воображаемое путешествие вам необходимо преодолеть несколько этапов.
3. ЗНАКОМСТВО УЧ-СЯ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОКЕ. /демонстрация на слайдах /
1 ЭТАП:«Получение Турпутёвки»
Задача – правильно ответить на вопросы и получить турпутёвку в следующие страны: Египет, Венесуэла, Япония, Исландия. Так как целью этого урока является: выявление различий климатических условий в разных странах и причин таких условий, поэтому вопросы в учебных карточках по теме: «Влияние климата на облик Земли» . Постарайтесь сосредоточиться, будьте внимательны, не отвлекайтесь! Тщательно изучайте и быстро отвечайте на вопросы!
Каждый вопрос оценивается определённым количеством баллов. Чья группа больше заработает, та получит более «дорогую путёвку» / чем дальше от города Новосибирска страна, тем путёвка дороже./
«А сейчас, ребята, пока эксперт подводит итоги 1 этапа, /мы отправимся в загадочную страну «Климатологию» /задания на слайдах /.
Вручение путёвок.
2 ЭТАП: «Виза»
Задача – высказать предварительные предположения о причинах, влияющих на климат. Уч-ся заполняют «Визу». Задания:
Столица страны, пункты путешествия -
Определить координаты -
Указать, есть ли рядом с заданными пунктами горы, реки, морские течения
/ какие? /.
3 ЭТАП: «Таможенная декларация»
Задача – работая с климатической картой, выбрать одежду и аксессуары для путешествия, обосновать свой выбор.
ПРИМЕЧАНИЕ: В декларацию уч-ся заносят содержание «чемодана» - до 10 существенных для планируемой поездки элементов: одежды, обуви и других необходимых в данных климатических условиях предметов.
4 ЭТАП: «Перелёт»
Задача - Выявить основные климатообразующие факторы основного пункта вашего путешествия, изучить климатическую карту и заполнить «Дневник путешествия».
Задание. Определить тип климата по климатическим характеристикам, используя климатограмму.
1. Какова средняя температура января и июля?
2. Каково годовое количество осадков?
3. Каков режим выпадения осадков:
А) осадки выпадают равномерно в течение года
Б) осадки выпадают неравномерно в течение года (в какое время года выпадает максимум осадков)?
4. Какой это климатический пояс?
«Дневник путешествия»
Пункт
Температура января
Температура июля
Осадки
Режим осадков
Климатический пояс
4 этап: Итоги путешествия.
Задача: Обобщить и систематизировать полученные данные, образно рассказать о климате вашего пункта путешествия.
/ Обработка данных и составление краткого отчёта о своём путешествии /
4.Учебная деятельность. / по этапам /
5 ЭТАП: рефлексия. ( на слайде)
-Какую цель мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную цель?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать? Все ли научились работать с климатической картой, климатограммами?
Наш урок подходит к концу. Выставление отметок.
Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?-С каким настроением вы уйдете с урока? Я надеюсь, что вы продолжите начатую на уроке работу, вас увлечет мир нашей планеты.. Будьте любознательны! Познавайте то, что Вас окружает!
Выразите своё настроение цветом. ( У ребят на столе кружочки разного цвета)
Благодарю, вас, за работу!
Дом. задание: сделать рисунки – ассоциации – с чем в отношении климата ассоциируются пункты путешествия. Или написать«Письмо другу из…..
В письме требуется рассказать об условиях жизни / с точки зрения климата, погод
в данном пункте. Повторить основные темы и понятия. Подготовиться к тесту