kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды информации и виды чтения текста в технологии продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды информации и виды чтения текста в технологии продуктивного чтения»

Виды информации

и

виды чтения текста

в технологии продуктивного чтения


Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. В этом отношении определенное значение приобретает вопрос об успешности овладения смысловым чтением. Программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится умение работать с различными источниками информации.

Говоря о понимании текста, следует прежде всего различать информацию

«а) содержательно-фактуальную,

б) содер-жательно-концептуальную и )

содержательно-подтекстовую» (И.Р. Гальперин, 17, с. 26).


Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах и т.д., которые происходят или будут происходить; она эксплицитна по своей природе, то есть всегда выражена вербально. Единицы языка обычно употребляются в их прямых, предметно-логических, словарных значениях, закреплённых за этими единицами социально обусловленным опытом.

Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами содержательно-фактуальной информации, понимание их причинно-следственных связей; их значимости в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами; их сложного психологического и эстетико-познавательного взаимодействия. Такая информация извлекается из всего произведения и представляет собой творческое переосмысление указанных отношений, фактов, событий, процессов, происходящих в обществе и представленных писателем в созданном им воображаемом мире. Этот мир приближённо отражает объективную действительность в её реальном воплощении.

Содержательно-концептуальная информация не всегда выражена с достаточной ясностью. Она даёт возможность, и даже настоятельно требует, разных толкований. Таким образом, различие между содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информацией можно представить себе как информацию бытийного характера и информацию эстетико-художественного характера, причём под бытийным следует понимать не только действительность реальную, но и воображаемую. Содержательно-концептуальная информация – преимущественно категория текстов художественных, хотя может быть получена из научно-познавательных текстов. Различие здесь лишь в том, что в научных текстах она всегда выражена достаточно ясно, в то время как в художественных для декодирования содержательно-концептуальной информации требуется мыслительная работа. При этом надо чётко осознавать, что данный вид текстовой информации не сводится к идее произведения. Это замысел автора плюс его содержательная интерпретация.

Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую, факультативную информацию, извлекаемую из содержательно-фактуальной благодаря способности единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности предложений внутри содержательно-фактуальной информации приращивать смыслы .

В технологии продуктивного чтения, для удобства информацию называют фактуальной, концептуальной и подтекстовой.







В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читателем смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном материале.

Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей. Важно развивать у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:

  • с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);

  • с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое чтение);

  • с извлечением необходимо значимой информации (поисковое чтение);

  • критическое понимание информации.

Умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из текста.

Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий, как: 

коммуникативных – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника; 

познавательных – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;

личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения; 

регулятивных – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).





В течение всей своей жизни для изучения того или иного текста человек прибегает к различным способам прочтения информации.

Под видами чтения принято понимать набор операций обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическими сочетаниями приемов смысловой и перцептивной переработке материала, воспринимаемого зрительно». (Фоломкина С.К.)


Существует несколько авторов классификации видов чтения. Вспомните ромашку Блума.

Классификации видов чтения ( по Блуму)

1)Воспроизводящее чтение – уровень знакомства с текстом, опознания и пересказа соответствующей информации.

2) понимающее чтение, требующее понимания фактов, изложенных в тексте

3) применяющее чтение, суть которого сводится к тому, что читающий может прогнозировать применение полученной информации на практике

4) аналитический тип чтения, требующий разложения текста на составные куски (части, абзацы(, соответсвующие основным мыслям автора

5) чтение синтеза, названное Блумом «просеивающее выращивание». Синтез прочитанного еще более сложный тип чтения, предполагающий создание нового текста – написания отзыва, реферата….

5) критическое чтение текста, связанный с оценкой прочитанного в сравнении с другими источниками.


В зависимости от коммуникативных потребностей и по степени проникновения в содержание текста в отечественной методике выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое (Н.Е.Соловова). Поскольку просмотровое и поисковое по многим характеристикам совпадают, в практике обучения, как правило, принимают за один вид, называя поисково-просмотровым.


Г.В. Рогова выделяет три вида чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное.

Существует мнение о том, что не следует выделять слишком много видов чтения информативного чтения и достаточно различать изучающее и поисковое чтение ( Р. К. Миньяр- Белоручев)

В начальной школе в технологии продуктивного чтения выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.







Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

Ознакомительное чтение.

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать).

  • чтение по абзацам

  • графические пометки



Задачей ознакомительного чтения является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.

Данный вид чтения в школе необходим для того, чтобы ученик как можно скорее выбрал основные факты, то есть главные. Как вы поняли, важно уметь выделять и понимать ключевые слова. Этот вид чтения подразумевает умение догадываться о лексическом значении ключей из контекста. Важно уметь обобщать содержание прочитанного текста. Для ребенка это очень важно.

Чтение в данном случае направляется специальными заданиями, конкретизирующими задачу учащихся:

- изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста;

- найти ту часть текста, которая могла бы дополнить текст изученного параграфа;

- что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом;

- кратко сформулировать основную мысль текста (указанного абзаца);

- найти ту часть текста, которая отвечает на вопрос ...;

- прочитать часть текста и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ...;

- найти в тексте ключевые слова, несущие основную информацию;

- найти главные мысли текста (абзаца), ориентируясь на его название (аннотацию, план);

- подчеркнуть слова, которые могут быть опущены без ущерба для передачи основной информации и т.д.











Изучающее

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации.

  • выделение смысловых частей

  • вычитывание подтекста



Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы). Целесообразно использовать прием самопостановки вопросов к тексту в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Цель работы - пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в непонятной информации.

При формировании навыков изучающего чтения учитель, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами такого типа:


О чем теперь вы хотели бы узнать?

Какие вопросы здесь возникают?

О чем будет говориться далее?

Как эта мысль раскрывается дальше?

О чем это говорит?

На какой вопрос это отвечает?

Какая мысль раскрывается в этой части текста?

Подтвердилась ли ваша догадка?



К данному методу педагоги прибегают, чтобы обеспечить ученикам не только вдумчивое, а также глубокое понимание прочитанного текста. Чтобы достигнуть этой цели, учителя прибегают к постановке конкретных вопросов после прочтения. Целью данной работы является пробуждение у учеников стремления точнее понять текст и разобраться в непонятных ситуациях. Очень часто при таком чтении учитель для всех читает текст вслух, делает остановки, обращаясь с различными вопросами к аудитории.

Нередко приемы изучающего чтения встречаются на уроках русского языка. Детям в параграфах учебника дается теоретический материал, объясняются различные лингвистические факты, излагаются определения терминов, а также перечисляются их признаки. Такое чтение необходимо при изучении нового материала для познания новых фактов. Кроме того, изучающее чтение дети используют при подготовке к изложению.

При формировании навыков изучающего чтения учитель, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами. В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения части текста или текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, постановка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление ответов на поставленные вопросы. Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего, это тексты параграфов. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов.

Приемы изучающего чтения до чтения текста:

Внешние данные книги. Осмыслить заголовок. В какой степени знаком Вам автор? Предугадывание содержания текста.

Приемы работы изучающего чтения по ходу чтения .

Выявить скрытые вопросы в тексте. Искать в тексте скрытые ответы на вопросы. Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, неизвестное.

Приёмы изучающего чтения после чтения

Выделить основную информацию каждой части и всего текста, сформулировать основную мысль текста; выбрать материал – главные мысли для выполнения задания (пересказ, план, текста устный ответ)



Просмотровое чтение

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.

  • анализ заголовка, подзаголовка

  • просмотр схем, таблиц, оглавления



Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок текста, соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.), прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его, осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста.

Чтобы сформировались такие умения, необходимо предлагать детям следующие виды заданий:

- назвать предложения, которые открывают новую тему текста;

- прочитать данные абзацы и определить, какая тема их объединяет;

- как можно продолжить текст, если он называется ...;

- из каких (скольких) частей будет состоять текст "Кем бы я хотел быть и почему?";

- с какой частью текста соотносятся рисунки (схемы,таблицы) и т. п.


Если дети работают с художественным текстом, всегда нужно обращать их внимание на средства художественной выразительности, на то, какие приемы использовал автор, чтобы его произведение звучало по-особому.

С этой целью используются задания такого характера:

- какую роль в описании играют имена прилагательные (или другие части речи);

- какие глаголы использованы для описания действий...;

- как и почему изменяется порядок слов в первой и второй частях текста;

- какие формы глагола помогают описать прошлые события зримо, образно;

- каким образом автор передает свои чувства при описании...


В учебниках русского языка основу многих упражнений (работа с текстом) составляют отрывки из художественных, научно-популярных произведений. Задания к ним, как правило, предусматривают озаглавливание текстов, определение основной мысли, темы и стиля высказывания, выделение его частей и т.п. При работе с такими упражнениями учащийся должен получить общее представление о содержании материала, найти ответ на какой-либо один конкретный вопрос, содержащийся в задании (определить стиль текста; назвать основные вопросы, которые затрагивает автор; определить вид связи между предложениями и др.).

Исследовательское чтение – это методическое чтение, подчиненное заранее установленной цели и задачам исследования. Следовательно, исследовательское чтение носит в большой степени избирательный характер, не всегда требует сплошного чтения всего текста.






Таким образом, процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.



Разные виды чтения на уроках русского языка.

Особый вид текстов в учебниках русского языка представляют задания к упражнениям, освоение которых требует от школьников применения различных приемов чтения: либо изучающего (если требуется воспроизвести задания после чтения, определить основную цель задания, последовательность его выполнения), либо ознакомительного (если нет установки на последующее воспроизведение, если количество конкретных заданий невелико, а их характер не требует глубокого осмысления).


В зависимости от цели и специальных задач анализа заданий к упражнениям приводятся в действие соответствующие приемы чтения. Чтобы добиться глубокого осмысления характера задания, учитель предваряет чтение текста серией вопросов: прочитайте задание к упражнению и ответьте на вопросы: с какого задания надо начинать выполнение упражнения и почему? Какое из данных заданий является наиболее трудным и почему? Какой из этого следует вывод? Какой материал необходимо повторить (или вспомнить), чтобы выполнить задание (или часть его)? Прочитайте текст задания и составьте план его выполнения.


Если же требуется обратить внимание учащихся не на все, а лишь на определенные пункты задания, актуализировать те из них, которые связаны с изучаемой темой или решением какой-либо частной учебной задачи, то следует нацелить школьников на ознакомительное чтение, давая такие, например, задания:


- прочитать задания к упражнению и найти те из них, которые связаны с изучаемой темой;

- прочитать задания к упражнению. На какую часть изученного материала нужно опираться при их выполнении?














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды информации и виды чтения текста в технологии продуктивного чтения

Автор: Наталья Валентиновна Парамонова

Дата: 17.01.2021

Номер свидетельства: 570382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технология продуктивного чтения как один из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologiia_produktivnogo_chteniia_kak_odin_iz_mekhanizmov_dostizheniia_predmet"
    ["file_id"] => string(6) "572643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612864465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "134191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416680076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-1"
    ["file_id"] => string(6) "236816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444155203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Мастер - класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования" "
    ["seo_title"] => string(101) "mastier-klass-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sposob-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126535"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415192549"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Статья "Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(127) "statiaprimienieniietiekhnologhiiproduktivnoghochtieniiadliaformirovaniiapravilnoichitatielskoidieiatielnostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "328562"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463660175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства