Мастер-класс
Тема: Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования.
Цель: Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.
Эпиграф: Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
Вступительное слово.
Проблема: современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.
При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.
Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Беседа
Что такое технология?
(Последовательность этапов работы).
Что значит продуктивное чтение?
(Продуктивное – от слова «продукт»).
Что может быть продуктом чтения?
(Результат)
А какой результат может быть у чтения?
(Понимание смысла прочитанного).
Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.
Что же является вторым результатом чтения?
(Восприятие прочитанного текста)
Восприятие – это включение человека в чтение.
А что значит включиться в чтение? Слайд 4
Читаем – и представляем картины, героев.
Читаем – и ставим себя на место героев,
Читаем – и переживаем,
Читаем - участвуем в действии.
Читаем – задумываемся над содержанием,
Читаем – предполагаем конец истории,
Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,
Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание. Слайд 5
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Слайд 6, слайд 7
Ш. Урок по технологии продуктивного чтения строится так:
слайд 8 (Раздаточный материал. Приложение 1)
I этап. Работа с текстом до чтения. Слайды: 9, 10, 11
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?
Постановка цели урока.
Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.
II этап. Работа с текстом во время чтения:
Слайды: 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17
Цель этапа
понимание текста и создание его читательской интерпретации
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
итаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.
Ш. Работа с текстом после чтения. Слайды: 8, 18, 19, 20, 21, 22, 23
Цель этапа
достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Это уже зависит от желания и мастерства учителя.
В результате использования данной технологии мы Слайды 24 - 28
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Это познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Ориентирована на развитие личности читателя.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла…
Практическая часть
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники.
1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе? (слайд)
2)По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? Название тексту я дала сама, т.к. автор назвал его по первому предложению.
(«Борожай» , 1-е предложение текста «Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак») 3)Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения. (слайд)
4) Какова цель нашего урока?
На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.
Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.
Чтение текста (1-4 предложения). 1-я остановка
Кто герой произведения?
От какого лица ведётся повествование?
Чей голос мы слышим?
Вступите в диалог с автором?
Почему пёс казался чудаком?
Что было необычным в его поведении?
Почему только сейчас рассказчик это понимает?
Приём «Словесное рисование» (работа в группах)
Почему пёс казался чудаком?
Что было необычным в его поведении?
Почему только сейчас рассказчик это понимает?
Приём «Словесное рисование» (работа в группах)
2-я остановка (5-23 предложения). Приём «Диалог с автором»
Почему рассказчику пёс казался необычным?
Как относится мальчик к Борожаю? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваши мысли.
Объясните фразеологизм «провалиться сквозь землю». Что он передаёт?
Какие фразы передают иронию героя?
Почему герой говорит, что «… пёс был труслив до неприличия»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста.
Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его?
Как автор относится к Борожаю? Какими средствами он передаёт своё отношение к псу?
Задайте вопросы автору?
Объясните смысл 23 предложения.
Что такое могло случиться потом? Порассуждайте.
Изменится ли отношение героя к Борожаю?
Об этом мы узнаем в следующем отрывке.
3-я остановка (24 – 31 предложения). Приёмы: диалог с автором и комментированное чтение.
(24)У соседей загорелся дощатый сарай. (Вопрос автору: почему? Что случилось?) (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (Вопрос автору: почему не подберёшься?) (26)Жар, дым, он, бедняга, (автор очень сильно взволнован судьбой телёнка, переживает, жалеет его) уже не мычит, а стонет, (телёнок страдает, как человек, тяжело всем это слышать и осознавать своё бессилие) всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (Вопрос автору: неужели никто не нашёлся, чтобы как-то помочь телёнку?) (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, ( чрезмерно, необычайно сильно, с надрывом), (Вопрос автору – Почему? Что случилось с ним? Что он хочет этим сказать?) людей зовёт, потом раз – и сиганул (очень быстро, мгновенно прыгнул или убежал) в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (Пожар был очень сильный, автору страшно за собаку). (28)Тут уж мужики не выдержали,
(Вопрос автору: что не выдержали и почему?) встрепенулись, (внезапно вздрогнули, оживились, пришли в себя, задвигались) (Вопрос автору: что заставило мужиков встрепенуться?) схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, (Вопрос автору: почему?) угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой (родной, кем дорожишь) в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
Изменилось ли отношение рассказчика к собаке, мы узнаем чуть дальше.
Прогнозирование: как вы думаете, что мы должны узнать из последнего отрывка рассказа?
4-я остановка (32 – 40 предложения). Приёмы: прогнозирование, диалог с автором, комментированное чтение.
(32)Странный (необычный, не соответствующей норме или ожиданиям, вызывающий недоумение) был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (Прогнозирование: как , на самом деле, звали собаку?) (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (Производить сильное впечатление; удивлять, изумлять) (Вопрос автору: почему так назвали щенка, за какие качества?). (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (Бессмысленная, не соответствующая здравому смыслу). (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (Обычные, ничем не отличающиеся, соответствующие норме), (Вопрос автору: что это значит?). (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
(По М. Лоскутову)*
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.
Беседа по тексту
Ваши впечатления от рассказа?
Как бы вы его озаглавили? Почему так?
Какова позиция автора по отношению к рассказчику? А к Борожаю?
Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте.
Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста.
Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
О чём этот рассказ?
Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?
Рассказ учителя о писателе и публицисте М.П.Лоскутове (презентация)
Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Данная технология помогает мне научить детей:
Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);
Читать не для взрослых, а для самого себя;
Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.
Понимать текст и видеть позицию автора.
Поначалу много времени учителю приходится уделять на подготовку к уроку. Но по мере освоения технологии учитель может использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору, комментарии к тексту, работу в парах и группах.
Я желаю, чтобы ваши ученики на экзамене продемонстрировали хорошо сформированные УУД и получили наивысший балл.
При подготовке данного мастер-класса я использовала такую литературу и материалы сайтов.
1. Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с.
2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс,
3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
5. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581
6. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
7. http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8
Закончить я хочу строками Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!