kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.

Эпиграф: Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

                       К.Д.Ушинский

Вступительное  слово.

Проблема: современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф.  И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.Вот почему технология  продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных

  1. Беседа
  2. Что такое технология?  (Последовательность этапов работы).

2. Что значит продуктивное чтение?  (Продуктивное – от слова «продукт»).

3. Что может быть продуктом чтения?

4. А какой результат может быть у чтения?(Понимание смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

  1. Что же является вторым результатом чтения?

(Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

  1. А что значит включиться в чтение?     Слайд 4

 Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем  - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.      Слайд 5

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Слайд 6,   слайд 7

Ш. Урок по технологии продуктивного чтения строится так:

 слайд 8     (Раздаточный материал. Приложение 1)

I этап. Работа с текстом до чтения.           Слайды:  9, 10, 11

  1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?

  1. Постановка цели урока.

Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.

  1. этап. Работа с текстом во время чтения:

Слайды: 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17

Цель этапа

понимание текста и создание его читательской интерпретации

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

итаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

Ш. Работа с текстом после чтения. Слайды: 8, 18, 19, 20, 21, 22, 23

Цель этапа

         достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.

  1. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  3. Творческие задания,  опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Это уже зависит от желания и мастерства учителя.

В результате использования данной технологии мы Слайды 24 - 28

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенностиобъектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Это познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Достоинства технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
  2. Ориентирована на развитие личности читателя.
  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла…

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал»

Приложение 1

Структура урока по технологии продуктивного чтения

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Работа в классе начинается с вопросов учителя:

какими были ваши ожидания?

Какие вопросы до чтения у вас возникали?

На что обратили внимание перед чтением и почему?

  1. Постановка цели урока.


II этап. Работа с текстом во время чтения:

Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.

  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем

ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская

интерпретация.


Ш. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла,

корректировка читательской интерпретации, доведение

читательских впечатлений до уровня законченной мысли


  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.

  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
















Приложение 2

Виды и приемы чтения

Просмотровое чтение

Ознакомительное чтение

Изучающее чтение

Цель

самое общее представление о содержании и смысле текста

извлечение основной информации

проникновение в смысл при помощи анализа текста

Конечный результат

решение: читать или не читать текст

решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать

Понимание всех уровней текста

Приемы

- анализ заголовка, прогнозирование темы;

- анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним (если таковые имеются) шрифтовых и графических выделений,

- знакомство со структурой текста;

- просмотр первого и последнего абзацев текста;

- знакомство с оглавлением (если оно есть)

- чтение аннотации (если она есть)

- чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца;

- выделение по ходу чтения значимой информации;

- расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? - непонятно, надо вернуться; ! – интересно, важно и т.д.)

- выделение смысловых частей текста;

- прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное;

- выделение ключевых слов,

- замена смысловых частей их свернутыми вариантами, эквивалентами,

- выявление деталей текста, подтекстовой информации;

- определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю,

- составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста,

- выписки основных суждений;

- составление плана и граф-схемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь отдельных его частей,

- переработка: создание вторичных текстов на основе данного;

- читательские комментарии к тексту







Приложение 3

Подготовка урока по технологии продуктивного чтения

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)

2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:

- фактуальную (то, что говорится напрямую)

- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание !!! Данный уровень может быть не во всех текстах.

- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)

3. Определите роль данного текста на уроке:

- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?

- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке:

- например: ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.

- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?

- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.

Внимание !!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.

Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно

чтение!

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками)

- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов

- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста) 

- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.

+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.

+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:

- вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы)

- или проверка выполнения продуктивного задания к тексту …


Виды информации в художественном тексте

           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.

         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.

         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)







Приложение 4

Формирование УУД

До чтения

Во время чтения

После чтения

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других.


  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • Ориентироваться в учебнике;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Выразительно читать и пересказывать текст;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Приложение 5

Михаил Лоскутов родился в семье инженера-железнодорожника. В пятнадцать лет становится журналистом, в шестнадцать лет становится редактором областной комсомольской газеты, «Голос рабоче-крестьянской молодежи». Постоянный автор газеты «Курская правда». В 1926 году переезжает в Ленинград. Публикуется с очерками и фельетонами в журнале «Юный пролетарий» и в газете «Смена». Когда в 1928 году издается его первая книга сборник рассказов и фельетонов «Конец мещанского переулка». В 1929 году в соавторстве с С. Урнисом пишет небольшую книгу — «Золотая пустота». В этом же году выходит его третья книга — «Отвоеванное у водки». В 1929 году Михаил Лоскутов путешествует по Средней Азии, и в 1932 году выходит в свет его книга «Тринадцатый караван», описывающая его восточные путешествия. «На фо­не документальной прозы о начале «социалистического строи­тельства» книга выгодно отличается непос­редственностью и свежестью, с какими в ней показано «освоение пустыни»». Он обладал талантом немногословного и меткого юмора. Но прежде всего и больше всего он был талантливым, и, чертовски талантливым, писателем. Его писательское зрение отличалось необыкновенной зоркостью. Он умел показать в одной фразе внутреннее содержание человека и всю сложность и своеобразие его отношения к миру. „Тринадцатый караван“ — книга о „присоединении пустыни к миру“, об истории завоевания „раскаленных песков“. Без ложной патетики автор показывает те перемены, которые отделили советские Каракумы от „Злых песков“ прошлого.— Константин Паустовский. В 1933 году участвует в автопробеге по маршруту Москва — Каракумы — Москва. После чего вышла новая книга Михаила Лоскутова под названием «Рассказы о дорогах». В 1935—1938 годах Лоскутов работает над циклом рассказов о Средней Азии. Рассказы и статьи Лоскутова в тридцатые годы часто появляется на страницах «Литературной газеты». Опубликованы его книги: «Конец мещанского переулка» (1928), «Рассказы о дорогах» (1935), «Тринадцатый караван» (1938), и др. Арестован 12 января 1940. 6 июля 1941 приговорён ВКВС СССР по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян 28 июля 1941. Реабилитирован в 1956.











Приложение 6

Афоризмы о чтении

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать». Ф. Бзкон

«Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!»  Г. Торо

«Читать не размышляя, все равно, что есть и не переваривать» Э.Борк 

«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знаниеДаль В.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

В. Сухомлинский

Читать и не понимать – то же, что совсем не читать. Я. Коменский

Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. Э. Хемингуэй

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Бэкон Фрэнсис.

Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.

Генри Дейвид Торо

Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.
Эразм Роттердамский

Читать означает «брать в долг», а сделать на основе этого открытие — значит «уплатить долг». Георг Кристоф Лихтенберг



Просмотр содержимого документа
«разработка мастер-класса»

Мастер-класс

Тема: Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования.


Цель: Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.


Эпиграф: Читать – это еще ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чем главное.

К.Д.Ушинский

Вступительное слово.

Проблема: современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.

При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.


Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.


Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.


  1. Беседа

  1. Что такое технология?

(Последовательность этапов работы).

  1. Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

  1. Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

  1. А какой результат может быть у чтения?

(Понимание смысла прочитанного).


Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.


  1. Что же является вторым результатом чтения?

(Восприятие прочитанного текста)


Восприятие – это включение человека в чтение.


  1. А что значит включиться в чтение? Слайд 4

Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.


При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание. Слайд 5

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Слайд 6, слайд 7

Ш. Урок по технологии продуктивного чтения строится так:

слайд 8 (Раздаточный материал. Приложение 1)


I этап. Работа с текстом до чтения. Слайды: 9, 10, 11

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?


  1. Постановка цели урока.

Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.


II этап. Работа с текстом во время чтения:

Слайды: 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Цель этапа

понимание текста и создание его читательской интерпретации


  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.

  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

итаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.


Ш. Работа с текстом после чтения. Слайды: 8, 18, 19, 20, 21, 22, 23

Цель этапа

достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли


1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.

  1. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

  2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  3. Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.


Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации. Это уже зависит от желания и мастерства учителя.


В результате использования данной технологии мы Слайды 24 - 28

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Это познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Достоинства технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

  2. Ориентирована на развитие личности читателя.

  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла…

Практическая часть

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники.

1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе? (слайд)

2)По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? Название тексту я дала сама, т.к. автор назвал его по первому предложению. («Борожай» , 1-е предложение текста «Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак»)

3)Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения. (слайд)

4) Какова цель нашего урока?

На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.


Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.


2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

Чтение текста (1-4 предложения). 1-я остановка

  1. Кто герой произведения?

  2. От какого лица ведётся повествование?

  3. Чей голос мы слышим?

  4. Вступите в диалог с автором?

  • Почему пёс казался чудаком?

  • Что было необычным в его поведении?

  • Почему только сейчас рассказчик это понимает?

Приём «Словесное рисование» (работа в группах)

  • Какими вы себе представляете пса – чудака и рассказчика ?

  • Почему пёс казался чудаком?

  • Что было необычным в его поведении?

  • Почему только сейчас рассказчик это понимает?

Приём «Словесное рисование» (работа в группах)

  • Какими вы себе представляете пса – чудака и рассказчика ?

2-я остановка (5-23 предложения). Приём «Диалог с автором»

  • Почему рассказчику пёс казался необычным?

  • Как относится мальчик к Борожаю? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваши мысли.

  • Объясните фразеологизм «провалиться сквозь землю». Что он передаёт?

  • Какие фразы передают иронию героя?

  • Почему герой говорит, что «… пёс был труслив до неприличия»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста.

  • Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его?

  • Как автор относится к Борожаю? Какими средствами он передаёт своё отношение к псу?

  • Задайте вопросы автору?

  • Объясните смысл 23 предложения.

  • Что такое могло случиться потом? Порассуждайте.

  • Изменится ли отношение героя к Борожаю?



Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

3-я остановка (24 – 31 предложения). Приёмы: диалог с автором и комментированное чтение.

(24)У соседей загорелся дощатый сарай. (Вопрос автору: почему? Что случилось?) (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (Вопрос автору: почему не подберёшься?) (26)Жар, дым, он, бедняга, (автор очень сильно взволнован судьбой телёнка, переживает, жалеет его) уже не мычит, а стонет, (телёнок страдает, как человек, тяжело всем это слышать и осознавать своё бессилие) всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (Вопрос автору: неужели никто не нашёлся, чтобы как-то помочь телёнку?) (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, ( чрезмерно, необычайно сильно, с надрывом), (Вопрос автору – Почему? Что случилось с ним? Что он хочет этим сказать?) людей зовёт, потом раз – и сиганул (очень быстро, мгновенно прыгнул или убежал) в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (Пожар был очень сильный, автору страшно за собаку). (28)Тут уж мужики не выдержали,

(Вопрос автору: что не выдержали и почему?) встрепенулись, (внезапно вздрогнули, оживились, пришли в себя, задвигались) (Вопрос автору: что заставило мужиков встрепенуться?) схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, (Вопрос автору: почему?) угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой (родной, кем дорожишь) в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.


Изменилось ли отношение рассказчика к собаке, мы узнаем чуть дальше.

Прогнозирование: как вы думаете, что мы должны узнать из последнего отрывка рассказа?

4-я остановка (32 – 40 предложения). Приёмы: прогнозирование, диалог с автором, комментированное чтение.


(32)Странный (необычный, не соответствующей норме или ожиданиям, вызывающий недоумение) был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (Прогнозирование: как , на самом деле, звали собаку?) (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (Производить сильное впечатление; удивлять, изумлять) (Вопрос автору: почему так назвали щенка, за какие качества?). (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (Бессмысленная, не соответствующая здравому смыслу). (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (Обычные, ничем не отличающиеся, соответствующие норме), (Вопрос автору: что это значит?). (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

(По М. Лоскутову)*



3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.

  1. Беседа по тексту

  • Ваши впечатления от рассказа?

  • Как бы вы его озаглавили? Почему так?

  • Какова позиция автора по отношению к рассказчику? А к Борожаю?

  • Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте.

  • Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста.

  • Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?

  • О чём этот рассказ?

  • Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?

  1. Рассказ учителя о писателе и публицисте М.П.Лоскутове (презентация)

Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.


Данная технология помогает мне научить детей:

  1. Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);

  2. Читать не для взрослых, а для самого себя;

  3. Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

  4. Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.

  5. Понимать текст и видеть позицию автора.

Поначалу много времени учителю приходится уделять на подготовку  к уроку. Но по мере освоения технологии учитель может использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору,  комментарии к тексту, работу в парах и группах.

Я желаю, чтобы ваши ученики на экзамене продемонстрировали хорошо сформированные УУД и получили наивысший балл.

При подготовке данного мастер-класса я использовала такую литературу и материалы сайтов.

1. Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с.

2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс,

3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995

4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8

5. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581

6. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

7. http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8



Закончить я хочу строками Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

 

Просмотр содержимого документа
«текст по М.П.Лоскутову»

ГИА. ОБЗ. Вариант №9. По М. Лоскутову. Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак.



(1)Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак. (2)Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. (3)Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». (4)Но тогда, в детстве, его несуразные выходки, наивная ребячливость, несовместимая с грозным званием сторожевого пса, сентиментальность меня порою доводили до бешенства.


1- я остановка

(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.

(13)В-третьих... (14)Да что там, в-третьих... (15)Всё у этого пса не поймёшь как. (16)Играет с цыплятами... (17)Где это видано: собака играет с цыплятами?! (18)Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. (19)Тоже мне охотник! (20)Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. (21)Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. (22)А двор я охранять буду?

(23)Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах.


2-я остановка


(24)У соседей загорелся дощатый сарай. (25)Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26)Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь. (27)А Борожай носится кругом, лает по-бешеному, людей зовёт, потом раз – и сиганул в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. (28)Тут уж мужики не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. (29)Насмерть перепуганного, угоревшего, но живого. (30)А Борожай мой в дыму, видать, выхода не нашёл, забился в дальний угол и задохнулся. (31)Потом, когда огонь потушили, его вытащили.


3-я остановка


(32)Странный был пёс! (33)Какая ещё собака в огонь полезет?! (34)Потом бывшие хозяева, у кого мой отец Борожая брал щенком, мне сказали, что мы имя нечаянно исказили. (35)По-настоящему его звали Поражай. (36)От слова «поражать»! (37)А отец, наверное, не расслышал, вот и получилась дурацкая кличка. (38)После у нас жили другие собаки. (39)Нормальные. (40)Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

(По М. Лоскутову)*


* Лоскутов Михаил Петрович (1906–1941) – писатель и публицист, работал в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность.

Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс»

Технология  продуктивного чтения  как способ повышения  качества образования   Выполнила Мизёва А.В., учитель русского языка и литературы  МБОУ «Гайнская СОШ» 2014

Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования

Выполнила Мизёва А.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гайнская СОШ»

2014

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное
  • Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.

К.Д.Ушинский

Мизёва А.В.

Мизёва А.В.

Мизёва А.В.

Читаем – и представляем картины, героев. Читаем – и ставим себя на место героев. Читаем – и переживаем. Читаем - участвуем в действии. Читаем – задумываемся над содержанием. Читаем – предполагаем конец истории. Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим… Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.
  • Читаем – и представляем картины, героев.
  • Читаем – и ставим себя на место героев.
  • Читаем – и переживаем.
  • Читаем - участвуем в действии.
  • Читаем – задумываемся над содержанием.
  • Читаем – предполагаем конец истории.
  • Читаем - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим…
  • Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

Мизёва А.В.

Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам

Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам

Технология продуктивного чтения Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника ( учим самостоятельно понимать текст) Мизёва А.В.

Технология продуктивного чтения

  • Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника
  • ( учим самостоятельно понимать текст)

Мизёва А.В.

Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) Мизёва А.В.

Что такое полное понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Мизёва А.В.

Структура урока по технологии  продуктивного чтения I этап. Работа с текстом до чтения  II этап. Работа с текстом во время  чтения  III этап. Работа с текстом после чтения Мизёва А.В.

Структура урока по технологии продуктивного чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время

чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Мизёва А.В.

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению. Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему? Приёмы работы Мизёва А.В.

I этап. Работа с текстом до чтения

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
  • ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
  • Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания?
  • Какие вопросы до чтения у вас возникали?
  • На что обратили внимание перед чтением и почему?
  • Приёмы работы

Мизёва А.В.

Приёмы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.  Мизёва А.В.

Приёмы работы

  • Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)
  • Составление вопросов к теме
  • Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
  • Исторический комментарий
  • Организация проблемной ситуации и др.

Мизёва А.В.

До чтения Прогнозируют Предполагают Мизёва А.В.

До чтения

Прогнозируют

Предполагают

Мизёва А.В.

II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Беседа по содержанию в целом. Мизёва А.В.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  • Первичное чтение текста.
  • Перечитывание текста.
  • Беседа по содержанию в целом.

Мизёва А.В.

Первичное чтение текста Самостоятельное чтение (дома или в классе) чтение – слушание  чтение с остановками  Выявление первичного восприятия  (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.   Мизёва А.В.

Первичное чтение текста

  • Самостоятельное чтение (дома или в классе)
  • чтение – слушание
  • чтение с остановками
  • Выявление первичного восприятия

(с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.

Мизёва А.В.

Разные тексты читают по-разному!  ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Изучающее Ознакомительное Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) выделение смысловых частей вычитывание подтекста чтение по абзацам графические пометки Мизёва А.В.

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления

Изучающее

Ознакомительное

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)

  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста
  • чтение по абзацам
  • графические пометки

Мизёва А.В.

Приёмы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий  (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов Комментированное чтение Диалог с автором…  Мизёва А.В.

Приёмы работы

  • Чтение текста «с карандашом»
  • Определение основных понятий

(без чтения всего текста)

  • Составление таблиц (выборочное чтение)
  • Составление плана текста (для пересказа)
  • Поиск пропущенных слов
  • Комментированное чтение
  • Диалог с автором…

Мизёва А.В.

Приём диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой   Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения интерпретация текста Мизёва А.В.

Приём диалог с автором имеет условное обозначение ребёнок с книгой

  • Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать О тветы на эти вопросы
  • П роверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

Мизёва А.В.

Словарная работа Комментированное чтение Вопросы Беседа Во время чтения Диалог с автором Составление плана Ключевые слова Мизёва А.В.

Словарная

работа

Комментированное

чтение

Вопросы

Беседа

Во время чтения

Диалог с автором

Составление

плана

Ключевые

слова

Мизёва А.В.

III этап. Работа с текстом после чтения   1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2) Знакомство с писателем. 3) Работа с заглавием, иллюстрациями. 4) Творческие задания. корректировка собственной интерпретации  объективным авторским смыслом  Мизёва А.В.

III этап. Работа с текстом после чтения

1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2) Знакомство с писателем.

3) Работа с заглавием, иллюстрациями.

4) Творческие задания.

корректировка собственной интерпретации

объективным авторским смыслом

Мизёва А.В.

Концептуальная беседа (Почему?) Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.  Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора. Мизёва А.В.

Концептуальная беседа (Почему?)

  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
  • Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
  • Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • Беседуем и уточняем позицию автора.

Мизёва А.В.

Знакомство с писателем Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Мизёва А.В.

Знакомство с писателем

  • Рассказ о писателе.
  • Беседа о личности.
  • Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Мизёва А.В.

Работа с заглавием, иллюстрациями Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Мизёва А.В.

Работа с заглавием, иллюстрациями

  • Обсуждение смысла заглавия.
  • Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
  • Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Мизёва А.В.

Творческие задания  Опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции  воображение  осмысление содержания, художественной формы.  Мизёва А.В.

Творческие задания

Опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся:

  • эмоции
  • воображение
  • осмысление содержания, художественной формы.

Мизёва А.В.

После чтения Знакомство с автором Беседа Вопрос Мизёва А.В.

После чтения

Знакомство

с автором

Беседа

Вопрос

Мизёва А.В.

УУД

До чтения

Во время чтения

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других.

После чтения

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Мизёва А.В.

Познавательные УУД    формируем умения:  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы;  выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться в тексте, учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрации…  Мизёва А.В.

Познавательные УУД

формируем умения:

  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представлять информацию в виде схемы;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы;
  • обобщать и классифицировать по признакам;
  • ориентироваться в тексте, учебнике;
  • находить ответы на вопросы в иллюстрации…

Мизёва А.В.

Коммуникативные УУД  формируем умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре и группе…  Мизёва А.В.

Коммуникативные УУД

формируем умения:

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • работать в паре и группе…

Мизёва А.В.

Регулятивные УУД  формируем умения: высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу  (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию…  Мизёва А.В.

Регулятивные УУД

формируем умения:

  • высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу

(составлять план);

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию…

Мизёва А.В.

Личностные УУД  формируем умения:  высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…  Мизёва А.В.

Личностные УУД

формируем умения:

  • высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…

Мизёва А.В.

Достоинства технологии: применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла  Мизёва А.В.

Достоинства технологии:

  • применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла

Мизёва А.В.

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию. Определите роль данного текста  на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту). Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения  (заглавие, выделенные слова и т.п.). Выделите в тексте места остановок во время чтения  (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ). Сформулируйте главный смысловой вопрос  после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту). Мизёва А.В.

Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке

  • Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию.
  • Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).
  • Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).
  • Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ).
  • Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту).

Мизёва А.В.

Практическая часть Мизёва А.В.

Практическая часть

Мизёва А.В.

Работа с текстом до чтения   Михаил Петрович Лоскутов (1906 — 1941) Мизёва А.В.

Работа с текстом до чтения

Михаил Петрович Лоскутов (1906 — 1941)

Мизёва А.В.

Михаил Петрович Лоскутов , (1906 — 1941) — курский писатель и публицист
  • Михаил Петрович Лоскутов , (1906 — 1941) — курский писатель и публицист , работал в начале XX века, в жанре очерковой прозы, сочетающей документальность и художественность.

Мизёва А.В.

«Борожай»   По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать? Кто является героем произведения? Может иллюстрации вам помогут? Сформулируйте цель урока. Мизёва А.В.

«Борожай»

  • По названию художественного произведения давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать?
  • Кто является героем произведения?
  • Может иллюстрации вам помогут?
  • Сформулируйте цель урока.

Мизёва А.В.

Мизёва А.В.

Мизёва А.В.

1-е предложение текста «Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак»  Мизёва А.В.

1-е предложение текста

  • «Сейчас я понимаю, что это был пёс-чудак»

Мизёва А.В.

Работа с текстом во время чтения Чтение с остановками. Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Чтение текста (1-4 предложения). 1-я остановка  Мизёва А.В.

Работа с текстом во время чтения

  • Чтение с остановками.
  • Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором».
  • Чтение текста (1-4 предложения).
  • 1-я остановка

Мизёва А.В.

Кто герой произведения? От какого лица ведётся повествование? Чей голос мы слышим?
  • Кто герой произведения?
  • От какого лица ведётся повествование?
  • Чей голос мы слышим?

Мизёва А.В.

Диалог с автором Почему пёс казался чудаком? Что было необычным в его поведении? Почему только сейчас рассказчик это понимает? Приём «Словесное рисование»  (работа в группах)  Какими вы себе представляете пса – чудака и рассказчика ?  Мизёва А.В.

Диалог с автором

  • Почему пёс казался чудаком?
  • Что было необычным в его поведении?
  • Почему только сейчас рассказчик это понимает?
  • Приём «Словесное рисование» (работа в группах)
  • Какими вы себе представляете пса – чудака и рассказчика ?

Мизёва А.В.

2-я остановка
  • 2-я остановка (5-23 предложения).
  • Приём «Диалог с автором»

Мизёва А.В.

Почему рассказчику пёс казался необычным? Как относится мальчик к Борожаю? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваши мысли. Объясните фразеологизм «провалиться сквозь землю». Что он передаёт? Какие фразы передают иронию героя? Почему герой говорит, что «… пёс был труслив до неприличия»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста. Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его? Как автор относится к Борожаю? Какими средствами он передаёт своё отношение к псу? Задайте вопросы автору? Объясните смысл 23 предложения. Что такое могло случиться потом? Порассуждайте. Изменится ли отношение героя к Борожаю?
  • Почему рассказчику пёс казался необычным?
  • Как относится мальчик к Борожаю? Найдите слова в тексте, подтверждающие ваши мысли.
  • Объясните фразеологизм «провалиться сквозь землю». Что он передаёт?
  • Какие фразы передают иронию героя?
  • Почему герой говорит, что «… пёс был труслив до неприличия»? Объясните смысл этого высказывания. Приведите аргументы из текста.
  • Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его?
  • Как автор относится к Борожаю? Какими средствами он передаёт своё отношение к псу?
  • Задайте вопросы автору?
  • Объясните смысл 23 предложения.
  • Что такое могло случиться потом? Порассуждайте.
  • Изменится ли отношение героя к Борожаю?

Мизёва А.В.

3-я остановка
  • 3-я остановка

(24 – 31 предложения).

  • Приёмы: диалог с автором и комментированное чтение.

Мизёва А.В.

4-я остановка
  • 4-я остановка

(32 – 40 предложения).

  • Приёмы: прогнозирование, диалог с автором, комментированное чтение.

Мизёва А.В.

3 этап. Работа с текстом после чтения .   Ваши впечатления от рассказа? Как бы вы его озаглавили? Почему так? Какова позиция автора по отношению к рассказчику? А к Борожаю? Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте. Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста. Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения? О чём этот рассказ? Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?  Мизёва А.В.

3 этап. Работа с текстом после чтения .

  • Ваши впечатления от рассказа?
  • Как бы вы его озаглавили? Почему так?
  • Какова позиция автора по отношению к рассказчику? А к Борожаю?
  • Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте.
  • Совпадают ли позиции автора и рассказчика? Докажите примерами из текста.
  • Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
  • О чём этот рассказ?
  • Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?

Мизёва А.В.

Рассказ учителя о писателе и публицисте М.П.Лоскутове (презентация)
  • Рассказ учителя о писателе и публицисте М.П.Лоскутове (презентация)

Мизёва А.В.

Литература 1. Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с. 2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995 4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8 5. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581 6. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php 7 . http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8 Портрет Гёте http://www.lib.tsu.ru/news.php?id=432', 'news_details');  Мизёва А.В.

Литература

  • 1. Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с.
  • 2. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс,
  • 3. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
  • 4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
  • 5. http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1581
  • 6. http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
  • 7 . http://sergeytatiananikitiny.com/index.php/media/-2/N/8
  • Портрет Гёте http://www.lib.tsu.ru/news.php?id=432', 'news_details');

Мизёва А.В.

«Чего человек не понимает, тем он не владеет»  И.В. Гете  … и то он не любит  Мизёва А.В.

  • «Чего человек не понимает, тем он не владеет» И.В. Гете

и то он не любит

Мизёва А.В.

Мечты учителя или реальность? Мизёва А.В.

Мечты учителя или реальность?

Мизёва А.В.

Мизёва А.В.

Мизёва А.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мизёва Алевтина Власовна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126535


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства