Внеурочная деятельность является важным звеном системы непрерывного образования и старается создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-4 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное воображение, познакомиться с различными художественными материалами, направлениями и разнообразием техник. В сфере общения на занятиях предложенных во внеурочной деятельности в существенной степени формируется характер ребёнка: инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др., развиваются его творческие способности. Особая ценность занятий заключается в том, что, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Программа затрагивает проблему гуманного отношения детей к окружающему миру, знакомству с народным творчеством. Обучение основано на принципе личностно-ориентированного образования детей, в центре внимания которого - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Поэтому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы различных орнаментов (в т.ч. чувашских), подбор цветов, элементов украшений.
При отборе материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. Программа содержит примерный объем знаний и разделена по классам, что позволяет по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения искусства.
Программа курса рассчитана на 4 года обучения.
Цель программы
Содержание программы по внеурочной деятельности «Весёлый карандаш» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно - прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально - ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
Методические пояснения
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.
При всей предлагаемой свободе творчества необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность данной программы. На итоговых занятиях предоставляется возможность широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством своих товарищей, проявить «зрительское умение», оценить художественный труд.
Планируемые результаты
Первый год обучения. Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений - цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи.
Второй год обучения - это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира – «близкого» и «широкого».
Третий год обучения. Осваиваются разнообразные ситуации жизненного окружения, как они предстают в искусстве, и то, как само искусство составляет неразрывную часть нашего окружения. Это проводится через сюжетные завязки, через характеры героев, через игры, движения и танец, изобразительную деятельность.
Четвертый год обучения. Опорным моментом выступает композиция окружающей действительности и произведений искусства как сочетание явлений, позволяющее говорить о композиции и ее замысле в фантазии автора. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.
Формами подведения итогов реализации программы «Весёлый карандаш» являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы, проект.
В результате работы по программе «Весёлый карандаш» обучающиеся
научатся:
различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства и знать о роли этих искусств в жизни людей;
знать об особенностях национальной художественной культуры;
иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к
произведениям изобразительного искусства;
получат возможность научиться:
воплощать свои фантазии, уметь выражать свои мысли;
составлять композиции, узоры;
создавать творческие проекты;
доводить работу до полного завершения.
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции и т. д.).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Кроме традиционных техник рисования на занятиях используются и нетрадиционные.
Нетрадиционные техники рисования
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Структура программы
Основные разделы
1 класс - «Радужный мир»
2 класс - « Мы учимся быть художниками»
3 класс - «Мы художники»
4 класс - «Мы рисуем и исследуем»
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
1-й класс
Личностные результаты
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, находить ответы.
Содержание программы
1-й класс «Радужный мир»
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть:
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Календарно-тематическое планирование
1ч в нед., 33ч
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
1
«Знакомство с королевой Кисточкой».
1
Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)
2
«Что могут краски?»
1
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.
3
«Изображать можно пятном».
1
Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
4
«Изображать можно пятном»..
1
Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку
5
«Осень. Листопад».
1
Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
6
«Силуэт дерева».
1
Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.
7
«Грустный дождик».
1
Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
8
«Изображать можно в объёме».
1
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.
9
Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»
1
Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.
10
«Красоту нужно уметь замечать».
1
Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
11
«Узоры снежинок».
1
Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
12
Рисуем дерево тампованием.
1
Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
13
«Зимний лес».
1
Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
14
«Портрет Снегурочки».
1
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Урок – игра: общение по телефону.
15
«К нам едет Дед Мороз»..
1
Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону
Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
18
«Ёлочка – красавица».
1
Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.
19
«Кто живёт под снегом».
1
Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
20
«Красивые рыбы». «На рыбалке»
1
Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала
21
«Мы в цирке».
1
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
22
«Волшебная птица весны».
1
Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
23
«Моя мама».
1
Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.
24
«Моя бабушка»
1
25
«Цветы и травы»
1
Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики».
26
«Цветы и бабочки».
1
Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
27
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».
1
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
28
«Моя семья»
1
Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.
29
«Веселые фигуры»
1
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
30
«Домашние питомцы»
1
Рисование натюрморта
31
«Победителям –Слава!
1
Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.
32
«Весенняя клумба»
1
Экскурсия. Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.
33
«Веселая игра»
1
Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.
2-й класс «Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Календарно-тематическое планирование
1ч в нед., 34ч
№
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание занятия
1
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
1
Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.
2
Рисунки на тему «Я и моя семья»
1
Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.
3
Конкурс на самый красивый фантик.
1
Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.
4
Портрет Зайчика – огородника.
1
Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.
5
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
1
Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации
5
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
1
Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени
6
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)
1
Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.
Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.
3-й класс «Мы - художники»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Графика.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
19-20
«Цветы зимы».
2
Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
21-23
«Здравствуй ,праздник Новый год!»
3
Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
24-25
«Прогулка по зимнему саду»
2
Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
26-27
«Листья и веточки».
2
Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
28
«Осенние листья»
1
Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.
29-30
Натюрморт
2
Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.
31-33
«Село родное»
3
Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
34-35
«Терема». .
2
Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала
36-38
Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»
3
Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного
39-41
Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»
3
Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
42-44
«Мир вокруг нас»
3
Рисование с натуры. Гуашь. Беседа о экологических проблемах окружающей среды.
45-47
Волшебные нитки.
3
Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити.
48-51
Кляксография.
4
Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки.
52-53
Выдувание.
2
Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок.
54-56
Пальчиковая живопись
3
Практическая работа. Работа выполняется пальцами
57-59
Рисование по теме: «Победа!»
3
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
60-61
Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»
2
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
62-63
«Мы рисуем бабочку».
2
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
64-65
Рисование по теме: «Мечты о лете!»
2
Свободный выбор тем и материалов для исполнения
66-68
Творческая работа. Свободный выбор техники и материалов.
Выставка рисунков. Подведение итогов.
3
Выставка рисунков. Подведение итогов
4 -й класс «Рисуем и исследуем»
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследованиедоступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
объединение по однородным признакам;
соблюдение закона ограничения;
основа живой и статичной композиции;
группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Содержание
Основы изобразительной грамоты.
1
Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете».
1
Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры.
2-3
«Деревья».
2
Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
20-21
« Скачущая лошадь».
2
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
22-24
«Улицы моего села». .
3
Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам
25-26
«Новогодний бал»
2
Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
27
Выставки, экскурсии.
1
Обсуждение .
Декоративно – прикладное искусство.
28
Введение в тему.
1
Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.
Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.
38-39
Поздравления к 23 февраля.
2
Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.
40-41
Открытка – поздравление к 8 марта.
2
Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.
42-44
Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.
3
Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом.
45-46
«Осенние листья».
2
Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.
47-49
«Туманный день»..
3
Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией
50-53
Кукольный антураж.
4
Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.
54-55
Цветоведение.
2
Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.
56-57
Флористика..
2
Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий
58-59
Оформление работ, выставки, посещение выставок.
2
Наше творчество.
60-62
«День Победы»
3
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал
63-64
Творческая аттестационная работа..
2
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.
65-66
Оформление работ к выставке
Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.
67-68
«Наша галерея».
1
Выставка творческих работ
Материально-техническое обеспечение
1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 2007г.
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г.
Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
6. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.