ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА посредством использования развивающих игр.
Слайд 1
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Слайд 2
В связи с этим я поставила перед собой следующие цели и задачи.
ЦЕЛЬ: развитие умений самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать, обеспечивая высокий уровень подготовки к школе
Задачи:
- Формировать приемы мыслительной деятельности и качества ума.
- Развивать умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
- Развивать память, речь, воображение, эмоции.
- Формировать настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Слайд 3
В нашем детском саду я работаю по программе «Развитие». И мой опыт работы дает мне право говорить о том, что данная программа сложная.
Слайд 4
Результаты диагностики освоения детьми раздела "Формирование элементарных математических представлений" показывают, что детям трудно даются задания на оси координат, составление и решение арифметических задач. Поэтому для повышения качества усвоения программного материала данный раздел можно дополнить, разнообразить, обогатить занимательными играми, задачами, пособиями Воскобовича, Никитина и др.
Слайд 5
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Слайд 6
Проанализировав предметно-развивающую среду по данной теме, я пришла к выводу, что она должна быть доступной, многофункциональной, т.е. соответствовать принципам Петровского.
Слайд 7
Сделав анализ наборов игр существующих в группе, я пришла к выводу, что развивающих игр недостаточно. Поэтому я изготовила пособия, дидактические игры математического содержания, картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Х. Кюизенера. Составила серию конспектов по работе с детьми на занятиях. В них включила игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми я использую логические таблицы.
Также я предлагаю детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний». «Волшебный мешочек».
Были включены в работу с детьми и серия игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они развивают умение составлять целое из частей, способствуют развитию воображения, конструктивного мышления, силу воли, умение доводить начатое дело до конца.
Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми я использую логические таблицы. Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру.
Для ориентирования в пространстве я использую в работе планкарту, по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Работа с планкартой учит детей последовательно строить свой рассказ, например, «Как дойти до домика А».
Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части помогают игры Воскобовича.
Слайд 8
Я организовала работу студии развивающих игр, на которой использую игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания с блоками, как "Собери цепочку". Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способности выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).
Детям очень понравилась игра в "Поезд". Билетами на него служили блоки, а на местах в поезде лежали карточки, кодирующие эти блоки.
Слайд 9
Наряду с данными играми использую мультимедийное оборудование.
Слайд 10
Разработала ряд презентаций с математическим содержанием.
Слайд 11
Наших родителей очень заинтересовала работа с логическими блоками Дьенеша, и я провела для них консультацию по этой теме, а также семинар-практикум по пособию «Давайте поиграем», где рассказала о необходимости создать домашние игротеки, какие игры приобретать и как в них играть с детьми. Родители откликнулись на мои пожелания и оборудовали домашние игротеки.
Слайд 12
На фоне всех развивающих игр, которые я использую в детском саду и которые требуют немало затрат, я хочу сегодня поделиться с вами новой интересной формой, которую я открыла для себя - это математические игры на асфальте. Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка. Закрепляя знания прямого и обратного счета, форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы. Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по математике, делая их более эмоциональными и разнообразными.
Наблюдая за детьми на прогулках и экскурсиях я пришла к выводу, что игры - задания на асфальте усваиваются детьми быстро и легко, а главное не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада. Количество участников не ограничено: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной активности.
Слайд 13
Игры на асфальте многофункциональны, вариативны и направлены на:
- развитие восприятия,
- на развитие внимания, памяти,
- на развитие логического мышления.
Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия.
Слайд 14
Я составила картотеку математических игр на асфальте. Провожу родительские собрания, индивидуальные консультации по проведению математических игр дома и на улице.
Дети моей группы стали проявлять повышенный интерес к играм на асфальте, самостоятельно организуют их на прогулке и с удовольствуем в них играют.
Слайд 15
Результаты работы:
* Повысился уровень освоения программы «Развитие» по разделу «формирование элементарных математических представлений»
* Увеличился процент детей, работающих самостоятельно, при решении проблемных ситуаций
* На занятиях дети стали более активны, их высказывания основаны на доказательствах
* Совершенствованы навыки культуры речевого общения.
Слайд 16
Подтверждению этому являются результаты диагностики, проводимые мною. Я считаю, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей.