Устный счёт на уроках математики в начальной школе.
Ребёнку предлагается постичь суть предмета математики через естественную связь
математики с окружающим миром.
Поэтому, включая устные упражнения в уроки математики, нужно обязательно их
логически связывать с темой урока, также с жизненными ситуациями, с которыми
ребёнок сталкивается в окружающем его мире. Это позволит ребёнку лучше понять
учебный материал, а в жизни научиться находить новые взаимосвязи,
закономерности.
Главной общеобразовательной задачей обучения математике является овладение
учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков,
необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они
стали достоянием учащихся на всю жизнь. Добиться этого можно, развивая
познавательный интерес к математике, а это возможно с помощью использования
различных видов устного счёта, и привлечения учащихся в подготовке и проведении
данного этапа урока и урока в целом. Обучая математике, надо учитывать, что
усвоение необходимого материала не должно носить характера механического
заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть
осознанными.
Овладение навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений,
решения арифметических задач, ориентации во времени и пространстве,
распознавания геометрических фигур позволяет учащимся более успешно решать
жизненно-практические задачи.
Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные
упражнения. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение
всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10
минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных
программой каждого класса.
В методической литературе выделяют следующие цели устного счета как этапа
урока:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на
новые задания.
В тоже время с помощью устных упражнений реализовываются следующие
педагогические задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков
учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или
осознанного восприятия объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4) Повышение познавательного интереса.
При отборе материала к уроку нужно придерживаться следующих требований:
1) К устному счету должны привлекаться все ученики
2) Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть
легкими, но и не должны быть «громоздкими».
3) Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть
приготовлены заранее.
4) Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Выделяются слуховые формы восприятия устного счета:
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником) – при восприятии задания на
слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются.
Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, карточки, записи на доске) – запись задания облегчает
вычисления. Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.
3) Комбинированный:
обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка,
угадывание ключевых слов;
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);
упражнения в форме игры (“Математический поединок”, “Магические
квадраты”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”,
“Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Кто быстрее”, “Цветок,
солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Молчанка”,
“Математическая эстафета”).
В устном счете могут быть использованы следующие задания:
на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность,
и реши пример, продолжи ряд.
на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте
орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
устные упражнения с использованием дидактических игр.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися
разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1) Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти
его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые
математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом
буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного
выражения.
Незадачливый математик.
Эта игра проводится с целью закрепления вычислительных приемов
сложения и вычитания, умножения и деления в пределах ста.
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
52 + 6=… 11… 6=17 48 : … = 8 19 … 1 4 = 5
… - 2 = 37 26 - …= 5 5 … 9 = 45 56 + 1 = …
Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей, активизирует их
мыслительную деятельность.
Привожу примерный текст устного счета в 3 классе по теме: «Свойства сложения
и вычитания».
1. Вычисли, используя при необходимости законы сложения:
45+18+15 6+52+28 320+240+80
2.Вычисли, используя при необходимости законы вычитания:
(200+67)-100 (382+8)-80 (340+89)-40
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо
установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или
меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно
из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:
9+4 * 4+9
20+7 * 20+5
20·8 * 18·10
7·9 * 7·10
8·(10+5) = 8·10+…
Они могут проговариваться или даваться в таблице. Например:
найдите разность чисел 100 и 6
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
из 100- 6; 100 минус 6
уменьшаемое 100, вычитаемое 6, найдите разность
найти разность чисел 100 и 6
уменьшить 100 на 6
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал:
однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с
разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических
знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и
др. Также они помогают выработке вычислительных навыков. В результате такой
деятельности учитель может сразу проанализировать уровень знаний учащихся и по
ходу работы попытаться устранить пробелы в знаниях.
3) Решение уравнений.
Уравнение можно предлагать в разных формах:
из какого числа надо вычесть 17, чтобы получить 50?
решение уравнения х · 7 = 56;
найдите неизвестное число: 44 + х = 44 + 25
Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 75.
Какое число задумал Николай?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь
учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических
действий.
4)Решение задач.
Для устной работы предлагаются простые и составные задачи. Эти
упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают
усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Например, Буратино, Мальвина, Артемон и Пьеро присели отдохнуть:
Артемон и Пьеро – под высокими деревьями,
Мальвина и Артемон – не под хвойными деревьями.
Где отдыхал каждый персонаж?
Буратино
Пьеро
Артемон
Мальвина
В этой табличке указано, сколько может прожить дерево, если к нему бережно
относиться.
Сосна 600 лет
Рябина 80 лет
Береза 200 лет
Вопросы по табличке:
1. Какое дерево дольше всех живет?
2. Какое дерево живет меньше всех?
3. На сколько лет дольше живет сосна, чем береза?
4. На сколько лет меньше живет рябина, чем береза?
5. Во сколько раз сосна живёт дольше, чем берёза?
Затем можно продолжить по табличке, оперируя только числами
(600, 80, 200).
6. Разделите каждое из чисел на 10.
7. Назовите числа, которые можно разделить на 100 без остатка.
8. Посчитайте по 100 от первого числа до второго.
9. Посчитайте по 50 от второго числа, до первого.
10.Увеличьте первое число на 50.
11.Уменьшите первое число на 100
12.Увеличьте второе число на 1,10,100.
5) Работаю по табличкам с несколькими числами.
числа
Вопросы
Вариант 1 Вариант 2
48
428
121
36
333
1. Прочитайте числа.
2. Назовите числа в
порядке убывания,
возрастания.
3. Найдите самое
маленькое число.
Сколько в этом числе
разрядных единиц,
разрядных десятков?
4. Найдите самое большое
число. Сколько в нем
всего единиц? Всего
десятков? Всего сотен?
5. Представьте самое
большое число в виде
суммы разрядных
слагаемых.
6. Назовите предыдущие и
последующие числа, для
самого большого и
самого маленького
числа из этой таблицы.
7. Назовите четные числа,
нечетные числа.
1. Прочитайте числа. Какие
это числа по числу знаков?
2. Назовите самое маленькое
число в таблице, самое
большое.
3. Назовите числа в порядке
убывания, возрастания.
4. Сколько разрядных
десятков в первом числе,
разрядных единиц во
втором числе, разрядных
сотен в третьем числе?
5. Сколько всего единиц в
четвертом числе?
6. Сколько всего десятков в
пятом числе?
7. Увеличьте первое число на
100.
8. Уменьшите 2-е число на
28.
9. От второго числа отнимите
третье.
10. К третьему числу
прибавьте четвертое число.
11. Пятое число уменьшите
на 1, 10, 100.
12. Последнее число
увеличьте на 100, 10, 1.
13. Назовите самое
маленькое из трехзначных
чисел. Назовите
предыдущее и
последующее число.
Устный счет №1
1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19.
Чему равна разность?
2.Какое число надо прибавить к 29,
чтобы получить 50?
3.Если к 18 прибавить задуманное
число, то получится 59.
Какое число я задумала?
4.На сколько 18 меньше 36?
Устный счет №3
1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и
15.
2.Переведи в см 2дм1см
3.Первый множитель 9, второй 3. Чему
равно произведение?
4. От числа 76 я отняла число 28. Какое
число я получила?
5. На сколько 100 больше 25?
Занимательные задачи в стихах.
Решая задачи в стихах, учащиеся тренируют память, развивают логическое
мышление, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует
формированию прочных вычислительных навыков. А также, что немало важно,
поднимают ученикам настроение.
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Три большие клеточки
В каждой по четыре веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
К трем зайчатам в час обеда
Прискакали два соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»