Просмотр содержимого документа
«Практические советы и упражнения для проведения устного счета на уроках математики в начальных классах»
Практические советы и упражнения для проведения
устного счета на уроках математики
Всем известно, что способность человека выполнять в уме логические операции: вычисление, сравнение, классификация, установление последовательности логической цепочки и взаимообратных действий, позволяет ему экономить время, принимать решение, искать новый подход и находить решение необычным способом.
На уроках математики при проведении устного счета мы создаём условия для формирования и развития креативного мышления обучающихся, способствующего проявлять вариативность и индивидуальность мышления. Учителю необходимо обратить внимание на использование новых видов упражнений, чтобы у ребят не вырабатывались машинальные бездумные действия, которые они выполняют наугад. Виды упражнений должны способствовать развитию внимания и памяти, позволяющие оценить ситуацию и выбрать наиболее рациональный алгоритм при решении поставленной задачи. Тренируя регулярно детей, важно постепенно усложнять задания, для улучшения скорости и качества устного счета.
При выборе заданий для устного счета, большое значение нужно уделять упражнениям, имеющим несколько вариантов решения, в обсуждении которых, может возникнуть дискуссию между обучающимися.
Я хочу представить несколько видов упражнений устного счета, которые могут использоваться в начальных классах.
Упражнение «Лесенка» Нарисована лесенка, на ступеньках которой записаны примеры. Под каждым примером стоит буква. Ребятам предлагается подняться по «лесенке», посчитав примеры, затем поставить ответы в порядке возрастания или убывания (в зависимости от цели урока), соотнести числа и буквы, в итоге назвать получившееся слово. Наилучшим счетоводам даётся медаль «Лучший счётчик».
76-29
34+26
Б
75-36
Е
42+38
О
100-92
Д
57+28
П
А
Упражнение «А что дальше?»
В определённой последовательности записаны ряды с математической символикой (числа, величины, геометрические фигуры, знаки действий, латинские буквы и т. д.). Ученикам необходимо установить закономерность (сопоставить и сравнить предыдущие и последующие элементы символики) и продолжить «логическую цепочку». Победителям вручается грамота «Знаток логики».
Упражнение «Найди лишнее»
В таблице записаны математические выражения при помощи чисел и буквенной символики, даны ключи к каждой букве. Обучающимся нужно внимательно посмотреть, заменить буквы числами, посчитать и найти ячейки с ошибками, эти числа будут лишними. Лучшие ученики получают звание «Самый внимательный счётчик».
а + 28 : 7 – д =
а = 30
а = 22
а = 100
а = 0
а = 40
а = 20
а = 18
д = 22
12
4
82
0
22
2
0
д = 7
27
19
93
3
37
17
15
д = 0
34
26
104
4
44
24
22
Упражнение «Найди тройку»
В три столбика записаны математические выражения. Ученики считают и находят три примера с одинаковыми ответами. На доске или на карточке ребята обозначают эти примеры флажком одинакового цвета. Тот, кто выполнит без ошибок и быстро, получает звание «Точный математик».
Упражнение «Шифровка»
Ученикам предлагается изучить схему, в которой зашифровано решение задачи. Устно составить задачу по схеме и решить её.
2т 380кг
-
820кг
?
-
4ц 39кг
?
Упражнение «Смекалка»
Учитель читает ребятам задачи на смекалку, кто первый догадается и устно объяснит решение, получает жетон. Награждается победитель медалью «Весёлый математик».
1. Если взвесить, что легче, килограмм гвоздей или килограмм ваты?
2. В комнате сидело 2 сына, 2 отца и 1 дед. Сколько человек было в комнате.
3. Какой самый короткий месяц в году?
4. Что невозможно поднять с земли?
5. Что нужно сделать с верёвкой длиной 20 сантиметров, чтобы у неё не было ни конца, ни начала?
6. На заводе разливали 10литров растительного масла и 10 литров яблочного сока в одинаковые бутылки по 1 литру. Для какого продукта потребуется больше бутылок?
7. На соревнованиях по лёгкой атлетике спортсмены показали следующие результаты: Иван-320 секунд, Дмитрий -3минуты 20секунд, Егор-200секунд. Кто из них был первым?