Просмотр содержимого документа
«"Устное народное творчество"»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке. И составление загадки, и её разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности. выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. «Любознательная пытливость создавала загадку, которая в первоначальном своём виде могла быть не чем иным, как смелым вопросом пробуждённого ума о таинственных силах и явлениях природы».
Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представление о мире облекалось в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, «тайного» языка, чтобы скрыть свои намерения, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.
Но загадка была не только «тайным» языком. С её помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать дружки жениха и сам жених. Это был своеобразный выкуп невесты.
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.
В древнегреческом мифе злое чудовище Сфинкс всем загадывает одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех, в полдень на двух, вечером на трёх?». Неотгадавшего постигала смерть. Разгадал эту загадку только царь Эдип: утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
В русских русалочьих песнях юношам задаются коварные вопросы: «Что растет без коренья?» (Камень.)
«Что цветёт без цвету?» (Папоротник.)
«Что бежит без повода?» (Вода.)
В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь.
С течением времени загадка становится дидактическим средством - средством обучения детей.
У некоторых народов в далёком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали младшим загадки, тематически их группируя: о человеке, одежде, доме, предметах домашнего обихода, орудиях труда, полевых работах, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.
И в наше время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.