Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи»
Курмангалиева Куляш Кабдежевна -учитель начальных классов средней школы № 2 г. Актау Мангистауской обл.
Урок развития речи.
Задания можно применять на факультативах «Омонимы» и «Омоформы».
Ударение – один из важнейших признаков слова, как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Чувствительность к ударению, к ударному слогу в слове – очень важный раздел в обучении детей.
В русском языке ударение является разноместным, т.е. оно может падать на любой слог, например: книга, Василий, земля и т.д.
Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец).
Русское ударение подвижно. Это важно знать при различении грамматических форм, например: нет стены и высокие стены.
Силовой характер ударения в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударным.
Какие трудности встречаются у детей?
Определение ударного слога, как ни странно, вызывает трудности как у старших дошкольников, так и у младших школьников. Хотя произносят они то или иное слово с правильной постановкой ударения.
1. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки детей: «арбуз», «простыня», «свекла» и т.д.). 2. В глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки детей: «отдал», «отнял», «положил»)
Инструкция: Педагог сначала сам прохлопывает названия окружающих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог. Затем дети сами простукивают, отхлопывают названия предметов, которые их окружают (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.).
Задание 2: Подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы: х–Х, Х–х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х. Цель: Выявить умения детей подбирать по схеме слова, ставя правильно ударения и выделяя ударный слог.
Задание 3: Графически зарисовать диктуемые педагогом слова. Цель: Выявить умения детей со слуха выделять ударный слог в слове.
Инструкция: Прослушайте слова-омонимы и графически зарисуйте ударения.
Замок – замок Полки – полки Атлас – атлас Мою – мою Село – село Уже – уже Пары – пары Хлопок – хлопок
Задание 4: Графически записать предложение. Дорога домой. Дорога каждая минута. х-Х-х х-Х х-х-Х Х-х-хх-Х-х
Времени было мало. Дитя еще мало. Х-х-х Х-х Х-хх-Хх-Хх-Х
Цель: Выявить умения детей со слуха выделять ударные слоги в предложении. Задание 5: Выписать парами слова, которые отличаются местом ударения, поставить ударения.
Цель: Тренировать способность детей выделять ударный слог в омонимах.
1.Вот старинный красивый замок. Надо заменить старый замок.
2. Язык – орган речи. Орган – музыкальный инструмент
3. Для костюма был куплен белый атлас. В кабинете отца лежал атлас.
4. Полки ряды свои сомкнули, в кустах рассыпались стрелки (А.Пушкин) Это новые полки для книг. Стрелки часов подходят к семи.
5. Спорить с ней была мука. Мука белая.
6. Ваза стоит на столе. Сколько стоит эта ваза?
Задание 6: Прочитайте, следите за изменением места ударения в выделенных словах. Цель: Тренировать способность детей выделять ударный слог в словоформах.
Дом учителя Учителя приехали Нет твоего адреса Это их адреса Право голоса Голоса птиц Далеко от берега Берега красивы Он не подал руки Помой руки Часть стены закрыта Стены белые Три скалы Это скалы
Задание 7: Прочти стихотворение Я.Козловского «Ударение» и объясни как изменяется смысл от постановки ударения. Цель: Формирование понятия в вариантах ударения.
Мне слово «чудно» Изменить не трудно: Поставил ударение но «О» - Исчезло «чудно» Родилось «чудно»…