8)развитие широких образовательных мотивов учения, чтения анализ слов,
9)повторение изученных орфограмм;
10) развитие логического мышления и, внимания, памяти; развитие мелкой моторики
11).познакомить с историей возникновения флота в России
12)воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм.
Планируемые результаты:
Познавательные:
умение ставить цели к уроку;
осмысление значения слов «буква», «звук»; формируется умение читать,
осмысливать прочитанное;
дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф,
научиться читать слоги и слова с этими буквами, работать с текстом,
строить речевые высказывания и использовать изученные правила
безопасности в конкретных жизненных ситуациях.
Коммуникативные:
работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
проявлять активность во взаимодействии в игре для решения
коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
оценивать себя, границы своего знания и незнания;
вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
адекватно воспринимать предложения учителя.
Личностные:
Проявлять интерес к изучению темы, осознание своей успешности на уроке,
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим.
Оборудование:
компьютер, проекторы, диск «Обучение грамоте» ,схемы слов и слияний, касса букв и слогов, портрет А.С.Пушкина, книги со сказками А.С. Пушкина, картины с изображением портретов Петра Великого. конверты с частями слов (слогами) для парной работы (фло-мас-тер, физ-куль-ту-ра, фре-гат) карточки для чтения слов с буквой ф, презентация «Возникновение русского флота».
У учащихся: учебник «Русская Азбука»,
Ход урока:
Организационный момент.
1-2-3-4-5
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
II. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?
1. Буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Буквы, обозначающие согласные звуки.
3. Буквы, которые не обозначают звуков.
Решим математическую задачу:
- В русском языке букв больше , чем звуков или меньше? Докажите.
На доске : Буквы
III. Постановка темы и цели урока.
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой.
Давайте поставим задачи на урок:
- К какой группе может относиться новая буква?
- Какие звуки она может обозначать?
IV. Работа над новым материалом.
- Составим схемы слов
- факел
-филин
-Дайте характеристику звукам [ф], [ф’].
- ученик составляет схемы слов флейта и фиалка на компьютере. Дети – на партах, пользуясь карточками-схемами.
Буквы Ф ф. –
-Из каких элементов состоит буква Ф?
-Найдите букву на наборном полотне. Определим место для буквы Ф на ленте букв. Парные.
-- Буквы все эти дружные. Давайте нашу Ф подружим с ними.
-Чтение слогов.
Твёрдые и мягкие
-Дополнение слогов до целых слов
На что похожа буква Ф?В старину эту букву называли ФЕРТ.
-«Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки.»
-Всем известно без подсказки;
Буква ф – как ключ от сказки. Ни за что ее у нас не отнимет Карабас.
А фазаны попросили: — Букву Ф Найди нам, филин. Но, вздыхая тяжело, Филин прячется в дупло. Филин Даже с фонарем Ничего Не видит днем
У. - Ребята! Поможем фазанам?
Ваша задача - найти буквы Ф и зачеркнуть.
(у каждого карточка № 2, работают самостоятельно, взаимопроверка)
а п л т н г д а ц у е в д ы ф ч т х н к
п б ф п н е в ы д э ж т е к у м и с я ф
р ф и в ы ч с б н п в у т ф э ю т ь к н
т н т а в ф с б т и м а ф б о л д п а в
V. Закрепление изученного.
- Буква Ф похожа на филина.
Филин — два огромных глаза — Букву Ф напомнит сразу. Лупоглазый целит взгляд, Словно фотоаппарат.
Филин просит нас прочитать слова с новой буквой.
-Чтение слов с «ф», деление слов на слоги, ударение. ( карточки)
- Проверка на доске ( первый столбик с комментированием).
фисташки фартук
фуфайка фургон
фабрика фантик
фикус форма
футбол фамилия
флажок фанера
Оцените выполненную работу:
Зелёный кружок – всё выполнено правильно самостоятельно
Синий кружок – всё выполнено правильно, но с помощью учителя
Красный кружок – не справился с заданием
-Игра «Слоговое лото» (парная работа).
У. Играть вы будете в парах. Для каждой пары филин принес конверт со слогами.
Откройте свои конверты и разложите слоги. Прочитайте их. Ваша задача – сложить из них слова.
Прочитайте, какие слова у вас получились. (Каждая пара читает по одному слову из трех сложенных.) Фло-мас-тер физ-куль-ту- ра фре-гат.
фло
мас
тер
физ
куль
ту
ра
фре
гат
ФРЕГАТ лексическое значение. Слайд : птица, рыба, корабль.
Работапо иллюстрации в азбуке на стр. 70-71.
О старом и современном русском флоте.
-У. Что вы видите на иллюстрации?
- Очень давно, много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Люди давно мечтали увидеть новые земли. Первые путешествия были по воде. Первые корабли похожи на лодки. Двигатель при помощи весел и ветра – парус. Сейчас строят могучие корабли, подводные лодки, которые работают на атомной энергии. Все корабли называются флотом.
Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)
а) Чтение стихотворения учителем.
- Из какого произведения эти строки?
б) Чтение учащимися стихотворения (про себя). С микрофоном из бумаги..
в) Чтение вслух сильными учащимися. 2-3 чел.
У . Кто автор этих строк?
(Слайд. портрет А.С.Пушкина, выставка книг со сказками).
г) Хоровое чтение стихотворения..
У. Сейчас мы с вами попробуем построить свой кораблик.
д) Раскрашивание корабликов.
- У. А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот царя Салтана.
У. На каждом корабле есть флаг. Флаг – символ нашего государства.
Слайд:Показ влага России, Андреевский флаг. Гюйс.
Он представляет прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цвета.
Российские корабли ходят под Андреевским флагом.
3) Работа над стихотворением на стр. 71.
а) Выразительное чтение стихотворения учителем, ответ на вопрос:
- Из какого произведения эти строки?
(А.С.Пушкин «Медный всадник»)
У. Первый русский флот построил Петр I. Его называют первым русским флотоводцем. Русский флот одержал победу и завоевал право плавать в Балтийском море. Петр I «прорубил окно в Европу».
б) Объяснение выражения «В Европу прорубить окно».
в) Слайд портрет Петра 1).
г) У. А сейчас мы отправимся в путешествие в город, который построил Петр 1, Санкт -Петербург.
д) Показ слайдов из презентации о городе Санкт – Петербурге.
VII. Итог урока
У . Наше путешествие и урок подходят к концу.
-С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы о ней узнали?
- Что особенно запомнилось на уроке? Какие новые слова запомнили?
У. Оцените свою работу на уроке ( три вида смайликов).
– А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Молодцы!