2. Актуализация знаний Цель: актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
3. Постановка учебной задачи Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели; | С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке Назовите полное название сказки Назовите тему нашего урока:
Я предлагаю начать наш урок с речевой разминки:
Задачи урока: Учиться анализировать героев и их поступки Отрабатывать навыки выразительного чтения. Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте. | Ответ детей: Наша сегодняшняя тема «Сказка о царе Салтане…»
А.С.Пушкин о своих детских впечатлениях: « И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы. Дети ставят цель урока | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
3.Открытие нового знания Работа парами. Работа группами Цель: - работа с учебником; -характеристика главных героев сказки; правильно соотносить отрывки сказки, выделять главное, читать выразительно | Проверка домашнего задания Вопросы: Кто написал эту сказку? Кто помог юному Александру полюбить сказки? В каком году А.С. Пушкин написал эту сказку? Как настоящее имя Арины Родионовны?
На какие части разделили сказку? 1.Три девицы и Салтан. 2.Рождение сына и зло в царстве Салтана. 3.Мать и сын 4. Встреча с Лебедью 5.Три превращения князя 6. Встреча
Сегодня на уроке мы будем работать парами и в группах. Вспомните правила работы в группах. Правила работы в группах Работаем в парах:
Расположите правильно этапы сказки «Чудеса» «Спасение» «Битва лебедя и коршуна» «Разговор сестер» «Обман. Бочка в море» «Подарки от лебедя» «Прощение» «Свадьба. Рождение богатыря»
Какая сказка по характеру? Добрая Светлая Чистая, благородная Относится ли эта сказка к волшебным сказкам? Какие общие особенности волшебных сказок?
1.Есть ЗАЧИН 2. Есть чудо А как вы понимаете слово ЧУДО? Возьмите листок и подчеркните синонимы к слову чудо.
О каких чудесах говорится в сказке?
Работа в группах Сказочные герои (добрые, злые)
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Составление СИНКВЕЙНА Характеристика героев. План Имя героя Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика. Опишите внешность и характер героя. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою.
Физминутка для глаз физминутка
Что такое ЭПИТЕТ? Какие эпитеты встречаются в сказке Пушкина? Какой эпитет постоянный? ЭПИТЕТЫ А. С. Пушкина указывает на то, что фольклорный эпитет часто содержит метафору: …Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; …Здравствуй, красная девица, –Говорит он, — будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября…; …И привез гонец хмельной В тот же день приказ такой…;…Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, нужен… и др. Фольклорный эпитет отличается тем, что находится в составе эпических формул-фразеологизмов типа: батюшки-царя, лук дубовый, клев кровавый, грусть-тоска, душой печальной, гости-господа и др., которые сложились в глубокой древности и сохранившихся благодаря совмещению, соединению функций, эпических формул, которые являются синтаксической и ритмомелодической единицей [2, с.137]. Среди эпических формул большое место занимают формулы со значением древних предметов, которые образно показывают устройство древнего города: кровать слоновой кости; пышный двор встречает их;…Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой …
В «Сказке о царе Сатане» А. С. Пушкина также употребляются парадигматические эпитеты, а именно колоративная лексика. К ним относятся: красная девица (молодая, красивая девушка); в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут (постоянные эпитеты, в значении цвета); море синее кругом (постоянный эпитет, в значении цвета). В тексте «Сказки о царе Салтане» широко используются характерные для фольклора постоянные эпитеты. Например, существительные-эпитеты: для батюшки-царя, голубушки-сестрицы, гости-господа; фольклорно — песенные эпитеты: грусть-тоска, в лазоревой дали с их яркой образностью и многообразием живописных красок «море синее», «дуб зеленый», «лебедь белая», «алы губки», «белы ручки», «честные гости». Наряду с этими эпитетами функционируют литературные эпитеты: с ободренною душой, во мгле печальной, душою страстной. Какие ещё эпитеты встречаются в сказке? Найдите строки. Есть ли сказочная концовка ? Чему учит нас сказка? | А.С. Пушкин Няня Арина Родионовна Летом 1831 года Ирина (Иринья) 1.Учащиеся называют части сказки 2.Читают выразительно отрывки частей сказки 3. Дети объясняют значения слов 1. Работать надо дружно. 2. Обсуждение веди шепотом. 3. Следи за временем. 4. Не перебивай товарища. 5. Выслушивай мнение каждого. Уч. Берут листы и расставляют по этапам «Разговор сестер» «Свадьба. Рождение богатыря» «Обман. Бочка в море» «Спасение» «Битва лебедя и коршуна» «Чудеса» «Подарки от лебедя» «Встреча» «Прощение» Уч. называют особенности 1.ЗАЧИН 2.Волшебные события 3. Волшебные предметы. 4. Герои сказки Ответы: (читают из произведения) Дети читают строки из сказки Три девицы подокном пряли поздно вечерком…….. Восхитительный, замечательный Изумительный доброжелательный Прекрасный Чудесный обаятельный Дивный проверка Дети находят строки из сказки и зачитывают. 1.Рождение сына -богатыря 2.Белка 3.33 богатыря 4. Царевна лебедь Дети распределяют героев на добрых и злых Добрые: Царь Гвидон Царевна Лебедь Злые: Ткачиха Повариха сватья баба Бабариха Коршун Царь Гвидон Добрый, гостеприимный, мужественный Поднялся, понатужился, упёрся Видит, что отец грустит Царевна Лебедь Добрая, скромная, щедрая. Плывёт, бьёт крылом, молвит русским языком. Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил Царь Салтан Добрый, гневный, пассивный Собирался, обвенчался, простился Доверчивый Не нашел виновника Эпитет- определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности СИНЕЕ МОРЕ Дети находят отрывки и зачитывают Под видео «море»
Фольклорные и авторские фольклорные добра коня… ..неведомо зверушку... …дуб зелёный… …снурок шелковый… …клёв кровавый… …князь ты мой прекрасный… …гости-господа… Авторские ….для законного решенья… …не птичьим криком стонет… …могучий избавитель… …к царству славного Салтана… …и желанная страна… Дети находят строки и зачитывают 1.Эта сказка самая добрая и всех сказок А.С. Пушкина. Умейте прощать, и тогда все будут счастливы. Не завидуй! Богатство не делает людей счастливыми. Людей, которые не стремятся к богатству, называют бескорыстными. Эта сказку учит почитать (уважать) родителей. Женщина, девушка, должна быть доброй, нежной, как лебедь в этой сказке. Главная мысль сказки – светлая вера в торжество (в победу) справедливости, уверенность в то, что добро победит зло. 2.Судба царя Салтана учит нас , что не всем можно доверять, но лучше проверять чтоб тебя не обманули. Царь Салтан простил ткачиху, повариху, сватью Бабу Бабариху, нам тоже надо уметь прощать обидчиков. | Регулятивные УУД: Целеполагание(постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование(определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Регулятивные УУД: Контроль(сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив план и способ действия в случае расхождения эталона) |