kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин. сказка о золотом петушке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения для учащихся четвёртых классов  по программе "Начальная школа XXI века". Тип урока - первичное усвоение новых знаний. обучающиеся уже закомы со сказками Пушкина: "Сказка о царе салтане.", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях. Учащиеся знакомятся с новым произведением, используя базовые знания произведенмий Александра сергеевичв Пушкина. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин. сказка о золотом петушке"»

Тема урока: «А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цели:

Образовательные: создать условия для знакомства учащихся со сказками А. С. Пушкина способствовать  формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; способствовать обогащению словарного запаса; способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).

 Развивающие:  способствовать развитию речи учащихся, умения определять жанр произведения.

Воспитательные:  способствовать воспитанию  интереса к детской литературе; нравственных качеств.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Сегодня я хочу начать урок словами: «Что за прелесть эти сказки!»

– Мы с вами будем работать по сказке. А вот по какой, сейчас вы мне ответите, решив небольшой тест.

1. Назовите автора семи сказок:

И.А. Крылов
Л.Н. Толстой
А.С. Пушкин
А.Е. Измайлов
В.А. Жуковский

2. Назовите сказку А.С. Пушкина:

«Кот, петух и лиса»
«Кукушка и Петух»
«Сказка о золотом петушке»
«Петушок–золотой гребешок»
«Петух и собака»

3. Имя героя «Сказки о золотом петушке»:

Царь Салтан
Князь Гвидон
Царь Дадон
Царь Матвей
Царь Берендей

– Тема сегодняшнего урока «А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

3. Сообщение целей урока

4. Повторение

Посмотрите на портрет поэта. Обратите внимание на годы жизни его.
– Сколько лет прожил А.С. Пушкин?
– За 38 лет оставил такое наследие потомкам!

– Давайте вспомним, какие сказки мы уже прочитали за три прошедших года.

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», 1831

  • «Сказка о попе и работнике его Балде», 1831

  • «Сказка рыбаке и рыбке», 1833

  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», 1833

– Действительно, мы изучаем уже пятую сказку А.С. Пушкина. Но самой первой была «Сказка о медведихе», которую поэт так и не дописал. И есть еще одна сказка, которая называется «Жених».
– Молодцы! Хорошо знаете сказки Пушкина .Я буду рада если пройдут годы и вы прочитаете эти сказки уже своим детям.

5. Работа по «Сказке о золотом петушке»

а) Чтение сказки учителем и сильными учениками

б) работа по содержанию:

- Назовите главных героев сказки главные герои сказки? (Царь Дадон и петушок)

– Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?

Задиристый, грозный, беспомощный, жадный, злой, глупый, жестокий, своенравный,
самодурный

– Докажите словами текста, что царь был задиристым (–т.е. право определял силой)

(И соседям то и делоНаносил обиды смело)

.– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.

(Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.)

– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?

(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)

– Почему вы считаете, что царь был жадным?

(Должен был он содержать
Многочисленную рать.)

– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.

–Докажите злость Дадона.

(Со злости
Инда плакал)

– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)

– Когда проявилась глупость царя?

(Волю первую твою
Я исполню, как мою)

– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)

– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.

– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет (Горы золота сулит)

– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)

– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)

– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?

– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)

Добро и зло – это неделимые, вечные начала.

– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)

–Докажите словами текста

(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, к тоя?)

– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?

(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…

Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»

Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон.)

– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)

– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)

6. Физминутка.

– Покажите, как петушок встрепенулся, повернулся, как он бился.

7. Продолжение работы над сказкой

– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).

– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?

Петушок (верный, справедливый)

– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)

– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)

– Когда петушок проявил справедливость?

(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)

– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)

8. Работа с пословицами и поговорками

  • Не рой другому яму – сам туда попадешь.

  • Правда суда не боится.

  • По правде и сила.

  • Пока жареный петух в голову не клюнет…

– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)

– Чему учит эта сказка? (Делать добро, не быть злыми, жестокими)

9. Рефлексия

10. Итог урока

– Чему научила вас эта сказка?
– Закончить наш урок я хочу словами Пушкина

«Сказка ложь, да в ней намек!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин. сказка о золотом петушке"

Автор: Немыкина Лариса Александровна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "" Конспект урока  литературного чтения" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-3"
    ["file_id"] => string(6) "145660"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418973814"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "А. С. Пушкин " Сказка о царе Салтане" "
    ["seo_title"] => string(38) "a-s-pushkin-skazka-o-tsarie-saltanie-1"
    ["file_id"] => string(6) "238994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444676913"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект внеклассного урока в 5 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике  Балде" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-vnieklassnogho-uroka-v-5-klassie-po-skazkie-a-s-pushkina-skazka-o-popie-i-iegho-rabotnikie-baldie"
    ["file_id"] => string(6) "159240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421861053"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока по литературе 4 класс по теме:А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_4_klass_po_tiemie_a_s_pushkin_skazka_o_miertvoi_"
    ["file_id"] => string(6) "361076"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479729595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства