г.Междуреченск
Чамжаева Т.В.,
учитель начальных классов
Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: Термометр. Практическая работа «Измерение температуры»
Тип урока: проблемный
Цель: получение нового знания.
Задачи:
- совершенствовать базовые знания и умения по теме «Погода»
- познакомить со значением температуры для всего живого;
- познакомить детей с устройством и особенностями работы разных видов термометров; научить измерять температуру, записывать показания термометра.
- формирование общеучебных умений: поиск информации, работа с книгой, организация рабочего места; умение воспринимать информацию, выделять главное, запоминать; работать самостоятельно; умение осуществлять контроль, самоконтроль, оценку, самооценку; умение доказывать;
- формирование умения работать в группах;
- понимание важности изучения окружающего мира.
Планируемые результаты: усвоить понятие о погоде, научиться различать виды термометров и пользоваться каждым из них
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь
Термометры: уличный, комнатный, медицинский, водный, модель термометра.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Стаканы с холодной и горячей водой.
Ход урока.
Организация начала урока.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Актуализация знаний.
-Все мы знаем, что сейчас время года- …. Назовите число и месяц.
-Какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать?
(дети перечисляют)
-Какова основная причина этих изменений?
Похолодание.
-Что мы чувствуем, когда говорим похолодание?
Дрожишь, зубы стучат, приходится одеваться теплее, озноб, и т.д.
-А если похолодание небольшое, мы его не сможем ощутить. Тогда как быть?
Создание проблемной ситуации.
-Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ.
Разыгрывается небольшая сценка – миниатюра детьми.
Максим: Арина, ты, что все время кутаешься?
Арина: Я совсем замерзла!
Максим: Да, что ты, ведь в комнате тепло!
Арина: А мне кажется – холодно.
-Чтобы не спорить, скажите - тепло в комнате или нет?
(У детей возникают тоже разные мнения)
Побуждение к формулированию учебной проблемы
-Кто же прав? Как рассудить одноклассников?
-Какой прибор нам может помочь?(термометр)
-Что же на уроке нам нужно будет сегодня узнать ?
Формулировка проблемы Как определять температуру.
Актуализация проблемы.
-Сегодня мы узнаем о термометре, научимся с его помощью определять температуру. А для чего это надо уметь? Сможем узнать температуру воздуха на улице и в классе, определим температуру воды, тела, почвы. Сможем помочь – узнать тепло в комнате или нет.
-Для кого особенно важна температура воздуха? (Людей, животных, растений).
Подводящий к решению проблемы диалог. Поиск решения.
-Все вы дома видели термометр. Лежит себе спокойно в коробочке. Потом мама берет его, ставит вам градусник, и он показывает температуру тела. Что с ним происходит? Он показывает температуру.
Самостоятельное добывание знаний. Строение термометра.
-Термометр изобрел шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.(СЛАЙД)
Из чего же состоит термометр? Трубочка с жидкостью, корпус, деления.
-Правильно. В корпусе термометра есть шкала, на ней нанесены деления и числа, а в трубочке подкрашенная жидкость или ртуть. (СЛАЙД)
-Середина шкалы – это нуль. Отсюда начинается отсчёт температуры. Значения выше нуля записываются со знаком плюс + 10⁰, значения ниже нуля записываются со знаком минус - 10⁰. Читать такую температуру можно по-разному. Может кто-то уже знает как?
Формулировка нового знания: Конец столбика жидкости в трубке указывает на число градусов. Запись значений температуры…
Виды термометров.(Водный)
-Посмотрите на этот термометр. Что видите? На нем нет значений ниже нуля.
-Это термометр для измерения температуры воды. Почему на нем нет значений ниже нуля? Потому что, наверное, вода замерзает.
(Медицинский)
-А теперь давайте рассмотрим мамин термометр, которым она измеряет вам температуру. Чем он отличается? Значения начинаются с 34 и заканчиваются 41. А еще значение 37 красным цветом выделено. И жидкость странная.
-Это термометр для тела. В нем вместо жидкости использована ртуть. У живого человека температура не может быть ниже 35 градусов и выше 41.
-Какая температура у здорового человека считается нормальной?
-А если человек заболел? Вот почему она выделена на шкале красным цветом.
Формулировка нового знания: Разными термометрами измеряют температуру воздуха, воды, почвы, тела человека.
Практическая работа: «Принцип работы термометра»
На столах стаканы с теплой водой
-Я предлагаю провести опыт. И посмотреть, как там все происходит.
Дети делятся на группы и производят опыт по нагреванию термометра горячей водой. Все внимательно всматриваются.
Почему столбик термометра поднимается вверх? Может ее что-то толкает, может ей становится жарко и она убегает и т.д.
-Понятно. Кто думает иначе?
-При нагревании все вещества расширяются. Цветная жидкость выходит из резервуара в трубочку, и столбик её удлиняется. На этом основана работа термометра.
-А почему жидкость перестает ползти? Потому что настолько нагрелась.
-Верно ребята. Жидкость в термометре поднялась выше значения нуль, потому что вода была теплая. Так же определяется и температура воздуха.
-Чему равна t воды?
На столах стаканы с холодной водой
-Я предлагаю провести ещё один опыт. Вот здесь, в стакане вода из-под крана. Поставьте термометр. Посмотрим, что будет. Жидкость поползла вниз!
-Можно сказать, что она упала? В каком значении применим это слово «упала»? опустилась вниз.
-Чему сейчас равна t воды?
-Опустилась ли ниже нуля?
Формулировка нового знания. Чем выше поднялась подкрашенная жидкость в термометре – тем горячее вода, теплее воздух. Если температура ниже нуля – значит воздух холодный.
Физкультминутка
Применение новых знаний.
Чтение и сравнение температур.
-Прочтите по-разному: +6⁰, –3⁰, –15⁰, +24⁰, 0⁰
- В какое время года мы можем наблюдать эти температуры? Какая температура приемлема для помещения?
- Сравните: +48⁰ … +54⁰ +12⁰ … –12⁰
–60⁰ … –30⁰ –8⁰ … 0⁰
+23 ⁰… –2⁰ +4⁰ … 0⁰
- Запишите
Блиц – опрос.
- Какие виды термометров вы сегодня изучили?
- Из каких частей состоит термометр?
- В каких единицах измеряется температура?
- Какую температуру называют плюсовой? Минусовой?
- Чем отличается термометр для определения температуры воды от остальных термометров?
- Почему у комнатных термометров шкала короче, чем у уличных?
- При какой температуре замерзает вода?
- Как ты оденешься, если на термометре +20⁰, +5⁰?
- Когда мы говорим мороз: - 20⁰ или -2⁰?
- Для кого важна температура?
- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
-Какова нормальная температура тела человека?
Итог урока.
-Я вас поздравляю. Сегодня вы сами узнали, как определить температуру.
- Кто из вас теперь уверенно сможет определять температуру и работать с разными термометрами? (Дети поднимают руки)
-Давайте же разъясним спор Арины и Максима: Тепло ли у нас было в классе?
Я считаю, что тепло, потому что температура воздуха + 22⁰. Может Алина заболела и ей кажется, что холодно. Потому что ее знобит.
-Есть другие мнения?
Домашнее задание:
Измерить температуру своего тела и отметить результат в таблице рабочей тетради.
ХI. Рекомендации для занятий в семье:
Родители должны объяснить ребёнку, как правильно измерять температуру тела.