kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики. Тепловое движение. Температура

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока № 1/1.

Тема: Тепловое движение. Температура

Цель: Дать понятие теплового движения молекулы. Ввести понятие темпера­туры. Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особом виде движения.

Задачи:

а) образовательная проконтролировать знания учащихся, полученные на предыдущем уроке, сформировать представления о структуре и содержании изучаемой физической теории, организовать усвоение основных определений по данной теме, познакомить с основными физическими величинами, сформулировать основные законы по данной теме.

б) развивающая формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, формировать умение анализировать факты при наблюдении или объяснении явлений, при работе с текстом учебника, развивать внимание, память, логическое и творческое мышления.

в) воспитательная формирование интереса к физике при анализе физических явлений, при демонстрации опытов, при решении задач, стимуляция работы учащихся, формирование научного мировоззрения учащихся.

Методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, репродуктивный, эвристический.

Оборудование: учебник, демонстрационное оборудование.

План урока

1. Организационный момент (1 – 2 минуты).

2. Домашнее задание (2 – 3 минуты).

3. Повторение (10-15 минут).

4. Изложение нового материала (15 – 22 минуты).

5. Закрепление (5 – 10 минут).

6. Подведение итогов урока (1-2 минуты)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Домашнее задание

1. §1 учебника; вопросы и задания к параграфу.

2. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 915, 916.

3. Экспериментальное задание (для желающих). В стакан с холодной водой осторожно долить горячей воды. Измерить температуру воды у дна стакана, в середине и у поверхности. Какой можно сделать вы­вод? Как правильно измерять температуру жидкости?

3. Повторение

- Как называются частицы, из которых состоят вещества?

- Какие наблюдения свидетельствуют, что размеры молекул малы?

- Какие явления показывают, что вещества состоят из частиц, раз­деленных промежутками?

- Как изменяется объем тела при уменьшении или увеличении рас­стояния между частицами?

- Что такое диффузия?

- Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?

- Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?

- Какие явления указывают на то, что молекулы не только притя­гиваются друг к другу, но и отталкиваются?

- Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?

- Какие три состояния вещества вы знаете?

- Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?

- Как расположены и как движутся молекулы газа, жидкости и твердые тела?

4. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Определение тепловых явлений.

2. Измерение температуры. Термометр.

3. Тепловое движение.

1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.

Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми. К таким явлениям относятся, например, нагревание и охлаждение воды, таяние льда, плавление металлов.

2. Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре.

Температура – это характеристика степени нагретости тела по определённой температурной шкале.

Для объектив­ности измерений температуры были созданы различного рода термометры.

Опыт показывает, что в основном все твердые тела и жидкости расши­ряются при повышении температуры. Таким образом, явление теплового рас­ширения тел тоже может быть использовано для измерения температуры.

В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «хо­лодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъектив­ным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:

а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной и третий - с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую - в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствуeт тепло, а левая - холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;

б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревян­ного предмета (например, стол, стул), а правой - до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая - холод.

Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.

Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Гали­леем в 1592 г. Термоскоп Галилея был очень чувствителен к изменению тем­пературы. Газовые термометры используются в науке в качестве образцового прибора, по которому градуируются все остальные термометры.

Самое широкое применение на практике приобрели жидкостные термо­метры, в которых для регистрации температуры используется тепловое расширение жидкости. Чаще всего для этих целей используют ртуть или подкрашенный спирт.

Демонстрируются два термометра, обращают внимание на устройство медицинского термометра, и на диапазон температур. Формулируются пра­вила, обеспечивающие сохранность термометра и правильность измерений.

1. Определить, в каких диапазонах температур можно производить из­мерения с помощью данного термометра.

2. Определить цену деления шкалы и определить, с какой точностью можно измерить температуру с помощью данного термометра.

Совершенствованием термометров занималось много ученых. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распростра­нялись, другие, наоборот, быстро забылись.

В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала.

За нуль принимается температура плавления льда при нормальном ат­мосферном давлении (101 325 Па). Температуре кипения дистиллирован­ной воды при нормальном атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей - градусов, каждый гра­дус можно вновь поделить на равные доли.

Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80° R, по шкале Фаренгейта 212° F. Такой произ­вольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям.

У. Томсон в 1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги ти­тул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 °С.

Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени. Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теп­лового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.

Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.

3. Учащимся уже известно, что диффузия при более высокой темпера­туре происходит быстрее. Для доказательства этого факта можно проде­монстрировать опыт: опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой. Во втором стакане скорость диффузии будет выше. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. Наблюдение за явлением диффузии позволило установить: скорость движения частиц вещества зависит от температуры.

Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница меж­ду ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.

Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют те­пловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела.

Вывод: температура - это физическая характеристика состояния веще­ства, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.

Учитель должен обратить внимание учеников на то, что тепловое дви­жение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно.

Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы - ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория от­дельной частицы. Элементарный фрагмент такой ломаной - длина свобод­ного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой.

5. Закрепление изученного

- Какие явления называются тепловыми?

- Какие явления относятся к тепловым?

- Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?

- Что мы понимаем под температурой вещества?

- Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.

- Какие температурные шкалы вам известны?

- Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?

- Какое движение называется тепловым?

6. Подведение итогов урока

Итог урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок физики. Тепловое движение. Температура

Автор: Лисицына Валентина Яковлевна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация для урока "Тепловое движение.Температура""
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia_dlia_uroka_tieplovoie_dvizhieniie_tiempieratura"
    ["file_id"] => string(6) "381174"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484813656"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "План - конспект урока по физике 8 класс на тему: «Тепловое движение. Температура.»"
    ["seo_title"] => string(74) "plankonspiekturokapofizikie8klassnatiemutieplovoiedvizhieniietiempieratura"
    ["file_id"] => string(6) "266211"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450108763"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Тепловое движение. Температура. Презентация к уроку физики 8 класс "
    ["seo_title"] => string(75) "tieplovoie-dvizhieniie-tiempieratura-priezientatsiia-k-uroku-fiziki-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "244834"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446019758"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация по физике 8 класс на тему: «Тепловое движение. Температура.»"
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiiapofizikie8klassnatiemutieplovoiedvizhieniietiempieratura"
    ["file_id"] => string(6) "266222"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450111041"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по физике для 8 класса по теме: "Тепловое движение. Температура""
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-fizikie-dlia-8-klassa-po-tiemie-tieplovoie-dvizhieniie-tiempieratura"
    ["file_id"] => string(6) "269991"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450967906"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства