План – конспект урока № 1/1.
Тема: Тепловое движение. Температура
Цель: Дать понятие теплового движения молекулы. Ввести понятие температуры. Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особом виде движения.
Задачи:
а) образовательная проконтролировать знания учащихся, полученные на предыдущем уроке, сформировать представления о структуре и содержании изучаемой физической теории, организовать усвоение основных определений по данной теме, познакомить с основными физическими величинами, сформулировать основные законы по данной теме.
б) развивающая формировать мотивацию постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, формировать умение анализировать факты при наблюдении или объяснении явлений, при работе с текстом учебника, развивать внимание, память, логическое и творческое мышления.
в) воспитательная формирование интереса к физике при анализе физических явлений, при демонстрации опытов, при решении задач, стимуляция работы учащихся, формирование научного мировоззрения учащихся.
Методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, репродуктивный, эвристический.
Оборудование: учебник, демонстрационное оборудование.
План урока
1. Организационный момент (1 – 2 минуты).
2. Домашнее задание (2 – 3 минуты).
3. Повторение (10-15 минут).
4. Изложение нового материала (15 – 22 минуты).
5. Закрепление (5 – 10 минут).
6. Подведение итогов урока (1-2 минуты)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Домашнее задание
1. §1 учебника; вопросы и задания к параграфу.
2. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 915, 916.
3. Экспериментальное задание (для желающих). В стакан с холодной водой осторожно долить горячей воды. Измерить температуру воды у дна стакана, в середине и у поверхности. Какой можно сделать вывод? Как правильно измерять температуру жидкости?
3. Повторение
- Как называются частицы, из которых состоят вещества?
- Какие наблюдения свидетельствуют, что размеры молекул малы?
- Какие явления показывают, что вещества состоят из частиц, разделенных промежутками?
- Как изменяется объем тела при уменьшении или увеличении расстояния между частицами?
- Что такое диффузия?
- Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и в твердых телах?
- Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
- Какие явления указывают на то, что молекулы не только притягиваются друг к другу, но и отталкиваются?
- Что вы знаете о молекулах одного и того же вещества?
- Какие три состояния вещества вы знаете?
- Имеются ли различия между молекулами льда, воды, водяного пара?
- Как расположены и как движутся молекулы газа, жидкости и твердые тела?
4. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
1. Определение тепловых явлений.
2. Измерение температуры. Термометр.
3. Тепловое движение.
1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.
Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры, называются тепловыми. К таким явлениям относятся, например, нагревание и охлаждение воды, таяние льда, плавление металлов.
2. Словами «холодный», «теплый», «горячий» указывают на различную степень нагретости тела и говорят о различной температуре.
Температура – это характеристика степени нагретости тела по определённой температурной шкале.
Для объективности измерений температуры были созданы различного рода термометры.
Опыт показывает, что в основном все твердые тела и жидкости расширяются при повышении температуры. Таким образом, явление теплового расширения тел тоже может быть использовано для измерения температуры.
В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:
а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй - с холодной и третий - с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую - в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствуeт тепло, а левая - холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;
б) учитель предлагает учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой - до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной и той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая - холод.
Отсюда делается вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.
Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Галилеем в 1592 г. Термоскоп Галилея был очень чувствителен к изменению температуры. Газовые термометры используются в науке в качестве образцового прибора, по которому градуируются все остальные термометры.
Самое широкое применение на практике приобрели жидкостные термометры, в которых для регистрации температуры используется тепловое расширение жидкости. Чаще всего для этих целей используют ртуть или подкрашенный спирт.
Демонстрируются два термометра, обращают внимание на устройство медицинского термометра, и на диапазон температур. Формулируются правила, обеспечивающие сохранность термометра и правильность измерений.
1. Определить, в каких диапазонах температур можно производить измерения с помощью данного термометра.
2. Определить цену деления шкалы и определить, с какой точностью можно измерить температуру с помощью данного термометра.
Совершенствованием термометров занималось много ученых. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись.
В настоящее время в большинстве стран для научных и практических целей используется Международная практическая температурная шкала.
За нуль принимается температура плавления льда при нормальном атмосферном давлении (101 325 Па). Температуре кипения дистиллированной воды при нормальном атмосферном давлении приписывается значение 100 градусов. Шкала делится на 100 равных частей - градусов, каждый градус можно вновь поделить на равные доли.
Во Франции (и до революции в России) применялась шкала Реомюра, предложенная французским естествоиспытателем Р. Реомюром в 1730 г. В Англии и США до сих пор используется шкала Фаренгейта. Кипение воды по шкале Реомюра равно 80° R, по шкале Фаренгейта 212° F. Такой произвольный выбор нуля температур существенно усложняет теоретические выводы, приводит к громоздким формулам и ненужным вычислениям.
У. Томсон в 1848 г. (получивший впоследствии за научные заслуги титул лорда Кельвина) предложил ввести новую шкалу температур, которая называется абсолютной. Нулевой уровень -273,15 °С.
Важно отметить, что любое измерение температуры требует времени. Время необходимо для того, чтобы термометр мог войти в состояние теплового равновесия с телом, температуру которого мы измеряем.
Фактически термометр показывает собственную температуру, которая в состоянии теплового равновесия равна температуре тела.
3. Учащимся уже известно, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Для доказательства этого факта можно продемонстрировать опыт: опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой. Во втором стакане скорость диффузии будет выше. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. Наблюдение за явлением диффузии позволило установить: скорость движения частиц вещества зависит от температуры.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела.
Вывод: температура - это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.
Учитель должен обратить внимание учеников на то, что тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно.
Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы - ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы. Элементарный фрагмент такой ломаной - длина свободного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой.
5. Закрепление изученного
- Какие явления называются тепловыми?
- Какие явления относятся к тепловым?
- Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
- Что мы понимаем под температурой вещества?
- Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.
- Какие температурные шкалы вам известны?
- Какие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?
- Какое движение называется тепловым?
6. Подведение итогов урока
Итог урока.