Упражнения для развития техники чтения, понимания текста, выразительности чтения
Упражнения для развития техники чтения, понимания текста, выразительности чтения
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ 1. Чтение вслух. 2. Чтение про себя. 3. Чтение «жужжащее». Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение пяти минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития техники чтения, понимания текста, выразительности чтения»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1. Чтение вслух.
2. Чтение про себя.
3. Чтение «жужжащее». Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение пяти минут.
4. Чтение хором.
5. Чтение в темпе скороговорки.
6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинают читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16. «Кто быстрее?». На доске написано предложение. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
17. «Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются. Дети по памяти называют прочитанные слова.
18. «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
19. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
1. Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2. Чтение труднопроизносимых слов.
3.Чтение скороговорок.
4.«Окончания». Повышенное требование к четкости окончания слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8. Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10.«Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
11. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
12.Чтение - пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
13. Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
14. «Голоса». Чтение текста в лицах, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона).
15. Чтение по ролям.
16. Инсценирование.
17. Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
18. Словарь настроений. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать еще раз, пытаясь, это настроение передать.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА ТЕКСТА
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9. Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11. Чтение для подготовки к пересказу.
12. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
13. Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
14. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа.
15. Составление кроссвордов по тексту.
16. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.