Программа по внеурочной деятельности: "Техника эффективного чтения"
Программа по внеурочной деятельности: "Техника эффективного чтения"
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Развитие универсальных учебных действий учащихся для основного общего образования направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и познавательного потенциала учащихся основной школы.
Обеспечивая развивающий потенциал общего среднего образования, была составлена программа курса для учащихся 5-х классов «Техника эффективного чтения».
Целью кружка является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей содержания образования в сфере развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий и реализует следующие задачи:
Усовершенствование техники чтения
Развитие обучающихся по курсу пятиклассников стратегии смыслового чтения
Улучшение качества усвоения прочитанного текста
Тренировка памяти и внимания
Активизация творческих способностей;
Физическое оздоровление человека
Курс «Техника эффективного чтения» позволит учащимся, совершенствуя технику чтения, приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видамии типамичтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и «про себя»; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, используемые в курсе, направлены на формирование и оценку навыка рефлексии. Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Программа курса составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, связанных:
— с переходомотучебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, к новой внутреннейпозицииобучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий
— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельностии построению жизненных планов во временной перспективе;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Формы и методы обучения освоение техники эффективного чтения - система практических групповых урочных занятий и использованием приемов эвристической беседы, контроля и оценивания в виде тестовых заданий.
Курс рассчитан на 34 часа. Состоит из трех разделов. Для проведения занятий используется урочная система.
Предполагаемый результат:
Осознание и использование в практической деятельности основных психологических особенностей восприятия информации человеком
Формирование навыка самоорганизации и саморегуляции
Использование эффективных программ чтения
Освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности.
Каждое занятие состоит из небольшого теоретического материала, описания упражнений и порядка их выполнения. Тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения и контрольные вопросы к ним.
Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Поэтому обязательным методом обучения является метод психофизической саморегуляции - аутогенная тренировка.
Обязательное условие успешности обучения — самостоятельность, непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30 мин.
Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех сложных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, поэтому в курсе много времени уделяется теоретическим основам чтения, объясняя это явление языком доступным для понимания пятиклассников.
Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. Не все учащиеся способны одинаково успешно осваивать упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи.
Обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие навыки
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности: "Техника эффективного чтения"»
Муниципальное образование Темрюкский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
имени 317 стрелковой Краснознаменной Будапештской дивизии
муниципального образования Темрюкский район
Утверждено
Решение Педагогического Совета
протокол № 1
от 29 августа 2014 года
Председатель___________ Л.Г.Рябухина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу ТЕХНИКА ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (ФГОС)
Ступень обучения (класс) основное общее образование 5 класс
Количество часов 34 уровень базовый
Учитель русского языка и литературы Жлобицкая Ирина Владимировна, Ивченко Светлана Николаевна
2014 год
Пояснительная записка
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Развитие универсальных учебных действий учащихся для основного общего образования направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и познавательного потенциала учащихся основной школы.
Обеспечивая развивающий потенциал общего среднего образования, была составлена программа курса для учащихся 5-х классов «Техника эффективного чтения».
Целью кружка является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей содержания образования в сфере развития личностных,регулятивных и познавательных универсальных учебных действийи реализует следующие задачи:
Усовершенствование техники чтения
Развитие обучающихся по курсу пятиклассников стратегии смыслового чтения
Улучшение качества усвоения прочитанного текста
Тренировка памяти и внимания
Активизация творческих способностей;
Физическое оздоровление человека
Курс «Техника эффективного чтения» позволит учащимся, совершенствуя технику чтения, приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видамии типамичтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и «про себя»; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, используемые в курсе, направлены на формирование и оценку навыкарефлексии.Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
Программа курса составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, связанных:
— с переходомотучебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, к новой внутреннейпозицииобучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий
— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельностии построению жизненных планов во временной перспективе;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Формы и методы обучения освоение техники эффективного чтения - система практических групповых урочных занятий и использованием приемов эвристической беседы, контроля и оценивания в виде тестовых заданий.
Курс рассчитан на 34 часа. Состоит из трех разделов. Для проведения занятий используется урочная система.
Предполагаемый результат:
Осознание и использование в практической деятельности основных психологических особенностей восприятия информации человеком
Формирование навыка самоорганизации и саморегуляции
Использование эффективных программ чтения
Освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности.
Каждое занятие состоит из небольшого теоретического материала, описания упражнений и порядка их выполнения. Тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения и контрольные вопросы к ним.
Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Поэтому обязательным методом обучения является метод психофизической саморегуляции - аутогенная тренировка.
Обязательное условие успешности обучения — самостоятельность, непрерывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период занятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30 мин.
Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех сложных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, поэтому в курсе много времени уделяется теоретическим основам чтения, объясняя это явление языком доступным для понимания пятиклассников.
Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. Не все учащиеся способны одинаково успешно осваивать упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи.
Обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения навыков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие навыки.
Учебно-тематический план
№ п\п
Наименование раздела и тем
Количество часов
Дата
Краткое содержание тем
Формируемые УУД
Практическая деятельность учащегося.
Виды, формы контроля.
Все
го
Контр. измерения
Раздел 1.Ориентировочно-диагностический - 3 часа
1\1
Введение к программе освоения быстрого чтения
1
01.09.
2014
Традиционные методы чтения и их недостатки. Определение задач и методов обучения. Порядок освоения программы. Методика самостоятельных занятий.
Личностные
Создание у обучающихся положительной мотивации к занятиям.
Дискуссия по теме
«Когда книга учит»
2\2
Правила быстрого чтения
1
08.09.
2014
Информирование о пяти способах чтения. Почему мы читаем с регрессиями. Пять золотых правил гигиены зрения.
Познавательные
Формулировка проблемы
Регулятивные
Целеполагание
Запоминают информацию о способах чтения, гигиены зрения. Делают памятку для себя.
3\3
Диагностика понимания прочитанного
1
15.09. 2014
Диагностика успешности скорости чтения и понимания текста
Регулятивные
Контроль
Выполнение контрольного теста
Раздел 2. Овладение методами и способами эффективного чтения - 23часов
4\1
Внимание при чтении
2
22.09-29.09.
2014
Три вида внимания, причины невнимательности.
Наблюдательность, психогигиена внимания
Познавательные
Структурирование знаний
Регулятивные
Коррекция
Упражнения на тренировку внимания.
Гимнастика для глаз
5\2
Как управлять своим вниманием
1
06.10. 2014
Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания
Регулятивные
Коррекция
Контроль
Упражнения на тренировку внимания.
Гимнастика для глаз
6\3
Тренинг на развитие внимание
13.10. 2014
Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания
Регулятивные
Коррекция
Контроль
Упражнения на тренировку внимания.
Гимнастика для глаз
7\4
Интегральный алгоритм чтения
1
20.10. 2014
Мозг и чтение. Содержание интегрального алгоритма чтения.
Регулятивные
Коррекция
Контроль
Идеомоторная тренировка.
Упр. Лабиринт.
Гимнастика для глаз.
8\5
Освоение способов интегрального алгоритма чтения.
1
27.10. 2014
Чтение по интегральному алгоритму.
Создание зрительного образа интегрального алгоритма чтения
Познавательные
Поиск информации
Регулятивные
Коррекция
Упр. «Чехарда».
Разметка текста по блокам интегрального
алгоритма чтения.
Гимнастика для глаз
9\6
Отработка навыка интегрального алгоритма чтения.
1
10.11. 2014
Чтение по интегральному алгоритму.
Использование зрительного образ интегрального алгоритма чтения
Познавательные
Поиск информации
Регулятивные
Коррекция
Разметка текста по блокам интегрального
алгоритма чтения.
Гимнастика для глаз
10\7
Дифференциальный
алгоритм чтения
1
17.11.
2014
Что значит понять текст?
Фильтрующая способность мозга.
Что же такое доминанта?
Познавательные
Структурирование знаний
Регулятивные
Коррекция
Создание зрительного образа дифференциального алгоритма чтения.