kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности: "Техника эффективного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные запросы, которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Развитие универсальных учебных действий учащихся для основного общего образования направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и познавательного потенциала учащихся основной школы.

Обеспечивая развивающий потенциал общего среднего образования, была составлена программа курса для учащихся 5-х классов «Техника эффективного чтения».

Целью кружка является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей содержания образования в сфере развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий и  реализует следующие задачи:

  • Усовершенствование техники чтения
  • Развитие обучающихся по курсу пятиклассников стратегии смыслового чтения
  • Улучшение качества усвоения прочитанного текста
  • Тренировка памяти и внимания
  • Активизация творческих способностей;
  • Физическое оздоровление человека

Курс «Техника эффективного чтения» позволит учащимся, совершенствуя  технику чтения, приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и «про себя»; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, используемые в курсе, направлены на формирование и оценку навыка рефлексии. Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Программа курса составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий

— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Формы и методы  обучения освоение техники эффективного чтения  - система практических групповых урочных занятий и использованием   приемов эвристической беседы, контроля и оценивания в виде тестовых заданий.

Курс рассчитан на 34 часа. Состоит из трех разделов. Для проведения занятий используется урочная система. 

Предполагаемый результат:

  •  Осознание  и использование в практической деятельности основных психологических особенностей восприятия информации человеком
  • Формирование  навыка  самоорганизации и саморегуляции
  • Использование эффективных программ чтения

Освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности.

Каждое занятие состоит из небольшого теоретического материала, описания упражнений и порядка их выполнения. Тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения и контрольные вопросы к ним.  

Большая   часть механизмов   психической   деятельности,   сопровождающих   чтение   и   регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Поэтому обязательным методом обучения является метод психофизической саморегуляции - аутогенная тренировка.

Обязательное условие успешности обучения — самостоятельность, непре­рывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период за­нятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30 мин.

Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех сложных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, поэтому в курсе много времени уделяется теоретическим основам чтения, объясняя это явление языком доступным для понимания пятиклассников.

Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально.  Не все учащиеся способны одинаково успешно ос­ваивать  упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи.

Обязательное условие успешного овладения методом  быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения на­выков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие навыки

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности: "Техника эффективного чтения"»

Муниципальное образование Темрюкский район


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

имени 317 стрелковой Краснознаменной Будапештской дивизии

муниципального образования Темрюкский район




Утверждено

Решение Педагогического Совета

протокол № 1

от 29 августа 2014 года

Председатель___________ Л.Г.Рябухина







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу ТЕХНИКА ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (ФГОС)

Ступень обучения (класс) основное общее образование 5 класс

Количество часов 34 уровень базовый

Учитель русского языка и литературы Жлобицкая Ирина Владимировна, Ивченко Светлана Николаевна







2014 год

Пояснительная записка


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становятся новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Развитие универсальных учебных действий учащихся для основного общего образования направлено на создание условий для развития умения учиться, раскрытия личностного и познавательного потенциала учащихся основной школы.

Обеспечивая развивающий потенциал общего среднего образования, была составлена программа курса для учащихся 5-х классов «Техника эффективного чтения».

Целью кружка является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей содержания образования в сфере развития личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий и реализует следующие задачи:

  • Усовершенствование техники чтения

  • Развитие обучающихся по курсу пятиклассников стратегии смыслового чтения

  • Улучшение качества усвоения прочитанного текста

  • Тренировка памяти и внимания

  • Активизация творческих способностей;

  • Физическое оздоровление человека

Курс «Техника эффективного чтения» позволит учащимся, совершенствуя технику чтения, приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и «про себя»; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, используемые в курсе, направлены на формирование и оценку навыка рефлексии. Это требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Программа курса составлялась с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—12 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий

— с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Формы и методы обучения освоение техники эффективного чтения - система практических групповых урочных занятий и использованием приемов эвристической беседы, контроля и оценивания в виде тестовых заданий.

Курс рассчитан на 34 часа. Состоит из трех разделов. Для проведения занятий используется урочная система.

Предполагаемый результат:

  •  Осознание и использование в практической деятельности основных психологических особенностей восприятия информации человеком

  • Формирование навыка самоорганизации и саморегуляции

  • Использование эффективных программ чтения

Освоение метода быстрого чтения — процесс приобретения нового навыка умственной деятельности.

Каждое занятие состоит из небольшого теоретического материала, описания упражнений и порядка их выполнения. Тесты и контрольные тексты для измерения скорости чтения и контрольные вопросы к ним.

Большая часть механизмов психической деятельности, сопровождающих чтение и регулирующих его эффективность, управляется подсознанием. Поэтому обязательным методом обучения является метод психофизической саморегуляции - аутогенная тренировка.

Обязательное условие успешности обучения — самостоятельность, непре­рывность, регулярность занятий, полнота и систематичность выполнения всех упражнений. Период за­нятий нужно спланировать так, чтобы на протяжении всего времени обучения выделять ежедневно для тренировок 30 мин.

Главная особенность предлагаемой методики — активное и осознанное участие самого обучающегося в целенаправленном изменении тех сложных процессов, которые связаны с реализацией программ умственных действий. Без осознания этого, без вовлечения в опосредованную тренировку высших структур коры головного мозга, обеспечивающую перестройку процессов мышления, освоить метод быстрого чтения невозможно. Читать быстро, усваивать полно и глубоко прочитанное без познания сути процессов самого чтения нельзя, поэтому в курсе много времени уделяется теоретическим основам чтения, объясняя это явление языком доступным для понимания пятиклассников.

Освоение метода быстрого чтения глубоко индивидуально. Не все учащиеся способны одинаково успешно ос­ваивать упражнения и теоретический курс. Каждый сам выбирает для себя темп и методику наращивания скорости чтения. Отдельные упражнения и методика в целом подсказывают ряд принципов решения этой задачи.

Обязательное условие успешного овладения методом быстрого чтения — постепенность наращивания скорости и приобретения на­выков. Это означает, что необходимо следовать таким известным принципам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Переходить к следующему упражнению нужно только тогда, когда твердо освоены предыдущие навыки.















Учебно-тематический план

п\п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Дата


Краткое содержание тем

Формируемые УУД

Практическая деятельность учащегося.

Виды, формы контроля.

Все

го

Контр. измерения

Раздел 1.Ориентировочно-диагностический - 3 часа

1\1

Введение к программе освоения быстрого чтения


1


01.09.

2014

Традиционные методы чтения и их недостатки. Определение задач и методов обучения. Порядок освоения программы. Методика самостоятельных занятий.

Личностные

Создание у обучающихся положительной мотивации к занятиям.


Дискуссия по теме

«Когда книга учит»

2\2

Правила быстрого чтения

1


08.09.

2014

Информирование о пяти способах чтения. Почему мы читаем с регрессиями. Пять золотых правил гигиены зрения.

Познавательные

Формулировка проблемы

Регулятивные

Целеполагание

Запоминают информацию о способах чтения, гигиены зрения. Делают памятку для себя.

3\3

Диагностика понимания прочитанного


1

15.09. 2014

Диагностика успешности скорости чтения и понимания текста

Регулятивные

Контроль

Выполнение контрольного теста

Раздел 2. Овладение методами и способами эффективного чтения - 23часов

4\1

Внимание при чтении

2


22.09-29.09.

2014

Три вида внимания, причины невнимательности.

Наблюдательность, психогигиена внимания

Познавательные

Структурирование знаний

Регулятивные

Коррекция

Упражнения на тренировку внимания.

Гимнастика для глаз

5\2

Как управлять своим вниманием

1


06.10. 2014

Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упражнения на тренировку внимания.

Гимнастика для глаз

6\3

Тренинг на развитие внимание



13.10. 2014

Концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, объем внимания

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упражнения на тренировку внимания.

Гимнастика для глаз

7\4

Интегральный алгоритм чтения

1


20.10. 2014

Мозг и чтение. Содержание интегрального алгоритма чтения.

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Идеомоторная тренировка.

Упр. Лабиринт.

Гимнастика для глаз.

8\5

Освоение способов интегрального алгоритма чтения.

1


27.10. 2014

Чтение по интегральному алгоритму.

Создание зрительного образа интегрального алгоритма чтения

Познавательные

Поиск информации

Регулятивные

Коррекция

Упр. «Чехарда».

Разметка текста по блокам интегрального

алгоритма чтения.

Гимнастика для глаз

9\6

Отработка навыка интегрального алгоритма чтения.

1


10.11. 2014

Чтение по интегральному алгоритму.

Использование зрительного образ интегрального алгоритма чтения

Познавательные

Поиск информации

Регулятивные

Коррекция

Разметка текста по блокам интегрального

алгоритма чтения.

Гимнастика для глаз

10\7

Дифференциальный

алгоритм чтения

1


17.11.

2014

Что значит понять текст?

Фильтрующая способность мозга.

Что же такое доминанта?


Познавательные

Структурирование знаний

Регулятивные

Коррекция

Создание зрительного образа дифференциального алгоритма чтения.

Развитие смысловой догадки.

Гимнастика для глаз

11\8

Освоение способов дифференциального алгоритма чтения

1


24.11. 2014

Правила разметки текста.

Упражнение. Разметка текста по блокам


Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

целеполагание

Разметка текста по блокам

дифференциального алгоритма чтения

Гимнастика для глаз

12\9

Отработка навыка дифференциального алгоритма чтения

1


01.12. 2014

Применение правила разметки текста.

Разметка текста по блокам


Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

целеполагание

Разметка текста по блокам

дифференциального алгоритма чтения

Гимнастика для глаз

13\10

Артикуляция и чтение.


1


08.12. 2014

Что такое артикуляция?

Речь внешняя и внутренняя.

Как научиться читать молча.


Познавательные

Структурирование знаний

Регулятивные

Коррекция

Работа с подавлением артикуляции при чтении.

Гимнастика для глаз

14\11

Освоение способов подавления артикуляции при чтении

1


15.12. 2014

Четыре фазы освоения упражнения

с выстукиванием ритма.

Три результата освоения упражнения «стук-ритм».

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Чтение с одновременным выстукиванием

ритма.

15\12

Движение глаз при чтении

1


22.12. 2014

Зрительное восприятие текста.

Параметры движения глаз.

Что такое периферическое зрение

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упр. Работа с таблицами Шульта

Упр. для расширения поля восприятия

16\13

Читаем вертикальным движением глаз

1


12. 01.

2015

Что вы умеете

Регулятивные

Коррекция

Контроль

Упражнение «Метод штурма»

17\14

Чтение и память.

1


19.01.

2015

Что такое память?

Механизм памяти.

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Прогнозирование результата


Делают записи в тетради о видах памяти

18\15

Тренинг развития зрительной памяти

1


26.01. 2014

Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

19\16

Тренинг развития смысловой памяти

1


02.02. 2015

Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Оценка


Выполняют упражнения направленные на развитие памяти

20\17

Воображение и мозг

1


09.02.

2015

Пути развития воображения. Управление воображением.

Эмоциональное воображение

Познавательные

Структурирование знаний

Создание зрительных образов(пейзаж, портрет, конкретное действие)

21\18

Тренинг умений «Включите воображение»

1


16.02.

2015

Тренировка умений на текстах зрительных образов

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


После прочтения предложений ученик видит изображение и устно воспроизводит его

22\19

Тренинг умений «Включите воображение»

1


23.02.

2015

Тренировка умений на текстах зрительных и слуховых образов, передающих эмоциональное состояние

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


После прочтения текста ученик видит изображение и устно воспроизводит его

23\20

Поговорим о мышлении

1


02.03.

2015

Этапы развития мышления. Специализация полушарий нашего мозга. Друзья и враги мышления.

Познавательные

Структурирование знаний

Записывает информацию о мышлении. Читает текст.

24\21

Тренинг умений

1


09.03.

2015

Тренировка умений делать умозаключение

Познавательные

Структурирование знаний Регулятивные

Самоконтроль


Выполняют упражнения направленные на развитие мышления. Составление схем

25\22

Что дает быстрое чтение.

1


16.03.

2015

Семь «золотых» правил БЧ

Познавательные Структурирование знаний

Регулятивные

Целеполагание

Составление минимального тренировочного комплекса для устойчивого БЧ (проектное задание)


26\23

Итоги обучения эффективному чтению.


1

30.03.

2015

Диагностика успешности скорости чтения и понимания текста

Регулятивные

Самоконтроль


Тест скорости чтения и понимания прочитанного.


Раздел 3. Овладение методами и способами эффективной работы с текстом – 8 ч.

27\1

План


1


06.04.

2015

Формирование умения составлять план. Соблюдение последовательности действий.

Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Диалог с текстом. Выделение главной мысли текста. Составление плана рассказа.

28\2

Пересказ

1


13.04.

2015

Виды пересказов. Знакомство с приемами по формированию умения пересказывать кратко.

Познавательные Структурирование знаний

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Отработка этапов работы с текстом при пересказе

29\3

Конспект


1


20.04.

2015

Что такое конспект

Виды конспектов

Зачем нужен конспект


Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Отработка этапов работы с текстом при составлении конспекта

30\4

Конспект


1


27.04.

2015

Тренинг умений составлять конспект

Познавательные Структурирование знаний

Анализ информации

Умение работать по алгоритму

Регулятивные

Рефлексия умений

Использование последовательности действий при конспектировании

31\5

Реферат


1


04.05.

2015

Что такое реферат?

Структура реферата.



Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Конспектирование информации

32\6

Реферат


1


11.05.

2015

Тренинг умений составлять

реферат

Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Планирование

Использование последовательности действий при составлении реферата

33\7

Что такое умение работать с текстом

1


18.05.

2015

Беседа том как организовать самостоятельную работу с текстом. Моделирование идеального читателя

Регулятивные

Планирование

Знакомятся с этапами самостоятельной работы с текстом

34\8

Итоговое занятие-зачет


1

25.05.

2015

Работа с примерами. Создание инструкции-памятки

Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Самоконтроль

Разработка инструкции для учащегося по пониманию и непроизвольному запоминанию текста.


ВСЕГО

34

3







Поддерживающие мероприятия: Посещение сельской библиотеки, знакомство с научно-популярным фондом детской библиотеки, посещение музеев.





Используемая литература.


1.УМК «Все цвета, кроме черного»: методическое пособие для учителя - М.: Просвещение, 2006.

2.О.А.Андреев, Л.Н.Хромов «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение,2011.

3.Г.Гранник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»-М.: Педагогика, 2013.

4. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

5. Интернет-ресурсы в помощь учителю и учащимся.














Согласовано Согласовано

Протокол заседания МО №1 28 августа 2014 года

28 августа 2014 года Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР ____________ Е.А. Попова

Е.Н. Прокопенко



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа по внеурочной деятельности: "Техника эффективного чтения"

Автор: Жлобицкая Ирина Владимировна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273675

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Проспект программы курса внеурочной деятельности.Литературно-драматический кружок "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(106) "prospiekt-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-litieraturno-dramatichieskii-kruzhok-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "184242"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426009664"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "статья "Использование проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности в начальной школе"е "
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-ie"
    ["file_id"] => string(6) "147638"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419440337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по литературе для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172408"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816618"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070290"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа "Умелые руки 1-4 классы" "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-umielyie-ruki-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "116807"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412611546"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства