Просмотр содержимого документа
«Упражнения со звуками и буквами для предупреждения дисграфии»
Упражнения со звуками и буквами.
В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Усвоение школьной программы во многом зависит от уровня развития речи. Поступив в школу, ребенок начинает осваивать новый вид речи - письменную. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письменная и устная речь школьника развиваются в единстве и взаимно влияют друг на друга.
В норме письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи. К ней можно отнести:
1. Правильно сформированную устную речь.
2. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки, и синтез.
Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения
письменной речи.
Существуют несколько групп нарушений письма, которые обусловлены возрастной спецификой:
1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
2 .Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет.
Дисграфия и обычно встречается в сочетании дислексией (нарушением процесса чтения).
Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения.
Профилактика нарушений письма и чтения должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых детей.
Основная цель: научить четкой дифференциации букв.
В своей работе использую упражнения для устранения предпосылок дисграфии, ведь дисграфию легче предупредить.
Я веду предмет « Коррекция недостатков развития речи», при этом подбираю разнообразные задания. Одно из таких упражнений, направлено на профилактику дисграфии. Ученику раздаются задания на листе формата А-4. Например, на картинке изображены различные геометрические фигуры, цифры и буквы. Необходимо найти и закрасить только буквы.
Задание № 1.
Задание № 2. Найти и закрасить только буквы, которые есть в словах КОТ, ДЫМ.
Задание № 3. Найди и закрась согласные: одну половинку синим цветом, другую зеленым.
Задание № 4. Найди и закрась всегда твердые согласные синим цветом.
Задание № 5. Найди и закрась гласные красным цветом.
Задание № 6. Найди и закрась всегда мягкие согласные зеленым цветом.
Таким образом, данные задания не только идут для профилактики дисграфии, но и помогают учащимся наглядно запоминать буквы, отличать гласные буквы от согласных, среди геометрических фигур и цифр находить именно буквы.
Данный вид заданий могут использовать логопеды, дефектологи, учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы.
Учителям математики можно посоветовать так же эти задания использовать в своей работе.
Задания могут быть разнообразными, например найди и раскрась все правильные цифры.
Какие цифры спрятались ? Обведи каждую цифру разным цветом.
Через 2-2,5 месяца таких упражнений( но при условии- ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
В дошкольном возрасте можно использовать такой вид задания, найди те предметы, которые спрятались на картинке и раскрась их разными карандашами, таким образом можно выйти на изучение новой темы