kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика дислексии и дисграфии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации воспитателям и родителям.

ПРОФИЛАКТИКА  ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ.

Профилактика дислексии заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.

Неоправданно ранее обучение грамоте (до 5 лет) в детских садах или дома родителями иногда провоцируют возникновение дислексии в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

Нередко отмечается увлечение некоторыми авторскими методиками. В ряде таких методик полностью отсутствуют разделы пропедевтики. Основной акцент делается на технике и скорости чтения. Неоднократно встречались случаи, когда ребенок, прошедший такой курс раннего обучения чтению, в школе становился дислексиком.

Письмо - сложный психический процесс, в котором участвуют не только вербальные, но и невербальные формы психической деятельности, поэтому профилактика дисграфии не может ограничиваться кругом детей с нарушениями речи. Практика свидетельствует о том, что большинству современных дошкольников не помешало бы полноценное взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребенка дефекты речи или выраженные нарушения ее развития.

Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

1. Развитие зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей.

2. Развитие слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов.

3. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти.

4. Развитие интеллектуальной деятельности.

5. Развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико- грамматического и фонетического оформления речи.

По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания.

С первых занятий нужно привлекать внимание детей к работе речевого аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков.

В структуру занятия должны быть включены упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка. Например, имитация ходьбы пальчиков - указательного и среднего - сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Детям  трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводим в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.

Можно использовать звуковые игры. Предложите соревнование: кто придумает больше слов на «К».

 Мы должны сами создавать предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к звукам речи.

Звуковой анализ — это:

1. определение порядка звуков в слове;

2. выделение отдельных звуков;

3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный- сгласный, твердый —мягкий).

Этапы работы

•          Первый этап

уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

•         Второй этап

проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе непосредственной работы над различением букв широко используются такие приемы:

•складывание букв из составляющих их элементов;

•«переделка» одной буквы в другую;

•вылепливание смешиваемых букв из пластилина;

•письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);

•вырезание букв из бумаги или картона;

•обводка контуров букв;

•узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);

•узнавание букв, наложенных друг на друга;

•узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

•письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребенком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).

Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребенка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.

Таким образом, современная жизнь требует от детей не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.

В заключение можно привести слова К. Д. Ушинского, так как в них отражены многие направления профилактической работы по предупреждению чтения и письма.

Вот она в главных чертах:

 «Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове.

Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков.

Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв.

Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих.

Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные».

Все это вместе взятое имеет целью упражнять все способности ребенка, развивать, укреплять, давать полезный навык и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика дислексии и дисграфии.»

ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ.

Профилактика дислексии заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер.

Неоправданно ранее обучение грамоте (до 5 лет) в детских садах или дома родителями иногда провоцируют возникновение дислексии в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

Нередко отмечается увлечение некоторыми авторскими методиками. В ряде таких методик полностью отсутствуют разделы пропедевтики. Основной акцент делается на технике и скорости чтения. Неоднократно встречались случаи, когда ребенок, прошедший такой курс раннего обучения чтению, в школе становился дислексиком.

Письмо - сложный психический процесс, в котором участвуют не только вербальные, но и невербальные формы психической деятельности, поэтому профилактика дисграфии не может ограничиваться кругом детей с нарушениями речи. Практика свидетельствует о том, что большинству современных дошкольников не помешало бы полноценное взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребенка дефекты речи или выраженные нарушения ее развития.

Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико- грамматического и фонетического оформления речи).

По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания.



С первых занятий нужно привлекать внимание детей к работе речевого аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков.

В структуру занятия должны быть включены упражнения для одновременного развития мелкой моторики и движения языка. Например, имитация ходьбы пальчиков указательного и среднего сопровождается движениями языка: вверх-вниз. Детям трудно одновременно контролировать движения пальцев рук и языка. Упражнения проводим в определенной последовательности: сначала по словесной инструкции с показом, потом только по словесной инструкции. Для развития кинестетических ощущений детям предлагаем выполнить эти упражнения с закрытыми глазами.

Можно использовать звуковые игры. Предложите соревнование: кто придумает больше слов на «К».

Мы должны сами создавать предпосылки для того, чтобы дети проявили интерес к звукам речи.

Звуковой анализ — это:

1. определение порядка звуков в слове;

2. выделение отдельных звуков;

3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный- сгласный, твердый —мягкий).

Этапы работы

•          Первый этап

уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

•         Второй этап

проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.

Затем дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

В процессе непосредственной работы над различением букв широко используются такие приемы:

складывание букв из составляющих их элементов;

«переделка» одной буквы в другую;

вылепливание смешиваемых букв из пластилина;

письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);

вырезание букв из бумаги или картона;

обводка контуров букв;

узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);

узнавание букв, наложенных друг на друга;

узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);

письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребенком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).

Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребенка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Очень важно провести достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.

Таким образом, современная жизнь требует от детей не столько суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению.



В заключение можно привести слова К. Д. Ушинского, так как в них отражены многие направления профилактической работы по предупреждению чтения и письма.

Вот она в главных чертах:

«Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове.

Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков.

Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв.

Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих.

Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные».

Все это вместе взятое имеет целью упражнять все способности ребенка, развивать, укреплять, давать полезный навык и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Профилактика дислексии и дисграфии.

Автор: Ярыгина Марина Анатольевна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)"
    ["seo_title"] => string(60) "profilaktika_dislieksii_i_disghrafii_praktichieskiie_priiemy"
    ["file_id"] => string(6) "444968"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513581763"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»"
    ["seo_title"] => string(80) "proekt_profilaktika_disleksii_i_disgrafii_u_detei_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "484455"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541698811"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "«Организация работы и взаимодействие  специалистов по  профилактике  оптической  дисграфии и дислексии у дошкольников с нарушением речи»"
    ["seo_title"] => string(148) "orghanizatsiia-raboty-i-vzaimodieistviie-spietsialistov-po-profilaktikie-optichieskoi-disghrafii-i-dislieksii-u-doshkol-nikov-s-narushieniiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "292643"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455300440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Профилактика нарушений чтения и письма."
    ["seo_title"] => string(40) "profilaktika_narushenii_chteniia_i_pisma"
    ["file_id"] => string(6) "534707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1578412577"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Профилактика  и коррекция дислексии на уроках английского языка. "
    ["seo_title"] => string(70) "profilaktika-i-korriektsiia-dislieksii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "229211"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441643548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства