Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития основных качеств чтения»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный сборник упражнений поможет учителям начальных классов в том, чтобы ребенок, как можно быстрее овладел техникой чтения, и чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы. Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включать упражнения по совершенствованию навыка чтения учащихся. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств мы включали специальные упражнения на каждый урок литературного чтения. Все упражнения делятся на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.
Классификация упражнений по совершенствованию
навыка чтения учащихся
Упражнения для развития осознанного чтения.
Первая группа - логические упражнения:
1. Что общего в словах и чем они различаются?
2. Назови одним словом.
3. Какое слово лишнее и почему?
4. Чем похожи слова?
5. Путем перестановки букв составь слово.
6. Составь слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
7. Составь новое слово, используя последний слог
8. Раздели слова на группы и др.
Вторая группа – игры по составлению слов со словами:
1. Найди слово в слове.
2. Подбери пару.
3. Закончи предложение.
4. Шарады.
5. Ребусы.
6. Загадки.
7. Найди животное среди строк.
8. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы Л.
Третья группа – работа с деформированными текстами, незаконченными рассказами:
1. Составь текст.
2. Закончи рассказ.
3. Составь предложения к теме урока.
Четвертая группа – работа с текстом по учебнику:
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы по карточкам.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Определи, сколько частей в тексте, есть ли здесь вступление, заключение.
4. Работа над заголовком.
5. Выборочное чтение.
6. Составление плана.
Упражнения для формирования правильности чтения.
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Найди, что изменилось.
2. Опиши предмет.
3. Чудесные превращения.
4. «Фотоглаз»
5. Работа со скороговорками и др.
Вторая группа – упражнения со словами:
1. Подбор слов, различающихся одной буквой.
2. Чтение слов, в написании которых использованы одинаковые буквы.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
4. Чтение перевертышей.
5. «Сквозная буква»
Упражнения для развития беглого чтения.
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
Для быстрого чтения необходимо иметь хорошее периферическое зрение. Значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 секунд. А также используем работу с буквенными таблицами и трафаретами, со словарными блоками.
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи:
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки.
Чистоговорки
Различные виды чтения.
4. Упражнения для развития выразительности чтения:
1. Чтение с разными оттенками интонации.
2. Упражнения для дыхания.
3. Чтение по ролям, в лицах.
4. Упражнения для дикции.
Упражнения для развития интереса к чтению, помогающие выработать навыки правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения
Чтение строчек наоборот по словам.
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Проказы старухи-зимы.
Сжить света со дыхание всякое задумала, зима-старуха разозлилась. Писком и криком своим они ей надоели: добираться птиц до стала она всего прежде. Дорогам по их разметала и дубрав и лесов с листья посорвала, холодом зима подула. Думать думушку, собираться стайками они стали; деваться птицам некуда. Страны теплые в, моря синие за, горы высокие за полетели и покричали, собрались.(К.Д.Ушинский)
Чтение строчек наоборот по буквам.
Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения. Задание: Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
алиЖ акчовед янеЖ. ыджандО алалсоп ёе амам в низагам аз имакнараб. алипуК янеЖ ьмес конараб: евд икнараб с морахас ялд ябес и ундо юукьнелам юувозор укнараб -ялд акитарб акилваП.(В.Катаев «Цветик-семицветик»
3) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность персептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Баран, заяц и ёж.
Я учох рассказать о том, как у янем в деревне, в мёом деревянном емод, у большого асел, в глуши, илиж со мной йиншамод баран, цяаз и ёж. И так скоро ко мне илкывирп, что не илидохто от меня. Как-то, ядис вечером у леса, я ледиву, как по травке лёш ко мне небольшой зверёк – жё. (К.А.Коровин)
4) Метод ритмических фиксаций. Это упражнение основано на принудительном увеличении скорости перемещения взгляда по строкам, что способствует формированию навыка скачкообразного движения взгляда во время чтения.
Задание: Бросайте взгляд поочерёдно на левую и правую части строчек. На каждой раздельной части строки взгляд фиксируйте всего один раз. Целые строки необходимо осмысливать двумя фиксациями.
«Волк, улитка и осы.» Французская народная сказка.
Раз шёл
волк по лесу
и наступил
на улитку.
В те времена
животные
ещё умели
говорить,
как люди.
Вот улитка
ему и
сказала:
_-Какой ты,
злой, волк!
Зачем топчешь
ногами слабых?
5) Читайте текст как можно быстрее.
Во время чтения старайтесь бросать взгляд на пробелы между словами. Упражнение направлено на расширение поля зрения.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками. (М.Пришвин.«Осеннее утро»)
6) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На иных берёз.., обращен… к солнц…, появились серёжк… золот…, чудесн…, нерукотворн… . На других только наклюнулись почк…, на треть… раскрылись и усел…, как удивлен… всему на свете, маленьк… зелён… птичк… .( М.Пришвин «Лесная капель»)
7) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста. Задание: Найди отрывки из разных текстов: К.Ушинский «Плутишка кот» и русская народная сказка «Зимовье зверей». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь и петух. Жили они дружно, сена клок и то пополам; а коли вилы в бок, так одному коту Ваське. Вот старик и говорит старухе: -А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику .Он такой вор и разбойник: где что плохо лежит, туда и глядит.. Услыхал это петух и ночью в лес убежал. Вот идет раз кот-мурлышка, серый лобишко; идет да так жалобно плачет.. Вечером опять говорит старик старухе: -Не нашёл я петуха, придется нам свинью заколоть! Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал-искал свинью- не нашёл. –Придется барана зарезать! Спрашивает кота козёл да баран:-Котик-коток, серенький лобок! О чём плачешь, на трёх ногах скачешь? Баран услышал это и говорит гусю:-Убежим в лес, а то зарежут и тебя, и меня!
Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.
Обрызгайте цветы водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы.
Морской бриз.
Представьте, что вы стоите на берегу моря и почувствовали дуновение легкого ветерка, дующего с моря. Вы хотите насладиться его запахом и набраться целительной силы. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Кочки.
Представьте, что вы едете на велосипеде по кочкам. Сделайте, глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока некончится воздух. (пока не кончатся кочки)
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам. Мам, молока б нам.
В ракете.
Представьте, что мы стартуем в ракете и ведем отчет времени. Чем выше поднимаемся, тем голос выше, и наоборот. Сначала отчёт в прямом порядке от одного до девяти, а потом в обратном.
Кисточка в зубах
Нарисуйте в воздухе молча цветок. Произнесите это слово, зажав ручку зубами и губами.