В педагогическом споре конструктивный характер общения является основополагающим
фактором, поскольку в ситуации столкновения различных, часто
противоположных, взглядов, позиций формируется система жизненных ценностей
ученика и от того, насколько успешным будет это общение, зависит эффективность
самого учебно‐воспитательного процесса. Поэтому именно педагог как
«профессиональный воспитатель» [8, с. 36] несет ответственность за то, в каких
условиях происходит спор с учащимися, а значит, он должен обладать определенным
набором профессионально-личностных качеств, позволяющих бесконфликтно
решить все противоречия.
Как определяет К.Г. Павлова, «каждая деятельность характеризуется соотношением
конструктивного и деструктивного компонента» [6, с. 32]. В педагогическом
споре с учениками, который мы рассматриваем как форму продуктивного
конфликта, конструктивный компонент выражается со стороны учителя в
уважении достоинства ученика и его права отстаивать свою точку зрения. Деструктивный
компонент проявляется в разрушении нормальной структуры
спора – в стремлении насильственно навязать свою точку зрения, используя непозволительные
приемы. На наш взгляд, это связано с тем, что «сильная позиция
педагога становится неотъемлемой чертой профессиональной деятельности и
априори предполагает правоту учителя в любых спорных ситуациях» [5, с. 54].
Для многих педагогов сомнения в собственной правоте равносильны отказу от
роли учителя. Подобное отсутствие ролевой гибкости и мобильности приводит
педагога в ситуациях педагогического спора к разного рода конфликтам, не всегда
решаемым и травмирующим психику как ребенка, так и самого педагога.
В целом можно говорить о том, что деструктивное речевое поведение учителя
в споре негативно сказывается на деятельности учащихся, ухудшает каче-
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
ство совместной работы, закрепляет в сознании учеников насильственные способы
решения проблем, разрушает систему межличностных отношений, формирует
в дальнейшем негативную установку по отношению к оппонентам, приводит
к затяжным конфликтам.
Конструктивные коммуникативные тактики, используемые педагогом,
наоборот, позволяют ослабить психологическую напряженность, снизить интенсивность
отрицательных эмоций, улучшают качество взаимодействия учителя и
учеников, создают ситуацию интеллектуальной напряженности, которая способствует
поиску продуктивных решений, помогают приобрести опыт бесконфликтного
решения проблем, служат источником развития межличностных отношений,
позволяют полностью или частично устранить возникшие противоречия.