Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Работа позволит повысить уровень профессиональных знаний у педагогов по использованию учебных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»
Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе
Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию учебных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности
Задачи:
Раскрыть сущность использования учебных ситуаций при организации образовательного процесса;
Научить использовать методы проблемного обучения на примере проблемных ситуаций;
Вызвать у участников мастер - класса интерес к технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.
Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, в результате которых у ребенка появляется потребность в открытии. Учебные ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи.
Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Уроки состоят из учебных ситуаций, следующих одна за другой: считаем, читаем, решаем задачи, сравниваем, …Но на современном уроке, в первую очередь, должен реализовываться системно-деятельностный подход.
Виды учебных ситуаций. Какая учебная ситуация соответствует современному уроку?
Источник знаний учитель.
Он говорит, учащиеся пассивно слушают.
Контроль за объемом, выбором форм подачи за учителем,
Форма - лекция, рассказ, объяснение, демонстрация.
Источник знаний - любые, кроме учителя.
Учащиеся сами контролируют содержание учебного материала, объем, темп.
Контроль – учитель.
Форма - самостоятельная работа с учебником, устные упражнения, письменные работы, практические занятия.
Источник знаний - учитель и другие источники.
Учащиеся взаимодействуют с учителем на основе обмена информацией.
Контроль – учитель и учащиеся.
Форма - беседы, дискуссии
Для того, чтобы создать такую ситуацию на уроке, необходимо учителю владеть некоторыми технологиями, методами, приемами. Умелое их использование делает акцент с обучающей деятельности учителя на познавательную деятельность школьника.
Что значит создать учебную ситуацию?
Определиться с педагогической задачей (развивать умения….)
Отобрать учебный материал
Определить способ организации учебной ситуации (кто, что делает)
Спрогнозировать действия детей.
Спровоцировать детей на активные действия, на создание мотивации учения.
Формировать внутреннюю мотивацию к учению, самостоятельную познавательную деятельность обучающихся позволяет технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе.
Опыт решения проблемных ситуаций приобретать нужно на решении учебных проблемных ситуаций.
анализ проблемной ситуации;
поиск и выявление причин возникновения проблемной ситуации;
формулировка проблемы;
принятие решения по устранению причины возникновения ситуации.
Для того, чтобы ребенок научился решать жизненные проблемные ситуации, нужно, чтобы он научился решать учебные проблемные ситуации на уроках. В этом и помогает технология проблемного обучения. Перейдем к учебным проблемным ситуациям.
Приемы для создания проблемной ситуации
Противоречивые факты
Житейское представление не совпадает с научным фактом
«Яркое пятно»
Например, урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит». У учеников сформировано умение располагать слова по алфавиту. Ученикам предложила практическое задание:
Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки)
- Напишите слова в алфавитном порядке.
Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
Думаю, что на уроках английского языка приучении темы «Алфавит», также можно использовать подобную ситуацию.
Дети выдвигали различные гипотезы:
Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится учебной задачей. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога ребята обучаются и целеполаганию.
Детские рассказы, сказки, мультфильмы – кладезь проблемных вопросов, которые на уроке – яркое пятно, привлекут внимание ребенка и замотивируют на разрешение вопроса.
Например,на уроке окружающего мира: лягушка «Если я зеленая, значит я растение!!»
На какую тему может вывести эта картинка и фраза?(признаки живых организмов, признаки растений).
Также удачно подобранная картинка на любом вашем уроке может вывести на проблемную ситуацию.
На уроках часто создаются такие ситуации, когда реплика, удивление, вопрос, наблюдение жизненных ситуаций впоследствии становятся темой проектных и исследовательских работ.
Например, ребенок заметил, что в школьной столовой никогда не дают кофе, отсюда возникла проектно-исследовательская работа.
Другая ситуация. В классе мы всегда проводим праздник к 8 марта, приглашаем мам и бабушек. Хочется порадовать их стихами собственного сочинения. Как это сделать?
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.
Создавать интересные нестандартные учебные ситуации можно на любом уроке. Например, на уроке физкультуры учитель учит строиться и перестраиваться.
Вопрос учителям? «Зачем нам нужны построения и перестроения?».
В ходе предположений, обсуждений учащиеся убеждаются в важности действовать по строевым командам.
Задание учителям? Дорожная ситуация:несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Задаю вопрос: «Как должны поступить при этом водители других машин?».
Проблемное обучение дает возможность учителю по-новому открывать знания с учениками. Главное - научить детей видеть проблему, уметь задать интересующий вопрос. Этот вопрос выведет детей на размышление, а по словам Рубинштейна мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или с недоумения – иначе говоря с противоречия. Противоречие в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.
Послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова.
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
Так что нужно сделать учителю, чтобы «это» не исчезло? Ответ таков: создавать такие учебные ситуации, которые заинтересуют каждого ребенка и выведут на активную деятельность.