учебные игры как средство повышения эффективности уроков
Учебные игры как средство повышения эффективности уроков
Учитель начальных классов Аккольской средней школы №4 Феоктистова Ольга Владимировна
Учебные игры как средство повышения эффективности уроков
Предполагаемый игровой материал является результатом работы с детьми младшего школьного возраста. Игры помогли сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. В игре «Секундочка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку.
Кукла Секундочка ежедневно напоминала ребятам: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?» У Секундочки в руках часы-циферблат. Пока стрелка пройдёт круг (10-15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.
Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки».
Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задания Секундочки?» - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.
Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: всё, что нужно, - под рукой», - говорят дети и по сигналу Секундочки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими удобно было пользоваться. Секундочка контролирует, оценивает задание.
Во втором полугодии 1 класса достаточно было без проговаривания стихов показать Секундочку – и дети за кратчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения был сформирован прочный навык в организации рабочего места.
Кукла Секундочка помогла нам в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Это игры типа «Что можно сделать за одну минуту?». (Решение примеров, письмо слов, чтение текста и т.д.)
Красочно оформленные строки из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память» помогли усвоить правила поведения школьника на уроке.
Учитель входит – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь!
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
Строки запоминались, обыгрывались, а вместе с ними входили в привычку и правила поведения. Быструю реакцию на школьный звонок помогла выработать игра «Голосистый звонок».
Прозвени – ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
(Звенит звонок. Дети по его сигналу должны построиться перед дверью класса).
Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками.
Младшие школьники очень любознательны, отзывчивы на всё окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется тогда, когда всё понятно и доступно. И игры помогают в этом.
На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки, Незнайка, маленькие гномы, жители «Азбуки». Они вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. В красном – гласные, в синем – согласные, в белом – твёрдый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Интересное, красочное пособие помогает детям зрительно запомнить трудные для них термины, классификацию звуков и букв.
В синем теремке, где флюгер – звонкоголосый петушок, живут звонкие согласные. Звонко звенит звоночек у Аза. А во второй половине теремка, где флюгер – глухарь, живут глухие согласные. Буки должен прислушиваться, чтобы их услышать. На теремке мягкого и твёрдого знаков флюгер – рыбка: «Нем, как рыба».
Эта игра развивается дальше. Буквы, как и дети, дружат друг с другом: «Дружат буквы, посмотрите, ну-ка вместе их прочтите!»
Новая буква – именинница. И, конечно, к ней в гости приходят игрушки, в словах – названиях которых есть новый звук. Например, к букве к пришли не только собака, кот, но и слон, медведь;
Дети сразу же реагируют на это. Одни говорят: « Медведь и слон – лишние, здесь нет этого звука», другие же говорят, что жалко отправлять их домой, что их можно назвать по-другому: мишка, медвежонок, слоник.
Одна из важнейших задач, которую я ставила перед собой, - это развитие у ребёнка целенаправленного внимания и тренировки памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, я изготавливала яркое, интересное, запоминающееся пособие и выставляла его только на 1 -2 мин в течение урока. Частая демонстрация пособия – это уже действие на память. Если пособие будет перед глазами детей длительное время, то они привыкают к нему и не реагируют на него, тогда процесса запоминания не происходит. Например, пособие всё с теми же гномиками Аз и Буки – на заучивание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу. Как работали с пособием: а) посмотрели; б) проговорили; в) закрыли глаза, представили себе увиденное; г) выложили из букв разрезной азбуки, проговорили и показали гномикам; д) сверили с плакатом. Эта работа занимает 2 – 3 минуты, но повторяется в течение всей недели, через десятидневный перерыв она повторяется вновь.
Вот подробный фрагмент урока математики. Цель: составить и запомнить таблицу вычитания числа 4.
Прежде всего дети составляли эту таблицу. Они «грузили» на платформе завода в вагончики (наборные полотна) комплекты колёс для трактора ( по 4 колеса), затем «выгружали» их, когда поезд прибыл в село. Каждый составленный пример выставлялся на табло:
1 + 4 = 5 10 – 4 = 6
2 + 4 = 6 9 – 4 = 5
3 + 4 = 7 8 – 4 = 4
4 + 4 = 8 7 – 4 = 3
5 + 4 = 9 6 – 4 = 2
6 + 4 = 10 5 – 4 = 1
Состав из вагонов на доске. На каждом вагончике пример, а у проводницы на флажке – ответ. Задача: каждой проводнице найти свой вагон (т.е. дети должны решить примеры на таблице выборочно; яркое число на флажке у проводницы – сигнал к лучшему зрительному запоминанию).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«учебные игры как средство повышения эффективности уроков »
Учитель начальных классов Аккольской средней школы №4 Феоктистова Ольга Владимировна
Учебные игры как средство повышения эффективности уроков
Предполагаемый игровой материал является результатом работы с детьми младшего школьного возраста. Игры помогли сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. В игре «Секундочка», например, дети учились быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку.
Кукла Секундочка ежедневно напоминала ребятам: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?» У Секундочки в руках часы-циферблат. Пока стрелка пройдёт круг (10-15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку.
Подобная игра проводится и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки».
Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задания Секундочки?» - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.
Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: всё, что нужно, - под рукой», - говорят дети и по сигналу Секундочки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими удобно было пользоваться. Секундочка контролирует, оценивает задание.
Во втором полугодии 1 класса достаточно было без проговаривания стихов показать Секундочку – и дети за кратчайший срок готовили рабочее место. К концу второго года обучения был сформирован прочный навык в организации рабочего места.
Кукла Секундочка помогла нам в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Это игры типа «Что можно сделать за одну минуту?». (Решение примеров, письмо слов, чтение текста и т.д.)
Красочно оформленные строки из стихотворения С. Маршака «Школьнику на память» помогли усвоить правила поведения школьника на уроке.
Учитель входит – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь!
Парта – это не кровать,
И нельзя на ней лежать.
На уроке не болтай,
Как заморский попугай.
Строки запоминались, обыгрывались, а вместе с ними входили в привычку и правила поведения. Быструю реакцию на школьный звонок помогла выработать игра «Голосистый звонок».
Прозвени – ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
(Звенит звонок. Дети по его сигналу должны построиться перед дверью класса).
Так без нравоучений, через игры дети учились быть учениками.
Младшие школьники очень любознательны, отзывчивы на всё окружающее, расположены к усвоению нового, и интерес их не должен угасать на протяжении всего урока. А интерес проявляется тогда, когда всё понятно и доступно. И игры помогают в этом.
На первый урок обучения грамоте к детям приходят сказочные персонажи Аз и Буки, Незнайка, маленькие гномы, жители «Азбуки». Они вводят малышей в страну звуков и букв. Буквы живут в теремках. В красном – гласные, в синем – согласные, в белом – твёрдый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Интересное, красочное пособие помогает детям зрительно запомнить трудные для них термины, классификацию звуков и букв.
В синем теремке, где флюгер – звонкоголосый петушок, живут звонкие согласные. Звонко звенит звоночек у Аза. А во второй половине теремка, где флюгер – глухарь, живут глухие согласные. Буки должен прислушиваться, чтобы их услышать. На теремке мягкого и твёрдого знаков флюгер – рыбка: «Нем, как рыба».
Эта игра развивается дальше. Буквы, как и дети, дружат друг с другом: «Дружат буквы, посмотрите, ну-ка вместе их прочтите!»
Новая буква – именинница. И, конечно, к ней в гости приходят игрушки, в словах – названиях которых есть новый звук. Например, к букве к пришли не только собака, кот, но и слон, медведь;
Дети сразу же реагируют на это. Одни говорят: « Медведь и слон – лишние, здесь нет этого звука», другие же говорят, что жалко отправлять их домой, что их можно назвать по-другому: мишка, медвежонок, слоник.
Одна из важнейших задач, которую я ставила перед собой, - это развитие у ребёнка целенаправленного внимания и тренировки памяти. Чтобы сосредоточить внимание детей на том, что необходимо запомнить, я изготавливала яркое, интересное, запоминающееся пособие и выставляла его только на 1 -2 мин в течение урока. Частая демонстрация пособия – это уже действие на память. Если пособие будет перед глазами детей длительное время, то они привыкают к нему и не реагируют на него, тогда процесса запоминания не происходит. Например, пособие всё с теми же гномиками Аз и Буки – на заучивание орфограмм жи, ши, ча, ща, чу, щу. Как работали с пособием: а) посмотрели; б) проговорили; в) закрыли глаза, представили себе увиденное; г) выложили из букв разрезной азбуки, проговорили и показали гномикам; д) сверили с плакатом. Эта работа занимает 2 – 3 минуты, но повторяется в течение всей недели, через десятидневный перерыв она повторяется вновь.
Вот подробный фрагмент урока математики. Цель: составить и запомнить таблицу вычитания числа 4.
Прежде всего дети составляли эту таблицу. Они «грузили» на платформе завода в вагончики (наборные полотна) комплекты колёс для трактора ( по 4 колеса), затем «выгружали» их, когда поезд прибыл в село. Каждый составленный пример выставлялся на табло:
1 + 4 = 5 10 – 4 = 6
2 + 4 = 6 9 – 4 = 5
3 + 4 = 7 8 – 4 = 4
4 + 4 = 8 7 – 4 = 3
5 + 4 = 9 6 – 4 = 2
6 + 4 = 10 5 – 4 = 1
Состав из вагонов на доске. На каждом вагончике пример, а у проводницы на флажке – ответ. Задача: каждой проводнице найти свой вагон (т.е. дети должны решить примеры на таблице выборочно; яркое число на флажке у проводницы – сигнал к лучшему зрительному запоминанию).
Учитель читает пример, а дети показывают ответы на своих карточках. Воспринимают таблицу на слух.
Физкультминутка. Детям показываю карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: «Столько раз ногою топнем (8 – 4), столько раз руками хлопнем (5 + 4), мы присядем столько раз (7 – 4), мы наклонимся сейчас (6 – 4), мы подпрыгнем ровно столько (10 – 4). Ай да счёт! Игра и только! Таким образом, самые трудные примеры из таблиц запоминаются в движении.
Пособие «Лесная школа».
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
У зверят идёт урок.
Волк – учитель очень строг.
Кто какой пример решал?
Кто, ребята, отгадал?
Обратная связь. Дети должны по ответу вспомнить пример табличного сложения и вычитания числа 4.
« И самый труднейший участок пути – его не объехать, не обойти. Тёмный туннель осторожно мы едем и держим ответ перед дедом Всеведом». ( Примеры из таблицы произносятся учителем вслух. Дети по памяти с закрытыми глазами дают ответы.)
Заканчивается наше путешествие. Кто же нас встречает? Ба! Да ведь это же наши друзья – зверята. Им тоже надо в путь, но прежде они должны выполнить задание. Поможем?
На пособии, выполненном из пластика, написаны задания: таблица сложения и вычитания числа 4. Дети самостоятельно записывают ответы. Это уже последний этап работы – своеобразный контроль.
Работа по тренировке памяти и развитию внимания проводилась в системе. Игровые задания усложнялись. Например, с участием куклы Секундочки проводилась игра «Успей запомнить заминуту». Эта игра развивает зрительную память. Начиналась она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» ( На доске дано 10 слияний.) « Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» ( Добрый день, здравствуйте, доброе утро, до свидания, спокойной ночи, извините, спасибо, пожалуйста, простите, будьте добры.) « Кто больше всех запомнит слов – описаний друга – котёнка? ( Шёрстка мягкая, серенькая, пушистая, гладкая, тёплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, прыгает, царапается.)
Хорошая игра для развития памяти и речи – «Добавь следующее». Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д. Пример: 1. Тигр. 2. Тигр, слон. 3. Тигр, слон, медведь. 4. Тигр, слон, медведь, лев. И т.д.
Первое время дети могли назвать по порядку только 2-4 слова, в конце года называли 8-10 слов.
Игры «Кто как кричит», «Сделай так», «Кто у нас самый зоркий», «Что изменилось?» также нацеливают на тренировку памяти и внимания, а игровые ситуации вовлекают в работу всех учащихся.
Приведу примеры вариантов игры «Кто у нас самый зоркий?».
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам!
Задача детей: тщательно проверить написанное (предлагаются различные задания) и подчеркнуть все гласные (или твёрдые, мягкие, глухие, звонкие согласные). Найти слово, в котором звуков больше, чем букв, или наоборот; это обычные задания по тексту, но с игровым, несомненно, стимулирующим, оттенком («Кто же окажется зорче и увидит больше орфограмм?»).
Другом моих детей был строгий дед Всевед – хозяин сказочного теремка. (Это пособие я использовала в1 классе.) В теремке живут сказочные герои – звери. Это плоские фигурки с карманами для заданий с правой стороны. Дед Всевед посылает жителей теремка с заданиями к детям, которые с удовольствием выполняют их, получая право «проводить» сказочного персонажа домой, в теремок.
Так, заодно осуществлялся дифференцированный подход, так как каждый ребёнок получал задания по силам. Это не снижало интерес и у сильных, и у слабых учащихся. А задания были разные. На уроках по обучению грамоте – дополнительный текст, пословицы, загадки, составление слов по схеме. На уроках математики – задачи, примеры и т.д. Дед Всевед давал задания и всему классу, и всегда учащиеся включались в эту игру-учёбу с огромным желанием.
Отлично развивают мышление детей, их речь, самостоятельность ролевые игры.
Какой я звук, отгадай-ка, друг.
Я – согласный, звонкий, твёрдый.
Меня услышишь в словах: мак, сом
Или:
Я – неизвестное число. Если меня увеличить на3, то пополучится5. Какое я число?
Наблюдательность, внимание и речь детей развивает игра «Художник». Ребёнок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова: «Нарисую я портрет, только чей – пока секрет. Отгадайте, вас прошу я. Чей же я портрет рисую?» Художник даёт устный портрет кого-нибудь из детей: «У него тёмные волосы, карие глаза, весёлая и светлая улыбка. На нём голубая рубашка, коричневые брюки и т.д.
Когда я познакомила учащихся с задачей, её частями (условие, вопрос, решение, ответ), трудность возникла с запоминанием частей, их последовательности. Я сделала детям красочные таблички с названиями компонентов и повесила их в уголке «Задача». Дети надевали коронки, брали в руки числа для составления условия, решения, ответа, и задача оживала перед детьми. Причём учащиеся строго контролировали себя и товарищей, чтобы каждый персонаж сказал только свою часть задачи. Так легко был решён вопрос об усвоении детьми структуры задачи.
Необычайно ценны игры, связанные с процессом познания, поиском, догадкой, игрой ума. Например, игра «Составь меню для Робина-Бобина-Барабека». Дети отлично знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который «скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин – добрый.
Изменился человек,
Робин-Бобин-Барабек.
Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто из вас скорей узнает?
На плакате овощи, фрукты. Под каждым рисунком пример на табличное сложение и вычитание в пределах 10. Задача детей: решать примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:
6 – 4 = 2 + 6 =
8 – 3 = 10 – 5 =
2 + 7 = 8 – 7 =
5 + 2 = 9 – 6 =
9 – 3 = 10 – 6 =
Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично овощ или фрукт, что им очень нравится, и в центре пишут ответ. Рядом с выбранным фруктом – дополнение к ответу, чтобы в сумме оказалось 10.
Подобные задания я давала и на уроках и во внеурочное время. Для того чтобы повысить интерес детей к новому, неизвестному, побудить желание испытать свои силы и тем самым развивать наблюдательность, мышление, я организовала в классе уголок Всезнайки. Помещала туда занимательные, интересные и в то же время развивающие задания, зачастую опережающие программы, например: «Среди изученных букв появилась новая гостья. Кто её увидел? Кто с ней уже знаком? Кто может прочитать слова с новыми, неизвестными буквами?» - спрашиваю детей. Или : «Всезнайка записал буквы, а проказник-дождик смыл часть красок. По оставшимся деталям определи буквы». ( Это и наблюдательность, и закрепление элементов букв.) Или: «Найди знакомые цифры». Или: «Какое число получится, если ты сложишь все цифры театральной маски? Из каких фигур составлен человечек?»
Уголок Всезнайки – любимое место учащихся в классе. Сейчас в уголке помещено больше познавательного, серьёзного материала. Интерес к этой форме работы у детей не угасает.
Но самое главное, что дети не потеряли интерес к учёбе, любовь к школе. Они любознательны, восприимчивы, с ними интересно работать.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(282) "Статья " Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения учебной мотивации и развития творческих способностей учащихся"."
["seo_title"] => string(171) "stat-ia-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-kak-sriedstvo-povyshieniia-uchiebnoi-motivatsii-i-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia"
["file_id"] => string(6) "247534"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1446569403"
}
}