Подвижные игры как средство повышения эффективности урока физической культуры с учетом ФГОС в начальной школе
Подвижные игры как средство повышения эффективности урока физической культуры с учетом ФГОС в начальной школе
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры, младший школьник.
Актуальность. Работоспособность у детей младшего школьного возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, поэтому один час в неделю я решила отводить на подвижные игры. Игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляются во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности. По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания. Умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание. Оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.
Цель. Формирование двигательных умений и навыков посредством подвижных игр.
Средства. Использование подвижных игр во время третьего часа физической культуры с учетом климатических условий) осенью и весной подвижные игры на воздухе), с использованием спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в гимназии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры как средство повышения эффективности урока физической культуры с учетом ФГОС в начальной школе »
Подвижные игры как средство повышения эффективности урока физической культуры с учетом ФГОС в начальной школе
Докладчик: Ро Елена Ивановна
МБОУ гимназия г.Советский
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Ключевые слова: физическая культура, подвижные игры, младший школьник.
Актуальность. Работоспособность у детей младшего школьного возраста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомляются при однообразной работе, поэтому один час в неделю я решила отводить на подвижные игры. Игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляются во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности. По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания. Умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание. Оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств.
Цель. Формирование двигательных умений и навыков посредством подвижных игр.
Средства. Использование подвижных игр во время третьего часа физической культуры с учетом климатических условий) осенью и весной подвижные игры на воздухе), с использованием спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в гимназии.
Сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы, формирование у них осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом являются основными задачами учителей физической культуры. Приобщая учащихся начальных классов к культуре физической, мы не только создаем возможности для их физического совершенствования с целью успешной подготовки ко всем необходимым видам деятельности человека в обществе, но и расширяем возможности в познании нравственного опыта человеческой культуры.
Физическую культуру и спорт, как социально-культурный феномен часто сравнивают с игровой деятельностью. В игре сочетаются два важных фактора: с одной стороны, игра – это практическая деятельность, физическое развитие, формирование умения самостоятельно действовать в любой сложившейся ситуации, а с другой стороны – получение морального и эстетического удовлетворения от этой деятельности, углубленное освоение окружающего мира.
В методике физического воспитания разработано немало разнообразных средств с помощью которых можно достичь гармоничного развития прибегая к разным методам. Постоянно читая новинки методической литературы, знакомясь с работой педагогов – новаторов, наблюдая и анализируя те виды деятельности у детей, которые приносят им удовольствие, проводя анкетирование среди учащихся и родителей, я решила в планировании своей работы третий час уроков физической культуры в начальной школе организовать в форме подвижных игр.
Школьный адаптационный синдром сильно сказывается на всей жизни учеников начальной школы и особенно на первоклассников. Как показывают наблюдения, сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызывают тормозную реакцию у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Это происходит в результате смены условий жизни и деятельности, которая по данным А.А.Люблинской выражается в следующем:
Меняется содержание жизни детей. Увлекательная, большей частью игровая деятельность сменяется сложной, однообразной и обязательной.
Совершенно по-новому складываются отношения с учителями. Эти отношения, как правило, отличаются большей деловитостью и меньшей сердечностью и интимностью, чем отношения с воспитателем.
Очень резко изменяется и положение самого ребенка. Попав в школу, дети оказываются самыми маленькими и теряют занятую в детском саду позицию взрослых.
Вследствие непривычной и напряженной деятельности у части детей наблюдаются отклонения в здоровье: ухудшается осанка, развивается миопия, снижается работоспособность, появляются головные боли.
Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Возникновение положительных эмоций на занятиях с младшими школьниками способствует активизации как двигательной, так и умственной деятельности. Это объясняется тем, что подкорка, ведающая сферой эмоций, поднимает тонус коры головного мозга, как бы заряжая её. Произвольность психических процессов ребёнка невысока, а из всех мотивов, поднимающих её уровень, положительные эмоции самые действенные, так как многие другие ребёнку недоступны. Известно также, что на фоне положительных эмоций условно – рефлекторные связи создаются значительно легче. Сильные эмоциональные переживания могут придавать этим связям большую прочность. Поэтому так важна игровая, занимательная форма педагогической деятельности. Приятный голос, доброжелательность учителя, яркие пособия – все это вызывает радость, привлекает внимание детей. Содержание уроков физической культуры в младших классах я стараюсь наполнить сказочными и игровыми сюжетами, что дает возможность поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной активности на занятиях и во внеурочное время, благотворно влиять и воздействовать на личность ребенка, его подсознание, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.
Подвижная игра с правилами – сознательная, активная деятельность, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Точные правила упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.
В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увёртывании и т.д. Хорошо организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, улучшают кровообращение и обмен веществ в организме, содействуют закаливанию. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
У современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
Увлеченность ребенка игрой не только усиливает физиологическое состояние, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования координации движений, развития быстроты, силы, выносливости. Использование подвижной игры предусматривает умелое руководство ею.
Приступая к работе с детьми. Я анализирую уровень развития двигательных качеств и сформированности двигательных навыков детей. Такая проверка позволяет наметить конкретные задачи по отношению развития каждого ребенка. Детям робким, неуверенным в себе, я незаметно, чтобы не страдало их самолюбие, помогаю в преодолении трудностей: поддерживаю во время ходьбы по бревну, пониже опускаю веревку во время прыжков ит.д. Благодаря этому, дети свободнее себя чувствуют в игровых ситуациях и быстрее адаптируются в коллективе.
Использованная литература
1. Вайбаума Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «академия» 2002 г. - 240 с.
2. Вайбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. – М.: Издательский центр «Академия», 1986 г. – 167 с.
3. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей: Книга для малышей и их родителей. – Ярославль: Гринго, 1996 г. - 176 с.
4. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. - 160 с.
5. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. - 160 с.
6. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, – 2-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.-224 с.
7. Ковалько И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: Вако, 2005 г. - 176 с.
8. Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – 2-е изд., исп. – М.: Советский спорт, 2004 г. – 464 с.