kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Учебная исследовательская деятельность как основа формирования исследовательского поведения младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только на воспроизводстве однажды усвоенных методов работы.    

Имея многолетний опыт работы с младшими школьниками, я знаю, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Много лет я работала по традиционной системе, применяя репродуктивные методы обучения. Задания по учебнику предлагались примерно такие: «выполни…», «сделай по образцу…», «повтори…». Такой подход не давал возможности в полной мере раскрыть творческие способности учеников. Особенно проблемным было научить младших школьников решать нестандартные задачи и задания. Дети не умели и не хотели мыслить нестандартно. Данные проблемы привели меня к необходимости изменения УМК.

      Цель исследовательского метода заключается не в попытке сделать всех учащихся учёными, а в том, чтобы дать им знания, умения и содействовать формированию творческого мышления. Метод исследований создаёт условия для творческой реализации учащихся в познавательной деятельности, повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты: учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни. Исследовательский метод обучения может применяться на уроках по любой учебной дисциплине. При этом важно, чтобы тема была актуальна, важна для учащихся и отвечала их интересам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Учебная исследовательская деятельность как основа формирования исследовательского поведения младших школьников" »

Учебная исследовательская деятельность как основа формирования исследовательского поведения младших школьников

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№26» г. Зима, Иркутской области

Сарнецкая Л.М.


Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только на воспроизводстве однажды усвоенных методов работы.

Имея многолетний опыт работы с младшими школьниками, я знаю, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Много лет я работала по традиционной системе, применяя репродуктивные методы обучения. Задания по учебнику предлагались примерно такие: «выполни…», «сделай по образцу…», «повтори…». Такой подход не давал возможности в полной мере раскрыть творческие способности учеников. Особенно проблемным было научить младших школьников решать нестандартные задачи и задания. Дети не умели и не хотели мыслить нестандартно. Данные проблемы привели меня к необходимости изменения УМК.

Последние 4 года я работаю по системе Н.Ф. Виноградовой. Сама система работы ставит ученика в позицию исследователя, где он сам должен добывать знания. Изменились и методы преподавания из репродуктивных они стали проблемными–поисковыми. Гармонично в эту систему вписался исследовательский метод обучения, который является основой формирования исследовательской культуры младших школьников. Исследовательский метод обучения выступает главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании.

Цель исследовательского метода заключается не в попытке сделать всех учащихся учёными, а в том, чтобы дать им знания, умения и содействовать формированию творческого мышления. Метод исследований создаёт условия для творческой реализации учащихся в познавательной деятельности, повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умение планировать, принимать решения, оценивать результаты: учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни. Исследовательский метод обучения может применяться на уроках по любой учебной дисциплине. При этом важно, чтобы тема была актуальна, важна для учащихся и отвечала их интересам.

Я организовываю работу детей так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

• мотивация исследовательской деятельности;

• постановка проблемы;

• сбор фактического материала;

• систематизация и анализ полученного материала;

• выдвижение гипотез;

• проверка гипотез;

• доказательство или опровержение гипотез.

Свою задачу вижу в поиске простых и удобных средств для практической реализации каждого из названных этапов.

Исследовательским методом педагог организует самостоятельную деятельность учащихся, которые решают новую для себя задачу (проблему). Этот метод создает наилучшие возможности для формирования и проявления творческих способностей учеников, их развития.

Исследовательская работа на уроках опирается на проблемный, проблемно - репродуктивный и эвристический методы. Процесс обучения будет успешным только в условиях их взаимодействия. Опыт творческой деятельности усваивается посредством исследовательского метода. Его сущность заключается в том, что учитель организует поисковую деятельность учащихся путем постановки новых для них проблем и задач.

Исследовательские задачи могут быть разными по форме: от небольших текстовых задач до заданий на длительные изыскания. Главное заключается в том, что поставленную проблему ученик решает сам.

Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты. Свою же педагогическую практику я не могу представить без организации проектной и исследовательской деятельности. Так, к урокам окружающего мира по теме «Человек в разные исторические времена» мы исследовали и сравнивали быт, одежду, украшения, предметы обихода, игры, забавы, праздники Древней Руси и России 18-19 веков.

Провели урок-ярмарку, где дети представили свои журналы мод, куда поместили наброски, как выглядел крестьянин, и богатый человек, составляли словесный портрет представителя данной эпохи (когда жил, к какой группе населения относился, был богат или беден и т.д.) На уроке по теме «Открытие земель за Каменным поясом» в 4 классе провести небольшое исследование мне помогло использование карты. Класс разделила на группы, каждая выполняла своё задание. Используя карту и справочную литературу, составили краткую характеристику Уральских гор, расположили названия гор в последовательности от самых высоких, до самых низких. Я постоянно включаю исследовательскую деятельность во все образовательные области начальной школы. Так, заинтересовавшись историей возникновения в нашем городе Парка Победы, мы с ребятами определили тему и цель нового исследования: более детально изучить растительность парка, ближе познакомиться с его историей, оценить экологическое состояние парка, а главное – передать полученные знания своим сверстникам.

Успешно исследовательский метод применяется на уроках математики. Например, работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого у учащихся формируются навыки анализа полученной информации, оппонирования своим товарищам. Подобные задания могут быть использованы учителем для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников на любом этапе урока: при изложении нового материала, закреплении и повторении.

Чтобы оптимизировать уроки математики, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся я использую исследование ряда чисел, когда необходимо найти закономерность, продолжить ряд чисел, выполнив ряд операций в итоге дети делают вывод что изменилось и почему?

Такие исследования очень хорошо развивают вычислительные навыки, к тому же дети очень любят подобные упражнения.

Также удачно можно провести исследовательскую работу над задачей. Работа над задачей начинается на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость преобразовать текст в задачу, дополнить данными или убрать лишнее. В полной мере исследовательской работой можно заняться после частичного или полного решения задачи. Это может быть установление зависимости между изменением одного элемента задачи и изменением ее решения; сравнение задач сходных по фабуле, но разных по математическому содержанию или с одинаковым математическим содержанием, но внешне совершенно не похожих друг на друга; классификация задач по выбранным признакам.

Приведу пример работы над задачей во 2 классе.

Предлагаю детям одно условие и несколько вопросов к задаче. Прошу их выбрать только те вопросы, которые подходят к условию. Выбрать вопрос, с которым решение задачи будет самым коротким. Решить задачу с вопросом, требующим самого длинного решения. Предлагаю изменить условие задачи, так чтобы можно было решить её с избыточными данными.

Условие

Вопросы

Для украшения класса ученики сделали 9 гирлянд, фонариков в 6 раз больше, чем гирлянд, а флажков на 6 больше, чем фонариков.







1)Сколько гирлянд сделали ученики?

2)Сколько цепочек сделали ученики?

3)Сколько фонариков сделали ученики?

4)Сколько флажков сделали ученики?

5)Сколько всего украшений сделали ученики?

6)Каких украшений и на сколько меньше сделали ученики- гирлянд или фонариков?

7)На сколько меньше сделали фонариков, чем флажков?

8)На сколько больше сделали флажков, чем гирлянд?

Подобные задания помогают разнообразить деятельность детей на уроке, поддерживают интерес к математике и, главное, помогает им овладеть умением решать задачи. Работая по учебнику В.Н.Рудницкой, убедилась, что такие задания необходимы, и время, потраченное на них, окупается умением учащихся решать задачи.

Такая система обучения решению задач, где отсутствует готовый для запоминания материал, где новые знания открываются ребенком самостоятельно или в совместном поиске с учителем, обеспечивает активную познавательную деятельность и прочное усвоение знаний. Результаты моего опыта свидетельствуют о том, что школьники достаточно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки, предлагая выполнить новые задания. Это позволяет учителю перейти к индивидуальной творческой учебно-исследовательской деятельности, которая способствует формированию компетенций: самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, закономерности. Классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные закономерности. Проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы. Устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Опыт работы в начальной школе показывает, что дети с удовольствием выполняют задания исследовательского характера, дающие развитие творческого подхода к решению различных проблемных ситуаций. Например, любят упражнения с кубом.

При этом достаточно остро встает вопрос, где найти ответы, какой литературой пользоваться, как правильно оформить материал. Это беспокоит не только детей, но и родителей, которые помогают детям в выполнении данных заданий. На уроках не всегда находится время для формирования исследовательских навыков. Поэтому продолжаю работу во внеурочное время.

Приобщение детей к исследовательской деятельности даёт свои результаты. На протяжении уже четырех лет мои ученики занимают призовые места на городской НПК и интеллектуальных марафонах.

Формировать учебные исследовательские умения младших школьников во внеурочное время мне помогает разработанная мною программа факультатива «Юный исследователь». Программа предназначена для учащихся 2-4 классов. Она помогает учащимся не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах.

Содержание плана работы факультатива позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир, развивать творческие способности, самосовершенствоваться, результативно участвовать в различных мероприятиях интеллектуального характера.

Сформированность у школьников исследовательских умений позволяет существенно повысить инициативу и активность учащихся в жизни школы, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей.

Для тех, кто только начинает работу по формированию исследовательских умений необходимо, прежде всего, освоить исследовательский метод; сформировать систему пополнения дидактических материалов; вовлекать детей в различные виды внеурочной деятельности, которые будут способствовать применению полученных знаний в новой ситуации. И конечно верить в то, что все дети на самом деле маленькие исследователи, надо только дать им возможность проявить свои творческие способности и все получится.

Исследовательская практика в школе – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте исследовательское поведение, которое отличает истинного творца от простого исполнителя.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сарнецкая Людмила Михайловна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
    ["seo_title"] => string(49) "kliuchievyie-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "294146"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455611949"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Творческая работа (проект): "Модель школьного научно-исследовательского общества начальной школы" "
    ["seo_title"] => string(108) "tvorchieskaia-rabota-proiekt-modiel-shkol-nogho-nauchno-issliedovatiel-skogho-obshchiestva-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "190897"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427225380"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Исследовательская деятельность младших школьников Пригородной СОШ"
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatielskaiadieiatielnostmladshikhshkolnikovprighorodnoisosh"
    ["file_id"] => string(6) "279657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453278464"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Программа внеурочной деятельности   "Любознательная информатика" "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liuboznatiel-naia-informatika"
    ["file_id"] => string(6) "114972"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411753559"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства