37
Многопільська ЗОШ І-ІІ ступенів
ТВОРЧА РОБОТА
(ПРОЕКТ)
«Модель шкільного науково-дослідницького товариства початкової школи»
Виконав:
учитель початкових класiв
Кравцова Ксенiя Анатолiївна,
спеціаліст ІІ категорії
Многопілля 2009
Анотацiя
Кравцова К.А. Модель шкiльного науково-дослiдницького товариства початкової школи :Творча робота. -Многопілля, ,2009.-20 с.
У данiй роботi розкритi проблеми створення науково-дослiдницького товариства початкової школи, розглядається сутнiсть i структура поняття «дослiдницька дiяльнiсть молодшого школяра». Особливу увагу придiлено обґрунтуванню умов побудови товариства, пропонується розроблена модель науково-дослiдницького товариства початкової школи.
Схем 1,бiблiогр.: 20 наймен.
Кравцова К.А. Модель школьного научно-исследовательского общества начальной школы: Творческая работа. -Многополье, 2009.-20с.
В роботе раскрываются проблема создания научно-исследовательского общества начальной школы, рассматривается сущность и структура понятия «исследовательская деятельность младшего школьника». Особое внимание уделено обоснованию условий построения общества, предлагается модель научно-исследовательского общества начальной школы.
Схем 1, библиогр.:20 наим.
Содержание
Вступление 4-5
Раздел 1. Актуальные вопросы теории организации научно-исследовательской деятельности младших школьников 6-16
Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических основ формирования исследовательской деятельности младших школьников 6-12
Структурно-функциональная модель научно-исследовательского общества начальной школы 13-16
Выводы к 1 разделу 17-18
Раздел 2. Содержательная сторона разработанной структурно-функциональной модели научно-исследовательского общества начальной школы 19-31
2.1 Форма функционирования научно - исследовательского общества начальной школы 19-24
2.2 Содержание поэтапной деятельности научно-исследовательского общества 25-32
Выводы 33-34
Список использованных источников 35-36
Приложения 37
Вступление
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетным остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.
Средством развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности может послужить включение учащихся в исследовательскую деятельность, через организацию научно-исследовательского общества. Развитие исследовательских умений дает:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Таким образом, актуальность проблемы научно-исследовательской деятельности младших школьников и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы приводят к выбору темы исследования.
Тема исследования: модель научно-исследовательского общества начальной школы.
Объектом исследования выступает обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.
Предметом исследования является процесс формирования исследовательской деятельности через создание модели организации научно-исследовательского общества.
Цель исследования: на основе имеющихся методических подходов теоретическим путём разработать модель организации научно-исследовательского общества как средства формирования и развития исследовательской деятельности, творческой активности детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические основы формирования исследовательской деятельности младших школьников;
- определить её сущность, выявить особенности;
- разработать и охарактеризовать модель научно-исследовательского общества начальной школы;
- показать возможный вариант содержательной стороны деятельности научно-исследовательского общества.
Методы исследования:
Раздел 1. Актуальные вопросы теории организации научно-исследовательской деятельности младших школьников
Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических основ формирования исследовательской деятельности младших школьников
Ребенок - исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.
Итак, стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, не пресекать ее многочисленными «нельзя», «не тронь», «тебе рано об этом знать», то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Таким образом, создаются условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.[7]
Ребенок, проявляя исследовательскую активность, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией опыт творца-первооткрывателя. Появляющиеся исследовательские умения, создадут надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка - самообучения и саморазвития, что на современном этапе очень актуально.
Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - одно из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.[8]
Что же такое исследовательские умения?
Однозначного, удовлетворяющего всех определения исследовательских умений не существует, это естественно, так обычно и бывает со сложными психическими явлениями. Однако нельзя не отметить, что и разночтения не столь велики. Исследовательские умения рассматривают:
Мы, в данном контексте, рассматриваем исследовательские умения как умения, направленные на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение - как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательских умений.
Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению.
Поэтому данная проблема традиционно не просто изучается педагогикой и педагогической психологией, а занимает в этих науках одно из центральных мест. Почему процесс обучения так часто превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу? Ученые нашли простой ответ на этот вопрос: необходимо учитывать «природу» ребенка, она сама ориентирована на познание окружающего. Правильно построенное обучение должно осуществляться без принуждения.
Проблема формирования исследовательской культуры для учащихся начальной школы особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В младшем школьном возрасте важно сформировать инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые в решении исследовательских задач. К ним относятся умения:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи.
Следует помнить, что в младшем школьном возрасте дети впервые целенаправленно начинают овладевать научно-познавательной деятельностью. А это требует формирования у них значительного объёма разных учебно-познавательных умений. Однако необходимо учитывать сроки обучения в начальной школе и доступность отдельных способов деятельности для детей младшего школьного возраста.
Эти факторы обуславливают необходимость выделения группы таких действий, которые есть наиважнейшими, незаменимыми в структуре каждого исследовательского умения и доступными для усвоения на начальном этапе обучения. Среди них: разносторонний анализ предмета, явления; формулирование познавательных вопросов; планирование познавательной и практической деятельности; установление причинно-следственных связей; доказательство суждений. [5], [12]
Эти познавательные умения составляют процессуальный компонент общей готовности младшего школьника к овладению исследовательскими умениями.
Кроме процессуального, можно выделить мотивационный, содержательный компоненты.
Мотивационный компонент предусматривает развитие у детей интереса и позитивного отношения к знаниям и учебно-познавательной деятельности. Он обеспечивается путем специального структурирования содержания как системы познавательных заданий, его обогащение интересными фактами, проектирование ситуаций успеха, объединением разных форм деятельности: индивидуальной, парами, групповой.
Содержательный компонент составляют знания по учебному предмету, которые будут опорными в процессе решения проблем.[16]
После обеспечения соответствующего уровня общей готовности, младшие школьники постепенно привлекаются к исследовательской деятельности. Специфика её выявляется:
в конструировании и подборе научно-исследовательских заданий, которые учащиеся будут исполнять самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, так как имеют учебный характер. Цель их использования - овладение учащимися исследовательскими умениями в их необходимой последовательности исполнения во время решения проблемы;
в способах руководства самостоятельной поисковой деятельностью учащихся.[17]
Выбирая научно-исследовательские задания, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, в процессе самостоятельного поиска усваивается такое содержание учебных предметов, которое имеет познавательное и практическое значение для учащихся, вызывает у них интерес.
Во-вторых, доказательство гипотезы требует доступных методов познания.
В-третьих, на начальном этапе привлечения детей к самостоятельному решению целостных проблем необходимо, чтобы доказательство гипотез осуществлялось в материальной форме.
В-четвертых, для исполнения исследовательской деятельности детям предлагаются проблемы, конкретный способ исполнения которых был бы результатом поиска по аналогии.
Следует помнить, что разные уровни общей готовности младших школьников и опыта исполнения отдельных исследовательских умений требуют индивидуального подхода к организации исследовательской деятельности. Индивидуализация осуществляется путем построения на одинаковом содержании вариативных заданий, которые имеют разную степень сложности. Дифференцируются учебно-исследовательские задания и через степень помощи учителя, которая, не «снимает» проблемности заданий и самостоятельности их выполнения каждым учеником.
Возможность своевременно корригировать самостоятельный поиск детей дает поточный контроль. Благодаря ему можно выявить и преодолеть трудности каждого ребенка на разных этапах, предотвратить ошибки, сформулировать позитивное отношение к исследовательской деятельности.
Структурно-функциональная модель научно-исследовательского общества начальной школы
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу самостоятельного поиска знаний.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). [18]
Школьное научно-исследовательское общество (далее ШНИО) - добровольное творческое объединение учащихся и педагогических работников, в котором учащиеся стремятся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и проектной деятельности под руководством педагогических работников школы.
1. Цели и задачи:
• выявить и поддержать одаренных учащихся;
• создать условия для раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности;
• развивать у учащихся навыки самостоятельной поисковой деятельности;
• способствовать формированию ключевых образовательных компетентностей и воспитанию высоких нравственных качеств.
2. Структура и организация работы.
• Директор школы является Президентом ШНИО. Непосредственное руководство работой ШНИО осуществляет один из заместителей директора по учебно–воспитательной работе. Руководителя ШНИО назначает директор.
• Высшим органом ШНИО является Совет, общие собрания которого проводится не реже двух раз в год. На собрании в начале учебного года осуществляется разработка плана работы и программы деятельности, утверждение порядка и регламента работы Совета. В конце учебного года подводятся итоги деятельности ШНИО. Экстренные сборы Совета предусмотрены для особых ситуаций, требующих немедленного обсуждения и принятия срочных мер реагирования.
• Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
Первичной организацией ШНИО является секция. Во главе каждой секции стоит куратор- руководитель от педагогических работников школы, являющийся классным руководителем данного класса.
ШНИО включает четыре секции, работа каждой из них осуществляет один из этапов формирования исследовательской деятельности младшего школьника.
Секция первого класса: на первой ступени деятельность учащихся связана с вхождением в работу ШНИО. Участие в делах общества они принимают преимущественно в роли экскурсантов-наблюдателей.
• Президент ШНИО, кураторы секций ШНИО, руководитель ШНИО образуют совет ШНИО – высший руководящий орган. Заседание совета ШНИО проводится не менее одного раза в четверть. Организация работы совета ШНИО и решение текущих вопросов возлагается на руководителя ШНИО. Кураторы планируют и организуют работу секций, анализируют полученные результаты, представляют их в совет. Совет ШНИО осуществляет общую координацию работ, обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к отчетным мероприятиям различного вида.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, для определенного круга - своих одноклассников, учащихся параллельных классов,- представление доклада с целью сообщения нового знания;
- выставка достижений (проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине).
Виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные исследования (самостоятельные), групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.[20],[15]
С целью активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся рекомендуется использование:
- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
- игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.);
-связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
- связи с литературным сказочным материалом;
- игр- исследований, фантастических исследований;
- ролевых игр;
- игр- путешествий.
Таким образом, представленные организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
Выводы к 1 разделу
Изучение теории организации научно-исследовательской деятельности младших школьников дает возможность сделать следующие выводы: исследовательские умения рассматриваются как умения, направленные на изучение объекта, имеющие в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение - как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательских умений.
Проблема формирования исследовательской культуры для учащихся начальной школы особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период необходимо привлекать школьников к самостоятельному решению учебных задач, т.е. к совершению научного исследования. Исследовательский интерес является качеством личности, свойственном ребенку младшего школьного возраста в особенно сильной степени. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности через учебную исследовательскую деятельность.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу самостоятельного поиска знаний.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Школьное научно-исследовательское общество (далее ШНИО) - добровольное творческое объединение учащихся и педагогических работников, в котором учащиеся стремятся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и проектной деятельности под руководством педагогических работников школы.
1. Цели и задачи:
• выявить и поддержать одаренных учащихся;
• создать условия для раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской и проектной деятельности;
• развивать у учащихся навыки самостоятельной поисковой деятельности;
• способствовать формированию ключевых образовательных компетентностей и воспитанию высоких нравственных качеств.
Таким образом, представленные организационно - педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
Раздел 2. Формально-содержательная сторона разработанной модели научно-исследовательского общества начальной школы
2.1. Форма функционирования научно-исследовательского общества начальной школы
Специальные исследования и педагогическая практика засвидетельствовали, что применение игровых форм обучения способствует гуманизации педагогического взаимодействия, обогащает его содержательными позитивными эмоциями, вызывает познавательный интерес (Н.М. Бибик, Н.И. Подгорная, И.О. Школьная, и др.) [14],[1],[13]
Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на эту тему или, следуя известной пословице «Делу время - потехе час», рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов. Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского «Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование педагогического значения игры. «...Уже давно обнаружено, - пишет Л. С. Выготский, - что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил...».[4,c. 116] В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих.
Во всякую задачу-игру входит, как непременное её условие, умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет собой совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится, в конечном счёте, к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение. Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и, тем самым, ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением
ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи. [2]
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. [6,c. 72]
В учебнике «Психология» В.А.Крутецкого, читаем: «Лучший способ организовать внимание ученика связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить учащегося, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для ребенка, вот что само по себе способствует организации его внимания».[9,c. 17]
Этого, мы думаем, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже). Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.
Итак, построение практики организации занятий в игровой форме ведётся с целью:
- придать целостность, системность и внутреннюю логику самому содержанию деятельности ШНИО;
- придать исследовательской деятельности эмоциональную привлекательность, внешнюю притягательность, создать особое поле активности, психологического заражения, творчества.[3]
Значимо совместить образовательные цели с внутренними ожиданиями школьников, то есть содержание деятельности ШНИО «поместить» в привлекательную «обертку», совпадающую с детским мотивом «мне интересно», «я хочу участвовать». Именно это условие является решающим при реализации образовательного, развивающего и воспитательного потенциала модели ШНИО на уровне личностного смысла участников.
Одним из возможных вариантов функционирования ШНИО является построение занятий секций в форме продолжительной игры - сказки, где участники научно-исследовательского общества являются героями. Данный подход соответствует мнению психологов об особенностях развития личности современного младшего школьника: нынешний ребенок стремится вычленить своё Я, выразить собственную позицию в отношении других людей, получить от них признание его самостоятельности, заняв активное место в социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими.
Занятия, игры в природе названы В.А.Сухомлинским «путешествиями к источнику живой мысли».[19,c. 227]
Однако одна из особенностей нашего времени состоит в том, что окружающая среда дает детям преимущественно опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности. На сегодня встает необходимость поиска механизмов формирования экологической культуры, которые позволили бы воздействовать на систему ценностей подрастающего поколения.
Одним из возможных способов формирования основ экологической культуры личности является работа ШНИО в экологическом направлении. Такое направление деятельности общества будет способствовать формированию у детей представлений и понятий про целостность мира, природное и социальное окружение как среду жизнедеятельности человека, его принадлежность к природе и обществу. [ 16 ]
Сюжетной основой деятельности ШНИО служит сказка-аллегория Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Главный герой этого произведения просто - ребенок, но он является настоящим «хозяином» своей планеты, что чувствует ответственность «за тех, кого приручил». Он владеет высокой моральной культурой, близок к идеалу воплощения гражданина планеты. Подобно герою сказки - Маленькому принцу, каждый участник научно-исследовательского общества совершает «путешествие на планеты». Куратор знакомит учащихся с правилами жизни на «планете» - содержанием работы научно-исследовательского общества на данном этапе. Таких «планет» - четыре, по количеству прохождения этапов ШНИО, их «размеры» увеличиваются из года в год: усложняется содержание работы, исполняемое детьми на своих «планетах». В зависимости от результатов своей деятельности учащиеся получают звания. Например:
-по истечению первого этапа – друг Маленького принца;
-по прохождению второго этапа – Принц алой звезды;
-по прохождению третьего этапа – Принц изумрудной звезды;
-по окончанию четвертого этапа - Маленький принц Земли.
Таким образом, участники общества проходят несколько ступеней роста, на каждой из которых они получают определенные знания по проведению исследовательской деятельности.
2.2 Содержание поэтапной деятельности научно-исследовательского общества начальной школы
На первом этапе, в секции 1-го класса, программа деятельности ШНИО должна начинаться с занятий по развитию информационно-аналитических, информационно-поисковых умений. Эти занятия позволят учащимся овладеть специальными ЗУНами исследовательского поиска. Процесс овладения происходит на разном предметном содержании, но с учетом целей и задач конкретных уроков, и внутрипредметных и межпредметных связей. Он вначале опережает организацию исследовательской деятельности, а после достижения достаточного уровня сформированности соответствующих ЗУНов - совершается параллельно.
Примеры некоторых из них:
Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
Развитие умений выдвигать гипотезы (умение предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).
Развитие умений задавать вопросы.
Подбор литературы по заданной теме.
Ориентировка в словаре, справочной литературе.
Ориентировка в тексте, ключевые слова.
7. Ответы на вопросы к тексту.
В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:
- проблемное, частично - поисковое обучение под руководством учителя;
- кратковременные исследования- наблюдения с описанием (под руководством учителя).
В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.
На втором этапе, в секции 2-го класса куратор ставит проблему, намечает пути её решения, а само решение и его поиск самостоятельно осуществляются учащимися. На этом этапе важно научить детей самостоятельно подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять действия, видеть результат деятельности.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
3.Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5.На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, а также с помощью родителей.
На третьем этапе, в секции третьего класса куратор только ставит проблему, а метод её решения ребенок ищет самостоятельно.
В 3 классе:
1.Учащиеся продолжают ознакомление с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, дети учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
4. Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна уметь с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну - две задачи, находить материал, представлять доклад с показом.
На четвертом этапе, в секции 4-го класса постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются учащимися самостоятельно.
Для самостоятельных исследований школьникам понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования; карточки с темами исследований; специальная литература по теме (словари, справочники, энциклопедии); папки исследователя с кармашками из плотной бумаги с изображениями «методов исследования»:
1. Посмотреть по телевизору.
2. Получить информацию из сети Интернет.
3. Провести эксперимент.
4. Спросить у другого человека.
5. Получить информацию из книг.
6. Подумать.
Кроме того, каждый ребенок должен иметь неограниченное количество маленьких листочков для фиксации информации.
Проведение исследований.
Задача куратора - играть роль консультанта, старшего помощника.
Начинается работа с выбора тем. Карточки с их «изображениями» раскладываются на столе. Выбрав тему, каждый ученик получает специальную папку исследователя. Задача - собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования.
Найденную информацию учащийся фиксирует на небольших листочках, которые вкладывает в кармашки папки. Например, если сведения найдены в книге, то листок с записями по этому поводу кладется в кармашек со значком «книга». Собранные листочки в последствии вынимаются из карманов папки. На них основании составляется краткое сообщение по итогам исследования.
Для того чтобы его составить, ученику нужно:
структурировать материал, выделить главное;
отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.
Сообщение по результатам исследования целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. Этап представления результатов исследования очень важен. Он позволяет решить несколько задач: развитие монологической научной речи, развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Учащиеся могут включаться в спор, задавать вопросы, вносить свои поправки.
Необходимо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на вступление.
Чтобы учащийся овладел техникой исследовательского поиска, ему предлагаются следующие задания:
1. Как выбрать тему исследования. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Какими могут быть темы исследования?
фантастическая - о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальная - предлагает проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретическая - предусматривает изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.).
2. Цель исследования.
Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
3. Задачи исследования.
Задачи исследования уточняют цель.
Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
4. Гипотеза исследования.
Гипотеза - предложение, догадка еще не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
5. Организация и методика исследования.
Предлагается список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомится с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
6. Подготовка к защите исследования.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
Дать определения основным понятиям.
Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
Выработать суждения.
Сделать выводы.
Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
7. От чего зависит успех исследования.
Не ограничивать собственные исследования.
Внимательно анализировать факт и не делать поспешных выводов.
Быть смелым, чтобы принять решение.
Сосредоточится, и вложить в исследование свою энергию.
Действовать, не боясь совершить ошибку.
Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.[10] В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет превратить обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Выводы
Итак, при организации научно-исследовательской деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами исследования, как учебными умениями.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности с учащимися необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того, чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями, навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области исследования. Ему понадобятся сформированные до определенной степени специфические умения и навыки для самостоятельной работы. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности целесообразно проводить поэтапно, усложняя виды исследовательской деятельности с каждым годом обучения в начальном звене, и преимущественно в рамках традиционных занятий.
Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Поэтому нами избрано построение практики организации занятий в игровой форме с целью:
- придать целостность, системность и внутреннюю логику самому содержанию деятельности ШНИО;
- придать исследовательской деятельности эмоциональную привлекательность, внешнюю притягательность, создать особое поле активности, психологического заражения, творчества.
Игровая ситуация будет давать незатухающий источник мотивации, энергии для творческой исследовательской активности младшего школьника. Для этого нужно на старте педагогически грамотно заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.
Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-исследовательское общество, дает возможность ученику проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя. Исследовательская практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет превратить обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Список использованных источников
Булигiна О.Д. Iгровi технологiї: шляхи забезпечення умов для iнтелектуального, соцiального, морального розвитку молодших школярiв// Початкове навчання та виховання. – 2009. - № 19-21.- с.2-22.
Бланк Т. В. Формування позитивної мотивацiї як фактору успiху навчальної дiяльностi молодших школярiв. – 2009. - № 16-18.-с.2-10.
Вердiна С. В., Панченко А.Г. Секрети педагогiчної майстерностi .Уроки для вчителя.- Х., 2008.-111с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. – 212 с.
Дереклеева Н.И. Научно - исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М., 2001. - 118 с.
Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000.- 255 с.
Исследовательская деятельность младших школьников как творчество (из опыта работы): www.eduhmao.ru
Ляхова Л.В. Исследовательская деятельность младших школьников: pedagoglv.ucoz.ru
Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей : из опыта работы. – Волгоград, 2009. – 130 с.
Навчання i виховання учнiв 3 класу: Методичний посiбник для вчителiв/Упор.О.Я.Савченко- К., 2004. -512 с.
Общественное объединение младших школьников: игровые модели, досуговые мероприятия/И.В. Марущева, Н.Г. Пономаренко, Е.И.Ромашкова, Е.Ю. Половникова, О.Н.Камакин. – Волгоград, 2009. – 147 с.
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград, 2007. – 262 с.
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских: festival.1september.ru
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.- 216 с.
ПрокопенкоВ., Князська Л., Метод проектiв як засiб креативно-пiзнавальної дiяльностi молодших школярiв// Початкова школа. – 2007.- № 5.- с. 43-45.
Савченко О.Я. Виховний потенцiал початкової освiти.-К.,2009.- 226 с.
Слободчиков В. И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования //Исследовательская работа школьников. – 2006. - №1. – с. 34 – 38.
Стефановская Т. А. Педагогическое исследование: основополагающие идеи и региональные приоритеты. – Иркутск, 2003.- 180 с.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.,1981.-382 с.
Цимбал О.М. Проектна технологiя, критичне мислення i громадянська освiта в процесi вивчення англiйської мови. Початкова школа. – Х., 2008. – 109 с.
Приложение 1.
М Совет кураторов
-проведение информационной работы ШНИО
- пропагандирование работы ШНИО
Председатель ШНИО
-утверждает и контролирует реализацию планов, программ
-организует управление и руководство ШНИО
одель школьного научно-исследовательского общества