Учитель-исследователь. Кто он? Что он даст детям? С чем он придет на урок? Как он будет учить? Настоящая жизнь учителя-то, что передается от него другим.Он должен знать, чему учить и как учить. Он должен быть уверен в том, что его труд полезен обществу. Эти простые истины актуальны всегда - в этом и заложена часть учительского труда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учи, твори, исследуй! Что значит быть учителем?»
Осьмушко Анна Анатольевна,
учитель начальных классов
ОШ І-ІІІ ст. № 6 им.Н.Я.Ильина
Вчи, твори, досліджуй! Що означає бути вчителем?
Школа – работа, школа – дом,
Забот бесконечных снежный ком…
Но разве проблема – где силы взять,
Когда по душе кутерьмой управлять?..
Особое место в жизни школы занимает личность учителя.
Учитель — одна из самых уважаемых и ответственных профессий. Главная задача учителя — передать свои знания воспитанникам и научить их применять эти знания на практике. Человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя». Каким же должен быть учитель начальной школы?
Учитель начальных классов это профессионал человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат. Учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Эти люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом это только первая ступень профессиональных качеств личности учителя. Таких людей, как учителя, пожалуй, не встретишь нигде: артистичные, творческие, бесконечно преданные ученикам, эрудированные, энергичные. Люди этой важнейшей профессии на земле, не жалея себя, делают всё возможное, чтобы их ученики стали образованными, грамотными людьми в будущем. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.
У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа, а точнее знания, умения, навыки и качества, полученные в начальной школе.
С самого начала школьной жизни ребёнок входит в новый неведомый ему мир, и задача учителя – помочь ему освоить этот мир, научить добывать прочные и глубокие знания. Сам учитель, будучи творческой личностью, имеет возможность реализовать учебно-воспитательные цели не только через себя, но и через личность другого.
Главный компонент учительского мастерства - это общение.
Уметь вести урок - значит уметь вести за собой, окунаться в мир неизведанного и находить неизвестное. Сегодня учитель не может «просто» вести урок. Он должен
быть, прежде всего, исследователем – сам, и научить быть исследователями – «следопытами» своих учеников. Ведь только тот учитель способен организовать детское исследование, который сам умеет исследовать.
Для детей каждый урок должен стать интересным открытием, увлекательным путешествием, наблюдением, опытом.
Учитель обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нем личность и уметь распознавать в нем положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с учеником. Ученики чувствуют уважение, и, видя пример
своих педагогов, начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и теплые слова! «Поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется» поется в известной песне. Великая сила доброго слова творит чудеса.
На свете нет неспособных детей, а есть глухие и слепые взрослые, которые не хотят верить, что ребенок – личность. Моя задача – помочь ученику найти себя, открыть свои способности, а может быть и таланты. Я понимаю, что это требует от меня знаний, педагогического лидерства. Я сделаю все, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности, ученики становятся уверенными в себе и в дальнейшем с интересом и увлечением относятся к учебным занятиям. Я радуюсь, когда ученики с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
Как известно, успех работы каждого педагога зависит от уровня его подготовленности, умение руководить детским коллективом. Учитель должен проводить большую работу по совершенствованию своего теоретического уровня и педагогического мастерства, постоянно следить за всеми новыми изменениями в педагогической науке и практике, тщательно готовиться к каждому уроку.
Педагог должен уметь просто и убедительно выражать свои мысли. Но самое главное качество для учителя — любовь к детям, без которого профессиональная деятельность специалиста невозможна. Самая первая ступенька к успеху в работе с детьми – любовь. Любовь к ученику, к профессии. Помню самую главную мудрость настоящего учителя: «Люби, если можешь, а не можешь – уйди».
Талантливый советский педагог В.А.Сухомлинский, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «…хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком». Одним из основных условий, необходимых для успешного воспитания и обучения, является авторитет учителя, проявляющийся в его влиянии на учащихся.
К.Д.Ушинский подчеркивал огромное значение личности педагога в воспитании, утверждая, что «никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Учитель начальных классов, на мой взгляд, профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом/предметами, а сверх того иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: учи других, и сам поймёшь. Это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как
личность. Общеизвестно, что практически нет ни одного нормального ребенка, которого бы природа не наделила скрытым творческим потенциалом. Какой же еще фактор является условием и средством его выявления и развития в младшем школьном возрасте? Опыт дает однозначный ответ творческий учитель. Только творческий учитель воспитывает творческого человека. В каждом школьнике дремлет птица
пытливости тяги к знаниям, к творчеству. И задача школы не усыпить ее, а разбудить (Б.Е. Патон).
Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии, быть исследователем. В настоящее время перед нами в первую очередь стоит проблема: более эффективно и полно использовать новые технические возможности. Вот тогда появится больше учебного времени для анализа, рассуждения, исследования, которые позволяют ученику почувствовать свои способности, таланты, а не быть пассивным получателем информации. Использование современных образовательных методик и технологий вызовут у ребенка интерес к учебе.
Тема учителя и ученика – личная тема каждого учителя. Для него это в конечном итоге тема смысла жизни: чему учить, как, зачем – вот вечные учительские вопросы. Кроме того, тема учителя и ученика – одна из ключевых тем нашего времени. В эпоху путаницы нравственных понятий, этических тупиков как никогда нужен Учитель. Не робот, не компьютер, а живой человек, думающий, сомневающийся, любящий, герой своего времени. Проблема учитель – ученик становится общечеловеческой и философской.
Я считаю себя счастливым человеком, так как моя мечта – работать учителем начальных классов – сбылась. Я люблю свою работу, люблю своих непосредственных малышей, люблю с ними общаться. Думаю, что учитель должен быть, прежде всего, хорошим психологом и воспитателем. Пусть каждый ребенок ощущает на себе, что учитель не равнодушен к нему и всегда придет на помощь.
Двадцать лет проработала я с детьми. Много моих выпускников перешагнули первую ступень общеобразовательной школы, сохраняя высокое качество знаний в старших классах. Многие мои выпускники давно уже вступили во взрослую жизнь и выбрали профессию по душе. Есть среди них ученики, которыми по праву мы можем гордиться, а это особенно отрадно, потому что я смогла привить им любовь к труду, учебе и стремление к поставленной цели. Ещё Сократ говорил: «То, что рассказывает учитель важно, но тысячу раз важнее, то, что думают учащиеся. Идеи должны зарождаться в умах учащихся, задача учителя – направлять мыслительную деятельность на достижение поставленной цели».
Для меня школа не просто «наша», а «моя школа». Я в ней и учитель и ученица. Каждый день и час она меня воспитывает, переделывает, меняет мои взгляды и привычки. Заставляет смирять естественный гнев, отучила от скоропалительных выводов, учит предвидеть ход событий. Учитель - вечный ученик. Целеустремленно, неустанно нужно будет работать над собой. И так будет всегда! Я не работаю учителем, я – учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой жизненный выбор, считаю его правильным и сейчас! Труд учителя труден, очень специфичен, но благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит быть человеком. Вот такая предельно простая моя педагогическая философия. Много в ней не высказать словами, а можно лишь прочувствовать душой и сердцем.
А гимном звучат слова Ш.А.Амонашвили «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах».
Литература
1.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М.,1994.-215 с.
2.Никонова А.Я., Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993.420 с.
3.Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М.,1984.176 с.
4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. «Педагогика». Учебное пособие., М.: «Школа-Пресс», 1998, 512 с.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.
Кан-калик В.А., Никадров Н.Д. Педагогическое творчество.
Вячеслав Мейдер «Личность педагога в образовательном пространстве».
Коротяев Б.Н. Учение процесс творческий: Книга для учителя.