Просмотр содержимого документа
«Учебная мотивация как основной компонент учебной деятельности.»
Опарина И. В.
учитель начальных классов
Учебная мотивация как основной компонент учебной деятельности.
«Учение, лишённое всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к учению,
без которой он далеко не уйдёт».
К.Д. Ушинский.
Проблема мотивации учения - одна из наиболее актуальных тем школы. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение школьника к учению может быть причиной его неуспеваемости или низкой успеваемости.
Мотивация учения школьника характеризуется системой показателей, определяющих:
1)является ли учение для ученика личностно значимой деятельностью;
2)являются ли родители и учителя, оказывающие наиболее сильное влияние на отношение школьника к учению, личностно значимыми для школьника;
3)как школьник относится к учению в целом (положительно, отрицательно, безразлично);
4)как он относится к отдельным учебным предметам.
В школьном возрасте закладывается основа мотивации учения. От того как педагог и родители смогут сформировать мотивацию учения у школьников зависит то, как сформируется его самооценка, во многом его успехи в учебе.
Целью работы является исследование мотивации учения, и ее воспитание у школьников.
Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1.Анализ литературы по данной теме.
2. Рассмотрение показателей мотивов учения, и ее классификация.
3.Рассмотрение проблемы воспитания мотивации учения у школьников. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой при написании работы литературы, что наиболее точно определяет логику и структуру излагаемого материала.
Если рассматривать всё обучение в виде цепочки «хочу – могу – выполняю», то мы увидим, что интерес стоит в центре этого построения. Интерес у ребёнка формируется через самостоятельность, через поисковую деятельность на уроке и дома, через ситуации, новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. . «Неправомерное облегчение учебного материала, медленный темп его изучения, многократные повторения не могут способствовать развитию ребёнка» (Л.В. Занков).
Хорошо для учеников движение по ступеням: осилил одну ступеньку – иди дальше.
Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи- это способствует развитию мотивации. Таким образом получается, что каждый ученик может принимать любое решение, любой объем материала, но он конечно, постарается принять такой уровень какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. И это еще один метод повышения мотивации: дать возможность поверить ученику в свою неповторимость, свои возможности.
Нельзя не сказать о стимулирующем оценивание знаний. Это, конечно же, накопительная система оценивания, каждый отрабатывает свободно выбранные задания, а я фиксирую сколько и что сделано.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей.
Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой изученный материал связывать с жизнью, показывать его значимость.
Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках- игровых и интегрированных- которые, бесспорно, относятся к эмоциональным методам мотивации. Это как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок.
Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал связывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.
Большую роль в целях мотивации учебного процесса играет использование исторического материала. Надо научить учеников ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
• работа с электронными учебниками;
• работа с демонстрационными материалами;
• компьютерные тесты;
• использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.
• использование слайд – презентаций.
Учитель ставит перед собой следующие цели:
• расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации; учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
• дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
• активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.
Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
• интересоваться делами, учебой ребенка;
• помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
• объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);
• чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Как же повысить мотивацию? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у школьников.
1. Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.
2. Использование различных педагогических технологий.
5. Разные способы раскрытия учебного материала.
6. Создание проблемной ситуации, споров, дискуссий.
7. Нестандартная форма проведения уроков, интеграция обучения.
8. Создание ситуации успеха.
9. Применение поощрения и порицания.
10. Использование современных инновационных технологий.
12. Внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель, олимпиад).
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Учитель должен строить свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, будить их инициативу, фантазию, творческий поиск. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение — это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель. С этой целью использую следующие педагогические технологии: проблемное обучение; приемы разноуровневого обучения. Объяснение нового материала веду в ходе диалога «учитель — ученик». Задача учителя — организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно, работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение, творчески применять знания в новых ситуациях. Для активизации познавательной деятельности учащихся использую игровые уроки, конкурсы решения нестандартных задач, устный счет, тесты, викторины, исторический материал, конкурс рисунков. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением, и трудом. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Одним из путей повышения интереса к учению является хорошо организованная внеклассная работа. Тематические предметные недели способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Приемы и методы, позволяющие стимулировать интерес к учебе: использование проблемных ситуаций, различные формы работы с книгой, работа в парах, использование на уроках занимательности (уроки-путешествия), творческие задания (составление задач, кроссвордов), разнообразие заданий для устного счета (закодированные ответы, эстафеты). Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т. е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
Мотивация имеет наибольшее влияние на производительность учебного процесса и определяет успех учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению производительности, деградации личности.