Участие младших школьников в проектно - исследовательской работе.
Участие младших школьников в проектно - исследовательской работе.
В данной статье описана работа с учащимися начальных классов в проектно - исследовательской работе. Методд проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. С целью обучения детей такому виду деятельности я привела фрагменты проекта по теме "Собака - друг или враг человека"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Участие младших школьников в проектно - исследовательской работе.»
Лотова Наиля Асхатовна
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 79» г.о. Тольятти
Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе.
Я проработала в школе много лет, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие полно проявить себя как учителю, так и детям. Создать необычный урок можно в игровой форме, где ученик может раскрыть скрытые свои таланты. Такие уроки – это творческие уроки.
Интерес к методу проектов у меня был всегда. Только сейчас понимаю, что, проводя экскурсии, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, мы учили учащихся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, поделки из природных материалов – это продукт работы, её результат. Метод проектов – это не новое, а хорошо забытое старое.
В настоящее время у меня 1 класс. Я учу детей делать проекты. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Всё начиналось с урока «Кто такие домашние животные?» Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, анализировать полученные результаты, делать выводы. Мы с учащимися работали над исследовательской работой по теме: «Собака – друг или враг человека?» Дети работали группами. Одна группа изучала породы собак, другая, какую роль играют собаки в жизни человека. Групповая работа позволяет сделать выводы. Дети сами определяют возможность своего выбора. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, как объяснить, что такое проект? Я сама должна быть увлечённым человеком, знать и любить что – то, чтобы учащиеся увидели и полюбили так, как я это люблю.
Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков самостоятельной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим уроки проводятся с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
На школьном дворе мы увидели собаку. Она была без хозяина, т. е бродячая. Начнём с неё, сказали дети. Так мы вошли в проблему. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Всё это мы объединили одним словом – проект. Проект - это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться. Иными словами, идея направила учебно – познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. По сути, я незаметно сопровождала их в деятельности, позволяя им идти впереди меня. Чтобы ничего не забыть, дети записывали свои мысли, находки. У каждого ученика появилась своя индивидуальная папка с файлами, куда собирался весь материал. Потом делились на уроке своими впечатлениями, находками. Мы собрали достаточно большой материал, и его надо было показать, «вытащить» на свет из записных книжек, индивидуальных папок. На уроке «Окружающий мир» мы рассказывали о своих собаках, показывали их фотографии. Большинство ребят приготовило выступление о собаках. Мы обсуждали пословицу: «Собака – друг человека». Нас заинтересовал вопрос: почему собак называют друзьями человека? И мы решили провести исследование по данной теме Учащиеся собирали информацию по данной теме. Затем, вся полученная информация была обработана. Результатом нашей работы стала презентация «Собака – друг человека, а не враг».
Наблюдая за собаками, мы пришли к выводу, что если мы будем более внимательно относиться к четвероногому соседу, то найдём в нем преданного, доброго и верного друга; друга, который будет не просто жить с нами рядом, но и утешать своими ласками в трудную минуту. Собаки действительно лучшие друзья, члены семьи, на которых можно рассчитывать. Нет плохих пород собак, любая собака, даже самая несчастная дворняга, достойна уважения и хотя бы сострадания. Поэтому мы думаем, что Собака - друг человека, а не враг – это не пустые слова.
. Этот урок внёс свой положительный момент в создание условий для мотивации к личностно – ориентированной деятельности, к формированию собственных ценностей и смыслов приобретённых знаний.
Что будет дальше? В планах второй год обучения. Здесь предполагаются индивидуальные и групповые проекты. Теперь, я думаю, дети справятся со многими вопросами сами.
В чём заключается педагогическая значимость проектно – исследовательской деятельности?
Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Открывает возможности жизненного опыта.
Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ребёнок неповторимы, неповторимо и то, что я делаю как учитель. Зачем повторяться? Придёт новое время, новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира, чтобы открыть новую дорогу к сердцу маленького исследователя.