kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Метод проектов как дидактическое средство развития, обучения и воспитания младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Мы знаем, что такое проект, и каждый из вас скажет, что все мы работаем над проектами. Но, если использовать все возможности проектной деятельности, то можно не просто получать конечный продукт, а: 

развить проектное мышление у учащихся, которое 

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

 

Цели и задачи:

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  • выявление организаторских способностей детей, развития  их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.

  В своей работе я использую проектную деятельность, начиная от простого и интересного, а затем усложняю и расширяю тематику и поле деятельности. Я определила три вида деятельности, развивающей проектные умения младших школьников.

- Проектно-творческая деятельность учащихся

- небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру

- создавать небольшие творческие работы самостоятельно (без помощи родителей), используя программу.

Немного подробнее расскажу, как я работаю над вышеперечисленными проектами.

Работу по внедрению ПД я разбила на 3 стадии.

На 1 стадии ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме.

На 2-ой стадии появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.   Так же с учениками  создаем презентации  по материалам  пройденных уроков и внеклассных мероприятий.

Работая над проектом очень важно придерживаться всех этапов работы над ним. Именно последовательная работа над этапами будет способствовать развитию у детей проектных навыков, а не только получению конечного продукта.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

  На 3 стадии ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я познакомила ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях.

Роль учителя в проектной деятельности

Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

  Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу  в ПД:

  1. Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.
  2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
  3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
  4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
  5. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
  6. Тесно сотрудничать с родителями.
  7. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.

Ожидаемые результаты

  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Выводы

Главное в работе с использованием проектов даже не самостоятельное изучение темы не менее важным является формирование регулятивных УУД – умение планировать свою деятельность, контролировать себя и одноклассников в группе, анализировать свою деятельность, уметь её представлять.

 

Просмотр содержимого документа
«"Метод проектов как дидактическое средство развития, обучения и воспитания младших школьников". »

Тема: Метод проектов как дидактическое средство развития, обучения и воспитания младших школьников.

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№26» г. Зима, Иркутской области

Сарнецкая Л.М.

«Человек рожден для мысли и действия», — говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь — это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Мы знаем, что такое проект, и каждый из вас скажет, что все мы работаем над проектами. Но, если использовать все возможности проектной деятельности, то можно не просто получать конечный продукт, а:

развить проектное мышление у учащихся, которое

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

Как я работаю над формированием проектных умений младших школьников? В связи с этим я определила следующие цели и задачи: (это повтор, можно на слад)

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

  • выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

В своей работе я использую проектную деятельность, начиная от простого и интересного, а затем усложняю и расширяю тематику и поле деятельности. Я определила три вида деятельности, развивающей проектные умения младших школьников.

— Проектно-творческая деятельность учащихся

— небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру

— создавать небольшие творческие работы самостоятельно (без помощи родителей), используя программу.

Немного подробнее расскажу, как я работаю над вышеперечисленными проектами.

Работу по внедрению ПД я разбила на 3 стадии.

На 1 стадииребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД

В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

Важным фактором на 1 стадии ПД является работа с родителями. Это очень важное направление в проектной деятельности. Надо сначала заинтересовать родителей и уже с их помощью — детей.

О значимости такой работы я говорю с родителями на собрании, учу их этапам работы над проектами.

Так что работа у учителя начальных классов идет и с учеником и с родителями.

2 стадия

На 2-ой стадии появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.

Работая над проектом очень важно придерживаться всех этапов работы над ним. Именно последовательная работа над этапами будет способствовать развитию у детей проектных навыков, а не только получению конечного продукта.

· Выбор темы.

· Постановка цели и задач.

· Гипотеза исследования.

· Организация исследования.

· Подготовка к защите и защита работы.

· Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Так, например, наблюдая за детьми в столовой, я заметила небрежное отношение к хлебу. Ребята не умеют бережно относиться к хлебу, не доедают, выбрасывают. Я задала детям вопрос: Что мы знаем о хлебе? Почему испокон века люди ценили его, какие стихи, загадки, сказки мы знаем. ОПРЕДЕЛИЛАСЬ ПРОБЛЕМА. ЭТО ПЕРВЫЙ ЭТАП

Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Хлеб-всему голова», «Хлеб в жизни человека». Дети определили тему исследования — «Хлеб в жизни человека». ЭТО ВТОРОЙ ЭТАП.

Было предложено разделиться на 3 группы, определить название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Искусствоведы» и «Хранители традиций». Каждая группа должна была определить цель своего научного исследования.

Ответ на вопрос Что мы знаем о хлебе? – цель этого проекта. Определили задачи, гипотезу. ЭТО ТРЕТИЙ ЭТАП.

Дети определили, что им необходимо провести наблюдения, расспросить взрослых, и провести анализ произведений поэтов и художников, обобщить полученные материалы, а затем подготовиться к защите проекта.Организация исследования. ЭТО ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.

Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки, указывая источник, откуда взята информация. Это формирование умения работать с информацией. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта (самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили книжки-малышки, буклеты с загадками, организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта.

Сообщение результатов (презентация работ).

Через три недели состоялась защита проекта, где участники каждой группы представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом.Подготовка к защите и защита работы. ЭТО ПЯТЫЙ ЭТАП РАБОТЫ.

Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, ребята поняли:

· долгий путь проходит зернышко с момента посадки до появления хлеба на столе;

· хлеб – это самое ценное, что есть у человека. Хлеб нужно ценить, любить, беречь и уважать!

· больше всего сведений о хлебе мы почерпнули из книг;

· самую главную оду хлебу спели в своих трудах ученые, писатели, поэты.

Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.

3 стадия

На 3 стадии ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я познакомила ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся работая над проектом «Покормите птиц зимою!» подготовили кормушки, газету и презентацию.

Проект «Какая она, русская зима?»представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.

Какова же роль учителя в ПД?

Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:

Подходить творчески к любому проекту моего ученика.

Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

Тесно сотрудничать с родителями.

При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

Ожидаемые результаты

· повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

· развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

· приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

Список литературы.

1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. — Издательство «Учитель» Волгоград, 2010.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. — Самара: Издательство «Учебная литература»

3. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

4. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сарнецкая Людмила Михайловна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проект "Кукольный театр" "
    ["seo_title"] => string(24) "proiekt-kukol-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "107885"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403493227"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства