Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Мы знаем, что такое проект, и каждый из вас скажет, что все мы работаем над проектами. Но, если использовать все возможности проектной деятельности, то можно не просто получать конечный продукт, а:
развить проектное мышление у учащихся, которое
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Цели и задачи:
- способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
- способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
- выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
В своей работе я использую проектную деятельность, начиная от простого и интересного, а затем усложняю и расширяю тематику и поле деятельности. Я определила три вида деятельности, развивающей проектные умения младших школьников.
- Проектно-творческая деятельность учащихся
- небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру
- создавать небольшие творческие работы самостоятельно (без помощи родителей), используя программу.
Немного подробнее расскажу, как я работаю над вышеперечисленными проектами.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 стадии.
На 1 стадии ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме.
На 2-ой стадии появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.
Работая над проектом очень важно придерживаться всех этапов работы над ним. Именно последовательная работа над этапами будет способствовать развитию у детей проектных навыков, а не только получению конечного продукта.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
- Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
На 3 стадии ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я познакомила ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях.
Роль учителя в проектной деятельности
Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
- Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- Тесно сотрудничать с родителями.
- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Ожидаемые результаты
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.
Выводы
Главное в работе с использованием проектов даже не самостоятельное изучение темы не менее важным является формирование регулятивных УУД – умение планировать свою деятельность, контролировать себя и одноклассников в группе, анализировать свою деятельность, уметь её представлять.