Из различных источников я узнала, что любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пластилин - материал, знакомый всем с детства, сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать пластилину вторую жизнь.
Данную тему своей работы я выбрала потому, что мне захотелось узнать, из чего состоит пластилин, какие секреты он в себе таит, что можно из него сделать, и какую пользу можно получить от работы с этим материалом.
Объектом моего исследования является обычный пластилин. Выдвинутая мною гипотеза: «Работа с пластилином приносит пользу детям. Это лучший способ выразить и проявить себя!».
Цели - узнать историю возникновения пластилина, изучить различные виды и технику работы с ним, понять роль пластилина в жизни детей, поделиться полученными знаниями со своими сверстниками.
Задачи:
1. Изложить определение пластилина, его историю, характеристики, свойства и области применения.
2. Изготовить пластилин в домашних условиях.
3. Самостоятельно сделать поделки из пластилина.
Методы и приемы работы с пластилином - изучение литературы и Интернет-ресурсов, относящихся к теме исследовательской работы, самостоятельное изготовление пластилина и поделок.
Значимость моей работы состоит в том, что собранный материал в результате исследования можно использовать на уроках технологии и ИЗО.
I. Теоретическая часть исследования
1. Происхождение пластилина
Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastos, что означает лепной. Где же родина пластилина и кто его изобретатель? Пластилину уже больше полувека, и сначала его называли «тесто для игры». В его изначальный состав входил очищенный и размельченный порошок глины с добавлением натурального или минерального воска - озокерита, сала и других веществ, препятствующих высыханию
Изобрели пластилин не так давно, это произошло в позапрошлом веке в Англии. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью придумать для своих учеников материал для лепки, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово, на заводах, раскрасили его с помощью красящих пигментов.
Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.
2. Качества пластилина
Пластилин - материал с богатыми художественными возможностями. Моделирование, лепка, аппликация развивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать образы и сюжеты, которые можно вылепить из него. В этом есть - творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
3.Виды пластилина
Пластилин может быть простой, скульптурный, плавающий, прыгающий, восковой, перламутровый, флуоресцентный, шариковый, затвердевающий пластилин, в брусочках, в колбасках, в ячейках и в ведрах.
Обычный пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), вазелина, они поддерживают его пластичность и мягкость. Обычный пластилин бывает разных цветов, но следует отметить, что, чем больше в нем глины, тем менее ярки его цвета.
Восковой. За счёт своей восковой основы он мягче и пластичнее обычного и безопасен при использовании по назначению. Кусочки воскового пластилина надёжно прилипают друг другу, он отлично подходит для изготовления пластилиновых панно.
Шариковый пластилин. Его масса состоит из очень легких мелких шариков, которые соединяются друг с другом практически невидимым клеящим веществом. Его структура отлично скрывает небольшие неровности на детских поделках. Этот пластилин вообще не липнет к рукам и одежде, имеет самые разные цвета – от сочных флуоресцентных до нежных пастельных оттенков. Шариковый пластилин бывает разных видов: высыхающий и невысыхающий, обычный и мелкозернистый. Поделки из шарикового пластилина долговечны, так как он застывает на воздухе в течение нескольких часов.
II. Практическая часть
1. Правила поведения и меры предосторожности при работе с пластилином
При работе с пластилином следует следить, чтобы он не падал на пол, а лучше всего застелить пол старыми газетами, которые потом можно будет просто выбросить и избавить себя от необходимости очищать с ковра и пола прилипший пластилин.
Лепку следует выполнять только на специальной дощечке.
Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду.
Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.
После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.
2. Основные приемы лепки из пластилина
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
3. Изготовление пластилина в домашних условиях
Пластилин легко можно изготовить в домашних условиях
Для этого нам понадобится:
400 гр. муки
200 гр. соли
500 мл кипящей воды
1 столовая ложка "alann" (это порошок, похожий на желатин, он не вреден и продается в аптеке)
1 столовая ложка подсолнечного масла.
Муку, соль и "alann" перемешать в одной чашке, налить кипяток и быстро перемешать, не допуская образования комков. Перемешивать лучше миксером. После того, как налили воду, добавьте столовую ложку масла. В кипяток нужно добавить пищевую краску в большом количестве, чтобы цвет стал красивый и сочный. Когда масса станет густой и миксер не сможет дальше крутить, нужно еще хорошенько замесить массу, как тесто.
И пластилин готов!
4. Технология изготовления куклы из пластилина и пластиковой бутылки
1.Берём пластиковую бутылку отрезаем ножницами её верх. .
2.Приступая к работе, пластилин необходимо немного размять, но не очень сольно, иначе он становится липким и неприятным.
3. Выбираем из коробки нужные цвета пластилина четыре или пять кусков и начинаем облепливать верх бутылки лепим шею и голову ,и руки берём ещё один кусок пластилина и лепим волосы и аксессуары обсыпаем куклу мукой и оставляем на 12 или 10 часов убираем муку и начинаем раскрашивать потом покрываем лаком и рисуем глаза
5. Работу над игрушкой начинают с основной более крупной части (туловище, голова), далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.
6. Для того, чтобы вылепленная работа была прочной и не рассыпалась на части, необходимо плотно прижать одну деталь игрушки к другой и замазать место скрепления так, чтобы не был виден шов.
III. Влияние лепки на развитие ребенка
Создавая поделки из пластилина, ребенок учится анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве.
Пространственное и образное мышление, внимание, воображение — процессы, способствующие всестороннему развитию. Каждый момент творчества ребенок пропускает через свое сознание. Поэтому, выполняя одинаковое задание, детские работы получаются абсолютно непохожими. Ведь в каждой поделке из пластилина — есть частичка фантазии и любви, которые передаются нам через теплоту рук.
Заключение
Моя исследовательская работа подошла к концу, в результате которой гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, работа с пластилином приносит огромную пользу детям.
Из различных источников я узнала, что любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином - это еще и творческое искание, и развитие фантазии. Когда ребенок лепит, развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. К тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. И именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Изучив эту информацию, мне стало интересно, и я начала активно заниматься лепкой. Мама мне купила в магазине несколько пачек пластилина, и я каждый день что-нибудь лепила. Эта работа на самом деле оказалась увлекательной и творческой. Благодаря лепке, через некоторое время я заметила, что мой почерк изменился в лучшую сторону. Об этом удивительном открытии я обязательно расскажу своим одноклассникам.
Мне теперь известны все секреты пластилина, его удивительные свойства и качества. Это абсолютно безопасный материал, созданный специально для детского творчества.
Литература
1. Грушина Л. В. Лепись, рыбка! Детское художественное творчество. Изд.: Цветной мир, 2012 г.
2. Новацкая М. В. Пластилиновый зоопарк. Как слепить зверюшку за 15 минут. Изд.: Питер, 2012 г.
3. Орен Р. Секреты пластилина. Изд.: Махаон, 2010 г.