kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая мастерская «Ибо и крестьянки любить умеют ….» ( по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза »).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность постав­ленной проблемы. Затем участникам предлага­ется сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения про­блемы, а на второй – общее обсуждение, способ­ствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участ­ники мастерской имеют возможность проанали­зировать, постичь системную природу изучаемо­го объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мас­терской добровольно организуют работу по вос­полнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление, применила аудиозапись.

Этапы мастерской:

Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой).С этой целью было использована музыкальная композиция к пьесе П. Чайковского « Времена года»,  эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание, связанное со словом « любовь». Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.

Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре,  а также выявили связь эпиграфа и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.

Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.

Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви.  Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.

Афиширование творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Задача – способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.

Разрыв – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником.

Рефлексия – осознание собственной и коллективной только что произведённой деятельности. Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение  к собственным способам действий.

Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам.

На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:  

·         Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;

·         Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

·         Создание личностной мотивации;

·         Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

·         Чередование индивидуальной и коллективной работы;

·         Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;

·         Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют принципы личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных подходов и технологий, творческие мастерские.

Для развития исследовательской, творчес­кой, познавательной деятельности необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Появившийся в педагогике в последние го­ды новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.

Эта педагогическая мастерская разрабо­тана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследо­вательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазви­тия учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.

Мастерская — это совокупность про­странств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует цен­ности, культуру, открывает новое. Главное усло­вие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, гуманность, человеколюбие – основные концепты урока литературы.  И моя основная цель как учителя не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке..

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность постав­ленной проблемы. Затем участникам предлага­ется сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения про­блемы, а на второй – общее обсуждение, способ­ствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участ­ники мастерской имеют возможность проанали­зировать, постичь системную природу изучаемо­го объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мас­терской добровольно организуют работу по вос­полнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление, применила аудиозапись.

Этапы мастерской:

Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой).С этой целью было использована музыкальная композиция к пьесе П. Чайковского « Времена года»,  эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание, связанное со словом « любовь». Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.

Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре,  а также выявили связь эпиграфа и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.

Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литература Microsoft Office Word»





Шолаксорская средняя школа


Жекина Гульнар Кенжебаевна


Образование- высшее


Специальность по диплому - учитель русского языка и литературы


Преподаваемый предмет- русский язык и литература

Язык обучения – казахский


Педстаж- 26 лет


Аттестуемый учебный год -2014


Тема урока -
























Пояснительная записка

Творческая мастерская «Ибо и крестьянки любить умеют ….» ( по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза »).

Класс -9 класс

Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют принципы личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных подходов и технологий, творческие мастерские.

Для развития исследовательской, творчес­кой, познавательной деятельности необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Появившийся в педагогике в последние го­ды новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.

Эта педагогическая мастерская разрабо­тана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследо­вательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазви­тия учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.

Мастерская — это совокупность про­странств: игрового, учебного, культурного, ху­дожественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует цен­ности, культуру, открывает новое. Главное усло­вие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способ­ность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.

Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, гуманность, человеколюбие – основные концепты урока литературы. И моя основная цель как учителя не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке. .

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность постав­ленной проблемы. Затем участникам предлага­ется сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения про­блемы, а на второй – общее обсуждение, способ­ствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участ­ники мастерской имеют возможность проанали­зировать, постичь системную природу изучаемо­го объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мас­терской добровольно организуют работу по вос­полнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление, применила аудиозапись.

Этапы мастерской:

Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой).С этой целью было использована музыкальная композиция к пьесе П. Чайковского « Времена года», эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание , связанное со словом « любовь». Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.

Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, а также выявили связь эпиграфа и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.

Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.

Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.

Афиширование творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Задача – способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.

Разрыв – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником.

Рефлексия – осознание собственной и коллективной только что произведённой деятельности. Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение  к собственным способам действий.

Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам.

На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:  

  • Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;

  • Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

  • Создание личностной мотивации;

  • Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

  • Чередование индивидуальной и коллективной работы;

  • Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;

  • Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Вышеперечисленные ценности инноваци­онной технологии, феномен которой в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, собствен­ных средств взаимодействия с людьми, пони­мания главных условий, помогают в разработке и внедрении новых оригинальных мастерских.

Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения. Это определённый вклад в копилку приёмов и методов работы с детьми для развития их творческих способностей.
































Творческая мастерская «Ибо и крестьянки любить умеют ….» ( по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза »).

Ход мастерской

Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ

Методы: проблемно-поисковый, диалогический

Цели урока: развитие познавательной активности учащихся на основе сотрудничества в атмосфере творческого поиска; формирование навыков самореализации в ходе коллективно-распределительной деятельности.

Задачи:

  • Обучающие:

  • продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;

  • содержание повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза »

  • Развивающие:

  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

  • Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества личности, эстетические вкусы;

  • помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.

Оформление:

Эпиграф к уроку:

«Исполнение всех желаний

опасное искушение любви»
(Н.М.Карамзин)



1. Организация начала урока

– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания.

Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?

2. Индукция. Постановка задач урока. Осмысление темы.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока «Ибо и крестьянки любить умеют ….».

Задание: Ключевым словом является слово «любовь ». Используя прием словесных ассоциаций, объясним, что же такое любовь . Напишите об этом в своих тетрадях (Ребята работают индивидуально). Звучит музыкальная композиция к пьесе П. Чайковского « Времена года»

3. Самоконструкция

(Учащиеся называют:)

Любовь-


– Обсудите в группе, дополните свои записи.

Прослушивание аудиозаписи –про семью Лизы

– Каков жанр произведения?
– От какого лица идет повествование?
– Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как назвал ее Эраст? Какое значение  слова «бедная» для нее больше подходит?

– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью? (Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.)

– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой? (Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)

– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.)

Прослушивание аудиозаписи –Любовь и финал повести

– Как вы понимаете слова героя: «Натура призывает меня в свои объятия….»?
– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
– Как понимать финальную фразу повести?
– Какие слова стали афоризмом? Кто в повести их произносит? («Ибо и крестьянки любить умеют»).

Как развивались их отношения? (Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать. На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня. ... Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности... Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален!)

- Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему? (Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)
4. Социализация (карточки для групп)

Слово учителя:

Смысл счастья одни могут найти в любви, другие – в дружбе. Главное, чтобы эти чувства были настоящими и не прошли мимо нас.

Вопрос: Какое главное испытание на пути к счастью проходят герои? – Любовь.    Любовь – самое загадочное чувство. Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Его сердце открывается для красоты и добра. Как это величайшее испытание проходят наши герои?

1 -я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.

(Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.)

Ученик читает стихотворение А. Фета «ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ»

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает

О чем - неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

2-я группа. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

(Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу я новые приятные места или в старых новые красоты.

Но приятнее всего для меня место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря.)

 В целях достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизина пруда. Эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. Окрестности Симонова монастыря сделались местом паломничества многочисленных поклонников писателя. Повесть вызвала множество подражаний: "Ростовское озеро" и "Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор" В.В.Измайлова, "История бедной Марьи" Н.П.Милонова, "Бедная Маша" А.Е.Измайлова, "Софья" Г.П.Каменева и ряд других.

3 группа. Найдите предупреждение Карамзина молодым людям.

(Карамзин предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви” (эпиграф к уроку).

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.)

5. Афиширование

Учащимся даётся задание написать письмо Лизе, в котором пытаются выразить свое отношение к ней.)
6.  Разрыв

Часто пришлось бы вносить изменения в повесть Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?

Классицизм

Сентиментализм

Культура разума
Сфера интереса: общественная жизнь человека
Нормы и правила

Культ чувств
Частная жизнь, эмоциональная сфера
Нарушение правил, роль пейзажа, элемент психологизма


7. Рефлексия

– Какие чувства вызвали в вас герои романа?
– Закончите предложение «Меня обрадовало...», «Меня огорчило...», «Я согласен...», «Я не ожидал...»

Заключительное слово учителя

Таким образом, Николай Карамзин до сих пор изумляет и поражает читателей своей философской и литературной дерзостью, новаторством, ибо он впервые осмелился изобразить трагическую судьбу своей героини через призму таких лейтмотивов, как цветы, лучи солнца, слезы, деньги. И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»

Звучит музыка П.И.Чайковского

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»


Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.


Домашнее задание: написать сочинение-письмо Эрасту.







































Просмотр содержимого презентации
«liza»

Николай Михайлович КАРАМЗИН «Бедная Лиза»

Николай Михайлович

КАРАМЗИН

«Бедная Лиза»

Творческая мастерская « Ибо и крестьянки любить умеют … . » ( по повести Н.М. Карамзина « Бедная Лиза » ). Ход мастерской Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ Методы: проблемно-поисковый, диалогический Цели урока: развитие познавательной активности учащихся на основе сотрудничества в атмосфере творческого поиска; формирование навыков самореализации в ходе коллективно-распределительной деятельности. Задачи:

Творческая мастерская « Ибо и крестьянки любить умеют . » ( по повести Н.М. Карамзина « Бедная Лиза » ).

Ход мастерской

Форма проведения: творческая мастерская с использованием ИКТ

Методы: проблемно-поисковый, диалогический

Цели урока: развитие познавательной активности учащихся на основе сотрудничества в атмосфере творческого поиска; формирование навыков самореализации в ходе коллективно-распределительной деятельности.

Задачи:

  • Обучающие :
  • продолжить работу по формированию умения анализировать произведение путём включения учащихся в исследовательскую работу;
  • содержание повести Н.М. Карамзина « Бедная Лиза »
  • Развивающие :
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  • Воспитательные :
  • воспитывать нравственные качества личности, эстетические вкусы;
  • помочь учащимся осознавать ценность совместной деятельности.
Эпиграф к уроку:  « Исполнение всех желаний  опасное искушение любви »  (Н.М.Карамзин)

Эпиграф к уроку:

« Исполнение всех желаний

опасное искушение любви » (Н.М.Карамзин)

Значение слова Любовь  Любовь - 1. Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. // Такое чувство, основанное на инстинкте.  2. Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. // Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.  3. перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство.  4. Склонность, расположение или влечение к чему-л.

Значение слова Любовь Любовь - 1. Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. // Такое чувство, основанное на инстинкте. 2. Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. // Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством. 3. перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство. 4. Склонность, расположение или влечение к чему-л.

  • Значение слова Любовь по Ожегову: Любовь - Склонность, пристрастие к чему-нибудьЛюбовь Чувство самоотвержглубокой Любовь в Энциклопедическом словаре: Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическаясила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь - Это значение находят: значение слова любовь, люб по с овь толкование слова, определение любовь.
  • Значение слова Любовь по сдоварю синонимов: Любовь - влюбленность страсть увлечение
  • приверженность пристрастие слабость страсть страстишка Значение слова Любовь по словарю Ушакова: ЛЮБОВЬ любви, твор. любовью, ж. 1. только ед. чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. ||Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь. 2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви. 3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью. 4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе.

Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.)

Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.)

А.. Фет «ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ»

А.. Фет «ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ»

  • О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. (Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!”)
Симонов монастырь в Москве. Из акварельного альбома

Симонов монастырь в Москве. Из акварельного альбома "Виды Москвы", 1846 г.

Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы — не случайно пруд под стенами Симонова монастыря получил название Лизина пруда.

        В целях достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизина пруда. Эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. Окрестности Симонова монастыря сделались местом паломничества многочисленных поклонников писателя. Повесть вызвала множество подражаний:

        В целях достижения максимального правдоподобия Карамзин связал сюжет своей повести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Лизы и Эраста происходят возле Симонова пруда, который после повести Карамзина получил название Лизина пруда. Эти реалии произвели на читателей ошеломляющее впечатление. Окрестности Симонова монастыря сделались местом паломничества многочисленных поклонников писателя. Повесть вызвала множество подражаний: "Ростовское озеро" и "Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор" В.В.Измайлова, "История бедной Марьи" Н.П.Милонова, "Бедная Маша" А.Е.Измайлова, "Софья" Г.П.Каменева и ряд других.    

«Бедная Лиза» Роль пейзажа в повести Повесть написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Н. М. Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой. Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Карамзин подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».

«Бедная Лиза»

Роль пейзажа в повести

Повесть написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Н. М. Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой.

Сюжет повести заимствован Карамзиным из европейской любовной литературы, однако перенесён на «русскую» почву. Карамзин подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов и Данилов монастыри, Воробьёвы горы, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе».

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.

Герои повести Рассказчик Образ рассказчика включён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, он единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести узнает об истории Лизы от самого Эраста, переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным. Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе.

Герои повести

Рассказчик

Образ рассказчика включён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, он единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести узнает об истории Лизы от самого Эраста, переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.

Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе.

Лиза Имя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка.  Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827.

Лиза

Имя героини «почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, крестьянка.

Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием.

О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827.

Эраст Имя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии. А.Н. Федоров. Эраст. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза»

Эраст

Имя героя означает «возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.

А.Н. Федоров. Эраст. Иллюстрация к повести «Бедная Лиза»

Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках.

Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках.

Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.

Любовь стала испытанием для Эраста. Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».

Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи. Его чувство эгоистично.

В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег. Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег». Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.

В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег.

Каждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег».

Эраст измеряет всё деньгами. Деньги – символ неискренних отношений. Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни. В.В. Сиповский, филолог, профессор, писатель

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.

В.В. Сиповский, филолог, профессор, писатель

Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви” ( Н.М.Карамзин )

Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”

( Н.М.Карамзин )

Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.)

Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.)

Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным

Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным

Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась.

Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.)

Так было положено начало их долгим свиданиям. Каждый вечер они виделись или на берегу реки, или в берёзовой роще, или под тенью столетних дубов. Они обнимались, но объятия их были чисты и невинны.

Так было положено начало их долгим свиданиям. Каждый вечер они виделись или на берегу реки, или в берёзовой роще, или под тенью столетних дубов. Они обнимались, но объятия их были чисты и невинны.

В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня. ... Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности...

В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня. ... Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности...

На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она - Эраста.

На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она - Эраста. "Ах!" - закричала Лиза и бросилась к нему...

...

..."Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра"...

Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.

Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.

Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Теперь, может быть, они уже примирились. 

Узнав о Лизиной судьбе, он не мог утешиться и почитал себя убийцей. Теперь, может быть, они уже примирились. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жекина Гульнара Кенжебаевна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства