В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения проблемы, а на второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.
Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление, применила аудиозапись.
Этапы мастерской:
Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой).С этой целью было использована музыкальная композиция к пьесе П. Чайковского « Времена года», эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание, связанное со словом « любовь». Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.
Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, а также выявили связь эпиграфа и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.
Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.
Социализация – общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действия при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа – дать самооценку и провести самокоррекцию. Всё, что сделано индивидуально, в паре, группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. С помощью групповой формы работы учащиеся аргументировали свои мнения по проблемному вопросу: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Данный вид работы решал коммуникативную компетентность.
Афиширование – творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Задача – способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах. Ознакомление с результатами работы.
Разрыв – внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса. Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным источником.
Рефлексия – осознание собственной и коллективной только что произведённой деятельности. Осознание метода, приведшего к активной познавательной деятельности. Отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастерской. Участники мастерской высказали свои размышления о проблеме, затронутой на уроке. Такая форма работы позволяет сформировать рефлексивное отношение к собственным способам действий.
Логическим итогом урока стало поэтическое напутствие ребятам.
На уроке я постаралась реализовать следующие принципы организации мастерской:
· Равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
· Ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
· Создание личностной мотивации;
· Отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
· Чередование индивидуальной и коллективной работы;
· Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
· Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.Одна из главных целей любого моего урока – развитие индивидуальных особенностей, учёт субъективного опыта, включение в активную творческую деятельность. Этому способствуют принципы личностно-ориентированных, индивидуально-ориентированных подходов и технологий, творческие мастерские.
Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности необходимо искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.
Появившийся в педагогике в последние годы новый жанр — инновационная технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества.
Эта педагогическая мастерская разработана с целью формирования у педагогов умения организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития учителя над передачей ему знаний, умений и навыков.
Мастерская — это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое. Главное условие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, гуманность, человеколюбие – основные концепты урока литературы. И моя основная цель как учителя не писателя низвести до уровня ученика, а ученика поднять до понимания мировоззрения писателя. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Мастерская – это особая форма учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.
Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир для развития творческих способностей. Вот эту специфику своей работы я и хотела показать на данном уроке..
В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения проблемы, а на второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.
Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Считаю, что содержание урока способствовало поставленным целям и теме урока. Была соблюдена логика, можно проследить композицию урока. Старалась продумать оформление, применила аудиозапись.
Этапы мастерской:
Индукция – введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой).С этой целью было использована музыкальная композиция к пьесе П. Чайковского « Времена года», эпиграф к уроку. Для подведения учащихся к проблемной ситуации было дано задание, связанное со словом « любовь». Ребята записывали слова-ассоциации, связанные с ключевым словом урока. Это задание способствовало развитию ассоциативного мышления, воображения.
Самоконструкция – индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы. Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг друга в тетрадь.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де-конструкция» – превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем «ре-конструкция». Ребята обменялись и дополнили записи в паре, а также выявили связь эпиграфа и темы урока. Это задание носило личностный характер. Сочетание индивидуальной и групповой формы работы, а также опора на личностный опыт каждого способствовали активизации внимания, формированию умения связно и логично строить свой ответ, а также воспитывало чувство товарищества.
Социоконструкция – групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты. Участники мастерской осознали важность поставленной проблемы: отметили, какая проблема затронута в тексте, соотнесли своею деятельность с деятельностью остальных, представили результаты работы в диалоге, в малой группе. Это способствовало развитию исследовательских умений анализировать, обобщать, выделять главное, формулировать проблему и прогнозировать возможные результаты.