Творческий отчет «Развитие речи учащихся начальных классов»
Творческий отчет «Развитие речи учащихся начальных классов»
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет «Развитие речи учащихся начальных классов»»
Обобщение опыта «Развитие речи учащихся начальных классов»
Северо- Казахстанская область Айыртауский район Антоновская средняя школа
учитель начальных классов 1 категории Луценко Алена Васильевна
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.
Провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения. ( Фонетическая зарядка, чтение чистоговорок, скороговорок, Я начну, а вы продолжите….,Волшебные кляксы, Сочиняем сказку и многие другие)
Работать над развитием речи я начала, когда поняла –надо учить видеть во все,что нас окружает, не бесстрастную объективность внешнего мира, а нечто такое, что отвечает человеческим чувства, соизмеримо с ними, может их вызывать и выражать.
Главная задача развития речи детей состоит в том, чтобы каждый из них, независимо от его будущей профессии, приобрел способность относиться к жизни, к людям, к природе, к животным, к себе, к истории своего народа так, как относится ко всему этому творческий художник, поэт, певец, и как человек, которому все это важно, дорого, любимо.Любить и понимать все живое – это главная ценность в жизни человека.
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Развитие речи – это принцип в работе как по чтению, так и правописанию, работа над правильным произношением, над внятностью, выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографичесим грамотным письмом – вот основное содержание уроков в начальной школе .
Планируя работу на каждый урок необходимо предусматривать , на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или устное сочинение, свободное высказывание или развернутый ответ.
Много есть игр как же развить внимание ребенка .
Пускай ребенок рассмотрит несколько похожих предметов и расскажет об одном из них, а остальные должны узнать о чем идет речь.
Игра « Составление из букв осмысленных слов»
Составление из слов предложения.
Придумать загадки по описанию предмета.
Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”
Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.
Самый сложный вариант анализ картины, он требует от учащихся определенных знаний и изменений, определение жанра картины.( натюрморт, портрет, пейзаж). Учимся писать ЭССЕ – это сочинение небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.
Опыт работы по развитию речи показывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы.Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа. Которая планируется на каждый урок.
Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления, пробуждают у учащзихся наблюдательность, развивают чувство языка.