В отчёте представлен опыт работы по проблемной теме: "ИКТ как средство повышения мотивации к обучению младших школьников". Определены этапы работы по теме исследования, элементы технологий,позволяющие повышать мотивацию учащихся к учебной деятельности; формы и методы работы на уроке в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по проблемной теме »
Творческий отчет по проблемной теме
учителя начальных классов КГУ «Средняя школа № 16» Циприс М.П.
Основными направлениями своей деятельности считаю
Организацию непрерывного образования
Инновационную деятельность
Образовательный мониторинг
Работу с детьми провожу в зависимости от специфики учебного материала, этапа его усвоения, уровня подготовки детей, что позволяет создать оптимальные условия для образования детей, охраны здоровья.
Стараюсь так давать материал, чтобы ученик был заинтересован в усвоении его и получал бы удовлетворение от результата своей учебной деятельности.
На уроках развиваю у учащихся личностные качества самоконтроля, самооценки, взаимопомощи. Учу детей определять цель на урок, подводить итоги своей деятельности в конце урока.
При подготовке к урокам подбираю такие задания, которые требуют от детей не просто механического выполнения, а заставляют детей учиться, развивать их речь, ум, воображение; уметь высказывать свое мнение и думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Учебно – познавательную деятельность на уроке строю следующим образом:
От простого к сложному
От репродукции к моделированию
От работы под к самостоятельной деятельности,
руководством учителя к творчеству
В начальной школе объяснение нового материала невозможно представить без наглядности. Особенно на уроках окружающего мира нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это располагать на доске и менять во время урока бывает неудобно. Поэтому такие уроки я провожу с использованием информационных технологий.
Считаю, что использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира
овладеть практическими способами работы с информацией,
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств
повышению уровня комфортности обучения.
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
Моя проблемная тема: «ИКТ как средство повышения мотивации к обучению младших школьников»
Актуальность
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе., т.к младшие школьники имеют наглядно - образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации..
Новизна опыта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно - развивающей, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися
Работу строила поэтапно.
I этап Диагностико - Прогностический (2012 - 2013 учебный год)
Целью данного этапа было изучение психолого-педагогической и методической литературы; изучение передового педагогического опыта; определение мотивации первоклассников к учебной деятельности
1) определила, из каких элементов состоит мотивационная основа учебной деятельности учащегося
целеполагание
сосредоточение внимания на учебной ситуации
осознание смысла предстоящей деятельности
стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)
самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
2) выделила приёмы, которые способствуют повышению мотивации учащихся:
создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся
положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,
создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий;
занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.
3) выявила возможные причины снижения мотивации младших школьников к учебной деятельности
Состояние здоровья.
Психологические проблемы, комплексы.
Индивидуальные особенности, способности к тем или иным предметам
Психолог школы опираясь на методику М. Р. Гинзбурга «Исследование учебной мотивации первоклассников» выявила следующие виды мотивов учащихся 1 «А» класса:
игровой – 18 %
внешний – 23% создают родители и педагоги, они понуждают ребенка к учебной деятельности
учебный – 4%
социальный – 3% это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
получения отметки – 52 %
Из этих данных я пришла к выводу, что мои дети пришли в школу получать оценки и играть. 23% первоклассников привлекала лишь внешняя сторона обучения.
Результатом первого этапа стали:
Первичная диагностика мотивации учащихся к школьному обучению
(1 класс)
Выступление на МО по теме « ИКТ как средство повышения мотивации к обучению»
Проведение уроков с элементами ИКТ
Подбор презентации, динамических минуток, тренажёров для работы с учащимися 1 класса посредством Интернета
Изучение требований при создании презентаций в программе Power Point
Создание собственных презентаций в программе Power Point
Мною были созданы презентаций по следующим учебным предметам:
Математика
«Решение задач на сравнение, увеличение (уменьшение) на несколько единиц
Русская грамота
«Текст и предложение»
Ребусы
Сочетание жи – ши
«Устная и письменная речь»
Познание мира
«Перелётные и зимующие птицы»
Виртуальная экскурсия по городу Риддер
«Земноводные и пресмыкающиеся»
II этап Организационно - Практический (2013-2014 учебный год)
Целью данного этапа стали:освоение инновационных технологий, выбор и апробация наиболее эффективных методик и приёмов развития мотивации, изучение уровня развития ЗУН учащихся, уровня развития мотивации, выявление динамики.
Для работы с классом я отобрала следующие методы, которые развивали бы положительную мотивацию к обучению
На данном этапе изучила и внедрила в учебный процесс элементы технологий, позволяющие создать условия для развития мотивации в УВП: игровую технологию, технологию поисково-исследовательской деятельности, технологию личностно-ориентированного обучения, технологию критического мышления, технологию развивающего обучения.
Применение игровой технологии на уроке развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, позволяет повторить, изучить, закрепить пройденный материал.
Во время устного счёта на уроках математики часто использую презентации с анимацией. Например: «Сложи клубнику в тарелку», «Молчанка»,
Использование технологии развивающего обучения помогает мне развитию индивидуальной самореализации учащихся, их личностных качеств, реализации гуманно-личностного подхода направленного на интеллектуальное развитие школьников
Главной задачей данной технологии — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к правильному ответу.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения создает условия
для готовности учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу, осознанию мотивов своей деятельности. Неоценимым помощником мне в этом явилось применение ИКТ. После самостоятельной работы предлагаю детям ответить на вопросы таблицы
Самоконтроль
Проверь результат по образцу.
Самооценка
Оцени свою работу
Самоанализ
Сделай вывод, над чём ещё нужно работать.
Что повторить?
Что способствовало успеху? Почему всё
удалось в работе?
Для развития положительной мотивации к выполняемой работе предлагаю домашние задания творческого характера на выбор.Написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать диафильм, пересказать отрывок от имени героя произведения....
Использование элементов технологии критического мышления позволило мне повысить интерес к процессу обучения и усвоению нового материала.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
Вызов (создание проблемной ситуации)
осмысление,
рефлексия.
Элементы данной технологии широко применяю на уроках познания мира, литературного чтения, математики.
На этапе «Вызов» для активного включения учащихся в учебный процесс, создания положительной мотивации применяю приёмы « Кластер», « Корзина идей», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
С 1 класса учу детей заниматься исследовательской деятельностью, давая им право выбора индивидуально, в группе и коллективно.
Использование ИКТ в исследовательской работе позволило мне активизировать познавательную деятельность учащихся моего класса. Один из любимых уроков детей - познание мира, литературное чтение. Учащиеся по теме урока приносят наглядный материал, который мы вместе оформляем в виде презентаций. Всё это помогает мне совершенствовать учебный процесс, повысить мотивацию к усвоению нового материала, а учащимся испытать гордость от своей проделанной работы.
Диагностика мотивов к учебной деятельности показала следущее:
Социальный - 12 %
Учебный - 8%
Позиционный – 34%
Внешний -17%
Отметка – 21%
Игровой – 21%
Предварительная результативность этапа показала
динамику развития у исследуемых учащихся уровня мотивации
Сравнительный анализ динамики развития у учащихся уровня мотивации показал, что к 3- ему классу у моих учеников внешняя мотивация снизилась на 6 % (17 % - 23%), учебная мотивация повысилась – на 4 % ( 4 % - 8%), социальная мотивация увеличилась на 9 % ( 3 % - 12%) , мотив получения отметки снизился на 31 % (52% - 21 %), игровой мотив снизился на 10 % (18% - 8%), позиционный составил – 37%.
Анализируя сравнительный анализ, пришла к выводу, что % учебной мотивации ещё недостаточно высок, у ¼ класса присутствует внешняя мотивация и мотив получения оценки, поэтому мне нужно пересмотреть методы и приёмы работы с детьми
Уровень мотивации 3 «А» класса представлен в следующем слайде.
Высокий – 13%
Средний – 58%
Сниженный – 29%
Предварительными результатами II этапа стали:
Выступление на МО учителей начальной школы « Использование
современных технологий в учебном процессе на уроках в начальной школе
с применением ИКТ».
Создан банк собственных презентаций по предметам: математика, русский
язык, литературное чтение, познание мира.
Повышение мотивации к учебной деятельности повлиял и на уровень качества знаний по всем предметам.
Наибольший рост качества наблюдается по предметам:познание мира
и литературное чтение.
Сравнительный анализ успеваемости и качества знания представлен в следующем слайде
Т.о. анализ педагогического опыта и результатов диагностики показал, что рациональное использование на уроках ИКТ на различных этапах урока способствуют развитию учебной мотивации и овладению детьми прочными знаниями.
Четвероучащиеся моего класса в этом году впервые приняли участие в Международном дистанционном блиц – турнире по математике, русскому языку и познанию мира. Результаты представлены на слайде.
Процесс обучения в современной школе не отделим от процесса воспитания. Мною был составлен план работы с учащимися класса, учитывая их пожелания. Форма проведения внеклассных мероприятий разнообразна – это диспуты, брейн – ринги, познавательные игры, спортивные соревнования и т.д. Большим и неоценимым помощником при проведении внеклассных мероприятий мне был компьютер.