Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.
«Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели.
Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности (« Я умею…», «У меня получится…», «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…», «Мне важно…», «Лично мне это нужно…»).
Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. Особенно эффективными методами работы являются путешествие, соревнование, защита творческих проектов. Здесь обучающиеся систематизируют свои знания, находят выходы из сложившихся ситуаций, самостоятельно занимаются обучением. Они ищут нужную информацию, работают с документацией, таблицами, развивают способность думать, организовывать взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, учатся противостоять неуверенности и сложности, вступать в диалог, сотрудничать, отстаивать свое мнение и договариваться. При выполнении практических и лабораторных работ обучающиеся связывают рассмотренные на уроках модели с реальной жизнью.
Так при решении задач в 7 классе обучающиеся не только комплексно применяют знания и умения, но и учатся анализировать задачу, а учитель ведет диалог с ребенком. Например, «В аквариуме длиной 30см и шириной 20см налита вода до высоты 25см. Определите массу воды в аквариуме.» (№271,В.И.Лукашик,Е.В.Иванова,Сборник задач по физике 7-9класс). Ученикам предлагаю вопросы: Какие величины нам необходимы для определения массы воды? Что следует знать, чтобы решить задачу? Какие величины запишем в условии задачи? Как можно определить плотность воды? Чему она равна? (работа с таблицей) Все ли величины даны в системе СИ? Задаются домашние практические задачи: рассчитать массу воды в домашнем аквариуме или трехлитровой банке; рассчитать плотность своего тела и т.д.
Кроме этого на уроках выдаются учебные элементы для самостоятельного решения задач с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, такой учебный элемент: «Внимательно прочитай задание, запиши условие задачи в буквенном виде, определи по таблице недостающие данные. Время выполнения задания 3 минуты. Правильно решенная задача оценивается по 5тибальной системе. Чугунный слиток имеет массу 22400г и внешний объем 3206см3. Есть ли внутри слитка пустоты?»
Такие учебные элементы с рекомендациями по выполнению, ограничением по времени и критериями выставления оценок готовятся к каждому уроку. Ребенку важно знать на что следует обратить внимание при выполнении и как его работа будет оценена. На уроках обучающиеся решают практическим путем задачи на выяснение зависимости между величинами (зависимость силы тяжести от массы, от каких величин зависит сила трения или сила упругости и т. д.). Обучающиеся дома создают модели: молекулы, фонтана, водолаза, шара Паскаля, проводников и непроводников тепла, проводников и диэлектриков, компьютерные модели опытов к различным разделам. Кроме этого ребята принимают участие в проектной и исследовательской работе, разрабатывают плакаты и памятки, создают презентации. Это позволяет расширить объем информации, самостоятельно осуществить ее поиск и обработку, анализ, группировку и переосмысление.
При проведении уроков по актуализации знаний и умений по разделам удобно организовывать соревнования, путешествия или защиту проектов. Например, 10кл урок-соревнование по теме «Силы в механике». Класс делится на три команды. В каждой выбирается капитан, экспериментатор, корреспондент и физик. Обучающиеся готовят доклады «Об открытии закона всемирного тяготения», «О силе упругости и Роберте Гуке», «О пользе и вреде сил трения», выполняют задания в группе и индивидуально. Экспериментаторы опытным путем определяют коэффициент трения стали по дереву, чертежники изображают силы, действующие на тело, скатывающееся по наклонной плоскости. В конкурсе «Сыщики» команды должны найти ошибку в готовом решении задачи. Работая в команде, развиваются информационные и коммуникативные компетентности, обучающиеся учатся слушать и слышать, задавать вопросы, четко формулировать ответы, комментировать высказывания, аргументировать свое мнение. Еще в 10 кл можно провести урок в форме творческого отчета по теме «Электродинамика». Заранее оформляется стенд с ранними работами ребят (кроссворды, модели, проектные и исследовательские работы). Обучающиеся самостоятельно разрабатывают образовательные маршруты (групповой или индивидуальный), обсуждают, принимают проблемную ситуацию, осуществляют поиск ее решения. Были предложены следующие проекты: «Этапы развития конденсаторов», «Испытание сети нагрузкой», «Прибор для определения пробоя проводника», «Электромобили», «Установка пожарной сигнализации», «Развитие ламп», «Берегите свет!». Среди них можно выделить исследовательские, творческие, информационные и социальные типы проектов. При этом они не только подготовили компьютерные презентации с целями, задачами, отобранной информацией и выводами, но и изготовили в домашних условиях возможные модели (прибор для определения пробоя проводника, первую лампу Яблочкова, пожарную сигнализацию, лейденскую банку). После выступления задаются вопросы по теме проекта. При этом обучающиеся приобрели не только новую информацию, но и желание учиться и самосовершенствоваться. Учителю, как тьютору, приходится помогать в выборе темы, направлять любознательность в нужном направлении, помогать осуществлять самостоятельное исследование, делать выводы, стимулировать их деятельность.
Конечно, подготовка к таким урокам требует большего времени и труда, но результаты это оправдывают, ведь главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности так, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики »
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.
«Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели.
Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности (« Я умею…», «У меня получится…», «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…», «Мне важно…», «Лично мне это нужно…»).
Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. Особенно эффективными методами работы являются путешествие, соревнование, защита творческих проектов. Здесь обучающиеся систематизируют свои знания, находят выходы из сложившихся ситуаций, самостоятельно занимаются обучением. Они ищут нужную информацию, работают с документацией, таблицами, развивают способность думать, организовывать взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, учатся противостоять неуверенности и сложности, вступать в диалог, сотрудничать, отстаивать свое мнение и договариваться. При выполнении практических и лабораторных работ обучающиеся связывают рассмотренные на уроках модели с реальной жизнью.
Так при решении задач в 7 классе обучающиеся не только комплексно применяют знания и умения, но и учатся анализировать задачу, а учитель ведет диалог с ребенком. Например, «В аквариуме длиной 30см и шириной 20см налита вода до высоты 25см. Определите массу воды в аквариуме.» (№271,В.И.Лукашик,Е.В.Иванова,Сборник задач по физике 7-9класс). Ученикам предлагаю вопросы: Какие величины нам необходимы для определения массы воды? Что следует знать, чтобы решить задачу? Какие величины запишем в условии задачи? Как можно определить плотность воды? Чему она равна? (работа с таблицей) Все ли величины даны в системе СИ? Задаются домашние практические задачи: рассчитать массу воды в домашнем аквариуме или трехлитровой банке; рассчитать плотность своего тела и т.д.
Кроме этого на уроках выдаются учебные элементы для самостоятельного решения задач с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, такой учебный элемент: «Внимательно прочитай задание, запиши условие задачи в буквенном виде, определи по таблице недостающие данные. Время выполнения задания 3 минуты. Правильно решенная задача оценивается по 5тибальной системе. Чугунный слиток имеет массу 22400г и внешний объем 3206см3. Есть ли внутри слитка пустоты?»
Такие учебные элементы с рекомендациями по выполнению, ограничением по времени и критериями выставления оценок готовятся к каждому уроку. Ребенку важно знать на что следует обратить внимание при выполнении и как его работа будет оценена. На уроках обучающиеся решают практическим путем задачи на выяснение зависимости между величинами (зависимость силы тяжести от массы, от каких величин зависит сила трения или сила упругости и т. д.). Обучающиеся дома создают модели: молекулы, фонтана, водолаза, шара Паскаля, проводников и непроводников тепла, проводников и диэлектриков, компьютерные модели опытов к различным разделам. Кроме этого ребята принимают участие в проектной и исследовательской работе, разрабатывают плакаты и памятки, создают презентации. Это позволяет расширить объем информации, самостоятельно осуществить ее поиск и обработку, анализ, группировку и переосмысление.
При проведении уроков по актуализации знаний и умений по разделам удобно организовывать соревнования, путешествия или защиту проектов. Например, 10кл урок-соревнование по теме «Силы в механике». Класс делится на три команды. В каждой выбирается капитан, экспериментатор, корреспондент и физик. Обучающиеся готовят доклады «Об открытии закона всемирного тяготения», «О силе упругости и Роберте Гуке», «О пользе и вреде сил трения», выполняют задания в группе и индивидуально. Экспериментаторы опытным путем определяют коэффициент трения стали по дереву, чертежники изображают силы, действующие на тело, скатывающееся по наклонной плоскости. В конкурсе «Сыщики» команды должны найти ошибку в готовом решении задачи. Работая в команде, развиваются информационные и коммуникативные компетентности, обучающиеся учатся слушать и слышать, задавать вопросы, четко формулировать ответы, комментировать высказывания, аргументировать свое мнение. Еще в 10 кл можно провести урок в форме творческого отчета по теме «Электродинамика». Заранее оформляется стенд с ранними работами ребят (кроссворды, модели, проектные и исследовательские работы). Обучающиеся самостоятельно разрабатывают образовательные маршруты (групповой или индивидуальный), обсуждают, принимают проблемную ситуацию, осуществляют поиск ее решения. Были предложены следующие проекты: «Этапы развития конденсаторов», «Испытание сети нагрузкой», «Прибор для определения пробоя проводника», «Электромобили», «Установка пожарной сигнализации», «Развитие ламп», «Берегите свет!». Среди них можно выделить исследовательские, творческие, информационные и социальные типы проектов. При этом они не только подготовили компьютерные презентации с целями, задачами, отобранной информацией и выводами, но и изготовили в домашних условиях возможные модели (прибор для определения пробоя проводника, первую лампу Яблочкова, пожарную сигнализацию, лейденскую банку). После выступления задаются вопросы по теме проекта. При этом обучающиеся приобрели не только новую информацию, но и желание учиться и самосовершенствоваться. Учителю, как тьютору, приходится помогать в выборе темы, направлять любознательность в нужном направлении, помогать осуществлять самостоятельное исследование, делать выводы, стимулировать их деятельность.
Конечно, подготовка к таким урокам требует большего времени и труда, но результаты это оправдывают, ведь главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности так, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.