Просмотр содержимого документа
«"Творческое домашнее задание"»
Все мы с знаем, что домашние задания –это неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Надо признаться, что эта часть нелюбима школьниками. Во- первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка. Во- вторых, часто скучная, неинтересная, рутинная работа, выполняемая недобросовестно. В-третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные. Часто на помощь всему этому, приходят творческие домашние задания цель которых :
добывание новых знаний;
подготовка к их восприятию;
развитие творческих способностей.
Система творческих домашних заданий может решить много задач, а именно:
стимулирование познавательного интереса учащихся;
повышение мотивации к учебному процессу;
воспитание самостоятельности школьников в учебно-познавательной деятельности и ответственности за выполняемую работу;
развитие самоконтроля при выполнении задания;
развитие творческих способностей детей;
получение более глубоких и широких знаний по предмету;
всесторонне развитие личности;
создание успеха у ребёнка.
При продумывании домашнего задания учитель ставит определенную цель и задачи перед детьми. Домашнее задание не должно вызывать у детей отрицательных эмоций и превращаться в пытку. Творческое домашнее задание – это как раз один из путей воспитания познавательного интереса и развития творческих способностей, а значит продуктивного обучения.
Творческие домашние задания являются, одной из составляющих здоровье -сберегающих технологий. Радость, в любом виде труда школьника зависит от создания достигнутого. Радость возникает, если есть успех, который окрыляет человека.
Ситуация успеха- деятельность, приносящая глубокое удовлетворение как в ходе работы, так и в результате деятельности. Основанием ситуации успеха, может быть лишь сравнение ребёнка с ним самим, оценка результатов его деятельности. А творческие домашние задания, создают такую ситуацию успеха.
положительный психологический настрой ;
индивидуальность выполнения работы;
использование информационных технологий;
Если ребёнок радуется своим успехам, он не останавливается на достигнутом, а стремится к новым высотам.
Творческое домашнее задание может быть индивидуальным, парным, групповым. Творческие домашние задания формируют умение рассуждать, мыслить, творить, фантазировать, анализировать, познавать, искать нужную информацию, применять знания и умения уже работая над заданием. Систематическая работа обучающихся дома должна приводить к тому, что обучение не усложняется этими домашними заданиями, а наоборот облегчается, младший школьник получает навык и познавательной деятельности, учиться выполнять работу в сроки добросовестно.
Творческая домашняя работа служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления УУД. Эта работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Формирование самостоятельности в творческо-познавательной деятельности–одна из ведущих функций домашней работы.
Качество и культура труда школьников по выполнению творческих домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях творческой и познавательной деятельности младших школьников. Вот важнейшие из этих правил.
1правило.Учащимся необходимо знать, что процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для всестороннего осмысления и прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени.
2правило. Если творческое домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. В начале нужно попытаться припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению.
3правило.Приступая к подготовке творческих домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изученного материала. Нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания. Одно дело, когда хочется его выполнить побыстрее и пойти гулять, и другое–когда ученик ставит цель как можно лучше выполнить творческое задание, не торопиться и стремиться к выполнению необычной работы и осмысленному усвоению материала.
4правило. Выполнять творческое домашнее задание лучше всего несколькими циклами. Это означает, что после выполнения определенного «шага» необходимо сделать перерыв на 10–15минут. Циклы особенно эффективны при выполнении творческих заданий высокой степени сложности или творческих заданий, когда ребенок не может сразу решить задачу. Обычно такие задания учащиеся младших классов оставляют «для родителей» и обращаются к ним за помощью. Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенок не знает решения задачи, решают ее за него и затем объясняют способ решения или (что бывает значительно реже, так как не у всех родителей есть развитые педагогические способности) «наводят» учащегося на правильный способ решения задания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитивное значение, однако если бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был бы значительно выше.
5правило.Оченьважно,чтобы творческие домашние задания выполнялись систематично. Это правило при всей кажущейся его простоте имеет существенное значение для успеха творческой домашней работы. Оно содействует быстрому сосредоточению внимания на выполнении учебных заданий, приучает к дисциплине и упорядоченности процесса обучения.
Творческое домашнее задание важно задавать за несколько дней вперед, так как оно требует долгой мыслительной и познавательной деятельности. Их следует давать систематически, примерно один раз в две недели и на неделю раньше до срока сдачи. Каждый ребенок работает по мере своих сил и возможностей. Педагог начальной школы понимает, что перегружать заданиями такого вида нельзя, это может отбить интерес к творчеству познавательной деятельности.
Русский язык в школе – это инструмент познания, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. В то же время русский язык традиционно считается в ученической среде и трудным, и скучным предметом. Творческие работы и задания по русскому языку возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности. Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий, в том числе и домашних творческих заданий.
Пример домашнего задания по русскому языку:
«Фразеологизмы». Ребятам было предложено дома выбрать любой фразеологизм, изобразить его на листе. Учащиеся класса должны были его отгадать.
На уроках математики :
1. Составить рисунок по координатам при изучении темы «Координатный угол». Ученики выполняют рисунок в координатном угле и указывают координаты точек, которые нужно последовательно соединить, чтобы получить задуманный рисунок.Учащиеся обмениваются заданиями и используют их в качестве домашних заданий: по выполненному рисунку указать координаты точек или построить по указанным координатам рисунок.
2. Создание задачи на заданную тематику. Учащиеся должны придумать задачу, решить ее и сделать к задаче соответствующую иллюстрацию.
3. Придумать последовательности чисел по некоторой закономерности и продолжить ряд чисел. Придуманные последовательности разгадываем на устном счете, включаем в разминку.
Составление рисунка по клеткам и нахождение площади.
На уроках литературного чтения задания, в виде кроссвордов. Так же небольшие творческие проекты в виде книжек, где отбираются, самые интересные фрагменты из произведения. Данные книжки могут помочь слабым ученикам в пересказе произведения.
На уроках окружающего мира кроссворды, викторины, ребусы по изученным темам. Проекты на различные темы. Например, «Животный мир тайги», «Растения тундры», «Полезные и ядовитые растения».
Творческое домашнее задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д., стимулируется высокой оценкой и похвалой.
Для чего выполняешь творческое домашнее задание?
Выполнение творческих работ позволяет повысить интерес к изучаемым темам даже у слабых учащихся. Как правило, задания подобного типа не вызывают у них трудностей, повышают интерес к предмету и помогают сделать «нелюбимый» предмет доступным. Когда ученик видит свою работу на уроке, это повышает его учебную мотивацию, самооценку и стремление к творческой деятельности. Сильные же ученики, благодаря творческим работам, овладевают способностью переводить сложный материал в мир фантазий и красок.