kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младших школьников»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №23 г.Томска










Тема исследования: Использование творческих домашних заданий

для формирования самостоятельности младших школьников
















Составитель: Михайлова Дарья Андреевна,

учитель начальных классов





















Томск – 2023

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы формирования самостоятельности младших школьников 5

1.1 Значение и особенности самостоятельной деятельности младших школьников 5

1.2. Функции и виды самостоятельной работы учащихся младших классов

.............................................................................................................................. 11

Глава 2 Особенности организации творческой домашней работы младшего школьника 16

    1. Содержание и характер домашнего задания в начальных классах 16

    2. Использование творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младшего школьника 25

Заключение 31

Список используемой литературы 32

Введение



В детском возрасте на каждом этапе развития самостоятельность имеет особое значение. Например, для детей до 3 лет признаком самостоятельности является умение поиграть наедине с собой, хотя бы короткое время обойтись без взрослых. У детей от 7 лет это проявляется в самостоятельной работе над домашним заданием, придя домой из школы. Чем ребенок становится старше, тем более емким становится для него определение самостоятельности.

Актуальность темы: ФГОС – системно-деятельностный подход в обучении, который проявляется в активной УПД учащихся, а учитель обязан создать все условия для их познавательной активности и проявления и формирования самостоятельности в обучении. Бабанский Ю.К, Краевский B.В, Скаткин М.Н, Леднев B.C, и Ушинский К.Д – одни из многих исследователей, кто изучал эту тему. Это означает, что проблема формирования самостоятельности в обучении остается до сих пор актуальной.

Проблема исследования: Как использование творческих домашних заданий влияет на формирования самостоятельности младших школьников?

Цель исследования: Выявление способов формирования самостоятельности школьника с помощью творческих домашних заданий

Объект исследования: самостоятельная учебно-познавательная деятельность младших школьников.

Предмет исследования – формирования самостоятельности младших школьников через использование творческих домашних заданий

Задачи исследования –

      1. Изучить значение и особенности самостоятельной деятельности младших школьников

      2. Рассмотреть функции и виды самостоятельной работы учащихся младших классов

      3. Изучить содержание и характер домашнего задания в начальных классах

      4. Рассмотреть способы использования творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младшего школьника

Методы исследования – анализ и синтез, обобщение Этапы исследования:

  • Подбор и критический анализ источников

  • Изучение теоретического материала по теме: «Самостоятельность младшего школьника»

  • Изучение теоретического материала по теме: «Организация творческой домашней работы для младших школьников»

  • Написание работы



Практическая значимость – творческие домашние задания для развития самостоятельности школьника, изученные в процессе исследования, могут быть полезны в дальнейшей профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Глава 1 Теоретические основы формирования самостоятельности младших школьников

1.1 Значение и особенности самостоятельной деятельности младших школьников


Самостоятельность младшего школьника, что мы подразумеваем под этим понятием? Это умение ученика ставить перед собой различные учебные задачи, определять пути их решения. А так же осуществление способа действия при выполнении той самой учебной задачи. Давайте обратимся к диссертации Тайчиновой Наили Ямилевной – кандидата педагогических наук, «Формирование навыков самостоятельности младших школьников в учебно-прикладной трудовой деятельности»

Самостоятельность - качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами, означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. В данном определении принимаются во внимание психологические определения самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д. [1, С. 32].

Попробуем более точно определить, что же входит в понятие

«самостоятельная деятельность».

«Самостоятельность» - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой

постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

«Самодеятельность» - субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

«Самоактивация» - это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

«Самоорганизация» - свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

«Саморегуляция» - изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

«Самоконтроль» - необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне [21, С. 34].

Также хотим обратить внимание на то, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологи отмечают, активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляется в его психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школьников появляется стремление к самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках.

Стремление к активной деятельности и самостоятельности определяют характерные качества психики младшего школьника: эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Вместе с тем, детям характерна внушаемость и подражательность. Присутствует и такая особенность

характера младшего школьника как импульсивность, склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Это можно назвать высокой эмоциональностью, они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. Школьники очень непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха. Именно поэтому их отличает большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. Самостоятельность является очень важным волевым качеством. Чем младше школьники, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают как хорошему, итак и плохому.

Самостоятельность ученика в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи. Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других [2, С. 32].

Проявление самостоятельности младших школьников рассматривается также и в труде. На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает свойственная этому возрасту быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается, потому что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учителю за помощью. Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.

Самостоятельная деятельность младших школьников протекает в самых различных формах. Это может быть самостоятельная познавательная деятельность, работа на учебно - опытном участке, самостоятельное чтение, наблюдение, подготовка ответов на вопросы.

Проблема воспитания творческой самостоятельности не нова, однако подходы к ее решению были неординарные. В советской педагогике и практике школьного обучения эта проблема в основном приобретала форму лозунга, человек реально не включался в деятельность, связанную с проявлением полностью этих качеств, т.е. как бы не было острой необходимости проявления творческой самостоятельности. Это привело к тому, что с введением рыночной экономики абсолютное большинство граждан бывшего Союза оказались неподготовленными к новым условиям, и адаптация людей к ним происходила очень болезненно.

Следовательно, в таких условиях образование должно обеспечивать удовлетворение тех потребностей личности и коллектива, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна. Такие ситуации неизбежно вызывают определенные изменения в структуре социальных установок учащихся, что, на наш взгляд, определяется в основном тремя обстоятельствами.

Первое состоит в том, что потребность дальнейшего поступательного развития общества в условиях рыночной экономики ставит на центральное место формирование нового человека - творчески активной, ответственной позицией, способной самостоятельно решать личностно, социально значимые жизненные проблемы.

Второе обстоятельство - рыночные отношения в экономике внесли коренные изменения в сферу социальных и межличностных отношений. В системе планового социалистического хозяйства деятельность человека была подчинена простому исполнению того, что предложено сверху, а рыночная экономика в корне изменила эта отношения. Если ранее основные вопросы жизнедеятельности человека решались волеизъявлением авторитарной

идеологии, то в условиях рыночных механизмов эти проблемы должны решаться, прежде всего, самим человеком, а роль государственного аппарата заключается в создании условий для решения этих проблем самой личностью, для реализации творческих возможностей человека.

У каждого учащегося в процессе обучения складывается свой личностный вариант образа жизни. Приобретенные при этом психические новообразования должны обеспечивать относительную адаптацию личности ко всем условиям ее жизни на основе сформировавшихся у нее в ходе предыдущего развития ресурсов. То есть уже имеющегося запаса знаний, умений и навыков, сформированных потребностей и интересов, социальных установок, направленности, самосознания, самовоспитания, способности к самостоятельным решениям конструктивных социальных и производственных задач.

Проблема построения системы образования с приоритетом учебно- трудовой деятельности как основы развития творческой самостоятельности личности и обеспечение ей надлежащего места в системе конструктивной жизнедеятельности не нашла еще достаточно приемлемого решения в школьной практике.

Третье обстоятельство связано с тем, что проблемой развития творческой самостоятельности учащихся занимаются и дидакты - в процессе изучения отдельных предметов (особенно в плане относительного влияния отдельных элементов процесса обучения), и представители теории воспитания, которые стали исследовать влияние некоторых аспектов процесса обучения и деятельности учащихся на развитие личности подрастающего человека. Также психологи (особенно научная школа академика В.В. Давыдова), которые убедительно доказали влияние характера обучения, содержания учебного материала повышенной трудности на развитие умственно-интеллектуальной сферы учащихся. На основе аргументированных исследований им сформулирована теория развивающего обучения. Но, к сожалению, на сегодня в школьной практике достижения

педагогов-психологов слабо интегрированы. Еще меньше интегрированы данные психологии, теории воспитания и дидактики по вопросу о том, что развивает личность учащихся в процессе образования, и какое место занимает здесь формирование творческой самостоятельности.

Таким образом, в педагогике, психологии, научно-методической литературе существуют разные подходы к исследованию проблемы творческой самостоятельности учащихся.

В истории педагогической мысли проблема развития самостоятельности учащихся нашла свое отражение в работах классиков педагогики Я. А. Коменского, И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и других. А. Дистервег, которого называют «учителем немецких учителей», в формировании самостоятельности ребенка видел одновременно как цель, так и необходимое условие обучения и воспитания, и считал, что истинным является только такое воспитание, которое приобретается путем самостоятельного исследования, самостоятельного мышления [1, С. 32].

Классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский рассматривал развитие самостоятельности детей как один из ведущих компонентов структуры личности, связывая ее с воспитанием внутренней свободы и активности самой личности. Воспитание стремления к труду, к деятельности связывал он с воспитанием самостоятельности[1, С. 32].

Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов представляет большой интерес для нашей работы, ибо позволяет искать пути решения поставленной задачи с позиций современных требований. Большое методологическое и теоретическое значение при определении подходов к исследованию творческой самостоятельности учащихся имели работы Ю.К. Бабанского, B.В. Краевского, М.Н. Скаткина,

B.C. Леднева и др.

Подводя итог сказанному выше, можно подчеркнуть, что самостоятельность младших школьников как интегративное качество личности проявляется в способности самостоятельно ставить учебные цели,

планировать собственную учебную деятельность, находить и использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности. И ее целенаправленное формирование в процессе обучения является одной из важных задач учителя начальных классов [1,С. 32].


1.2. Функции и виды самостоятельной работы учащихся младших классов



Можно ли не делать домашние задания? Вопрос об отмене заданий на дом в России уже давно обсуждают родители, педагоги и психологи. Одни считают, что без заданий на дом жизнь ребёнка улучшится, и приводят в пример школы, где от них отказались. Другие уверены, что без внеклассных занятий невозможно достичь результатов. В чем же смысл домашнего задания и так ли оно необходимо школьнику?

О домашних заданиях в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова сказано: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

За последние два десятилетия многое изменилось в образовании. В настоящее время нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и с удовольствием выполняли домашнюю работу.

Российские педагоги уже давно заинтересованы вопросом о необходимости домашних заданий. Наиболее распространено среди наших специалистов мнение о том, что домашнее задание – это неотъемлемая традиция школы и отказываться от нее не стоит. Однако есть и иное мнение в современной педагогике. Директор московского Центра образования

«Царицыно» Ефим Рачевский высказывает свою точку зрения о том, что необходимо пересмотреть подход к домашнему заданию, однако он также

выступает против его полной отмены: «Если рассматривать домашнее задание как повинность, то оно вызывает глубокое отвращение. Если как разновидность самостоятельной учебы, тогда оно дополняет то, что ученик узнает нового в школе… Если мы хотим лишить детей навыков самостоятельного познания, то надо отменять домашние задания»

Впрочем, есть и более радикальные позиции. «От школьных домашних заданий необходимо отказаться из-за их ненужности. Это время детям лучше тратить на прогулки на свежем воздухе. В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет», - считает заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Александрович Чернышов. [3, С. 32].

По нашему мнению, чтобы домашнее задание приносило пользу ребенку и не разрушало нервную систему родителей, необходимо выработать методику дозирования. То есть учитель должен понимать, что у каждого ребенка есть право заниматься своими делами, которые не менее важны, чем уроки. Но самое важное – это отношение родителей к фактам невыполнения уроков. Иными словами, ребенок должен осознавать, что плохая оценка или невыполненное задание не приведет к строгим выговорам и наказаниям.

Один персидский мыслитель Абу Саади сказал: «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев». Нельзя не согласиться с этим высказыванием, особенно если оно касается самостоятельной работы младшего школьника. [4, С. 32].

Домашние задания - форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи.

Домашнее задание - важная и неотъемлемая часть учебного процесса, средство подготовки к самообразованию. Его цель – расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках, предотвращение их забывание, развитие индивидуальных склонностей, дарований и

способностей учеников. Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности. [5, С. 32].

Не следует забывать и о тех актуальных дидактических функциях, которые выполняет домашняя работа:

  • укрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на уроках;

  • расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

  • формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений и заданий;

  • развитие самостоятельности мышления методом выполнения персональных заданий в размере, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего способностям учащегося;

  • выполнение личных исследований и опытов, сбор и подготовка различного материала, используемого впоследствии на уроках при изучении новых тем (гербарии, природные образцы, открытки, картинки, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д.).

Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности. В практике обучения накоплен богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.

Виды домашних заданий:

  • подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

  • направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;

  • способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;

  • направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей;

  • направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;

  • способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.

В педагогической литературе выделяют также три уровня домашних заданий:

Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой [6, С. 32].

Французский писатель и философ Мишель де Монтень сказал:

«Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы». Стоит согласиться с этим высказыванием. Особенно тогда, когда мы остаемся наедине со своим разумом и начинаем узнавать что-то новое – учиться, мы изменяем свой ум в лучшую сторону [4, С. 32].

Теперь рассмотрим аудиторную самостоятельную работу младшего школьника. Самостоятельная работа рассматривается как средство обучения. Если учащиеся ещё в младших классах привыкнут к самостоятельной работе, то эта привычка останется у них на всю жизнь. Педагог должен побуждать учащихся к самостоятельной работе. И главное, чтобы стремление самостоятельно работать возникло не по принуждению. От этого во многом

зависит успеваемость учащихся. Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений.

Выделяют следующие виды самостоятельной учебной работы школьников:

  • работа с учебной книгой (составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.);

  • работа со справочной литературой (словари, энциклопедии и пр.);

  • решение и составление задач;

  • учебные упражнения;

  • сочинения и описания (в зависимости от класса, по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.);

  • наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение).

  • работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, и т.д.)[7, С. 32].

Таким образом, необходимость самостоятельной работы учащихся (в классе или дома) обусловлена не только решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, умений и навыков), но и формированием умений именно самостоятельной деятельности и подготовки детей к самообразованию. Следует отметить, что самостоятельные задания имеют не исключительно образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя у ребенка чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально значимые качества.

Глава 2 Особенности организации творческой домашней работы младшего школьника

    1. Содержание и характер домашнего задания в начальных классах

В настоящее время в системе обучения домашние задания являются одним из компонентов технологии формирования учебного действия и направлены на решение основной задачи – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Именно поэтому очень важно выделить основные требования, предъявляемые к домашнему заданию:

  • Необходимость домашнего задания должна быть обоснована.

  • Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.

  • Обучающимся следует предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

  • Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.[11, С. 33].

В педагогической литературе выделяют различные виды дифференцированных домашних заданий для отдельных категорий учащихся:

  • По уровню знаний, умений и навыков: обучащимся предлагается выбрать домашнее задание по своему уровню развития. (Подразумевается три уровня: высокий, средний, низкий) Пример: карточки с заданиями:

задание части А (низкий уровень сложности), задание части В (средний уровень сложности), задание части С (высокий уровень сложности)

  • В соответствии с возрастом ребенка: в начальной школе домашнее задание должно находиться за пределами урока. Пример: задания на повторение пройденной ранее темы, задания на закрепление только что пройденной темы.

  • По способу организации, характеру деятельности и форме деятельности: для работы дома больше подходят задания частично- поискового и продуктивного характера . Пример: творческие задания: синквейн, сочинение, наблюдение за погодой и т.д.[8, C. 32].

Работа ученика дома должна отличаться от работы ученика в школе. Целесообразно было бы задавать на дом то, что невозможно выполнить в классе, что требует наблюдений, размышлений, творческого подхода.

Индивидуальные домашние задания должны получать и хорошо успевающие и одарённые школьники, потому что такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Особые задания должны ставить перед учащимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке.

Индивидуальные домашние задания позволяют испытывать чувство успеха и тем школьникам, которые успевают на ''плохо'' и ''удовлетворительно''. Такое задание даёт этим школьникам возможность проявить себя, свои сильные стороны, тем самым, делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлечённости, и тех и других научит самостоятельному познанию.

Дифференцированный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственных силах,

способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся. [20, C. 34].

Классификация творческих домашних заданий.

Трудно не согласиться с цитатой литературного деятеля Бернарда Шоу:

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Ведь так и есть, деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей». Особенно если цель связана с творчеством. А творчество – непреодолимая потребность в самовыражении.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. [16, C. 36].

Основные цели творческих домашних заданий (ТДЗ):

  1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

  2. Научить выделять главное из общей информации.

  3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

  4. Сформировать ораторские навыки.

  5. Воспитание эстетической культуры.

  6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Теперь подробнее рассмотрим классификацию творческих домашних заданий.

По содержанию:

  1. Вопросник, анкета (перечень вопросов направленных по какому-нибудь учебному предмету для собирания каких-нибудь сведений.)

  2. Кроссворд (головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям)

  3. Ребус (загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками.)

  4. Сообщение (краткое изложение в ёмкой форме, передающее ясную и чёткую суть информации.)

  5. Доклад (публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение на определённую тему.)

  6. Сочинение (вид письменной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.)

По виду деятельности:

  1. Индивидуальная

  2. Парная

  3. Мелкогрупповая (3–7 чел)

  4. Групповая (10–15 чел)

По уровню оформления:

  1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).

  2. Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации):

  • файл-лист;

  • буклет;

  • брошюра;

  • газета;

  • альбом;

  • «раскладушка».

Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение

самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д. [9, С. 32].

Одинаковое задание проще не только задавать, но и проверять и оценивать. В педагогической науке до сих пор нет методик, позволяющих объективно оценить результаты домашних заданий. Подход и основания для оценивания сделанного дома должны иметь отличия, так как ребёнок выполняет работу в иных, чем в классе, условиях (большой временной интервал, самостоятельность при выполнении, помощь родителей). Организация контроля домашнего задания

Как правильно организовывать контроль домашнего задания?

Перед тем как переходить к этапам, познакомимся с примерами классических способов проверки домашнего задания:

У доски ученик решил домашний пример.

  • Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д. На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто.

  • Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (с помощью сигнальных карточек).

  • Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся.

  • Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

  • Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

  • У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

  • В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения. [11, С. 33].

Вернемся к нашему вопросу: «Как правильно организовывать контроль домашнего задания?»

Существует несколько этапов всесторонней проверки выполнения домашнего задания:

  1. Установление правильности и осознанности выполнения всеми учениками домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков учеников.

  2. Цель учителя - выяснить, насколько ученики усвоили заданный на дом материал; определить, каковы типичные недостатки в полученных знаниях, что является причинами их возникновения; ликвидировать обнаруженные недостатки.

  3. Использование системы приемов, которые позволят учителю определить выполнение задания, заданного на дом у всех учащихся в классе.

  4. Установка уровня знаний большей части учеников за короткий промежуток (около 5-7 минут), при этом определение типичных недостатков; возможность при проверке домашнего задания скорректировать и актуализировать основные понятия и устранить причины выявленных недостатков.

  5. Учитывание индивидуальных и возрастных особенностей детей, предпочтение отдается заданиям проблемного и поискового характера.

  6. При использовании различных методов и форм контроля активизируется мыслительная деятельность учеников, предпочтение отдается индивидуальным, творческим, поисковым заданиям.

  7. Допускаемые при реализации ошибки (однообразность уроков, методов опроса, отсутствие сопоставления специфики изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся) приводит к тому, что применяются новые подходы к решению этого вопроса. [12, С. 36].

Методы организации контроля

Различные формы и виды домашней работы предполагают и различность способов и методов ее проверки. В методике преподавания новые подходы ставят вопрос об организации ее проверки на одно из главенствующих мест. Этап всесторонней проверки домашнего задания требует от учителя контроль не только за систематичностью его выполнения каждым учеником, но и за степенью самостоятельности ученика при выполнении задания, уровнем усвоения материала при выполнении домашней работы.

Обязательным элементом каждого школьного урока является то, что учитель должен проводить проверку домашних заданий постоянно, связывать ее с изучаемым материалом. При этом нужно учитывать, что просто выйти к доске и рассказать правило или написать сделанный пример для ученика довольно скучное занятие. Поэтому в наши дни учителя пришли к инновационным методам проверки, среди которых:

  • Постановка неожиданных вопросов.

Метод представляет собой сформулированные иначе, чем задание после параграфа вопросы. Если ученики внимательно выполняли домашние упражнения, они без труда ответят на них.

  • Рецензирование устного ответа.

Ученики слушают ответ своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатки и достоинства ответа, дополняют его.

  • Диктант по домашнему заданию.

Учитель может подготовить на уроке языка выборочный, графический или диктант по орфограммам. Материал для него берется из домашнего упражнения.

  • Краткий письменный ответ.

Вопрос, заданный учителем, звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учеников на основные моменты в заданном параграфе.

Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время.

  • Проверка при помощи компьютерных технологий.

Упражнение, пример или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Ученики сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.

[20, С. 34].

Устные ответы на уроке

Формы контроля выполнения задания

Перечисленные способы проверки домашнего задания будут эффективными только при условии комплексного и систематического применения. Отсюда вытекает, что формы контроля выполнения домашнего задания также различны:

  • Контроль письменных домашних заданий при проведении самостоятельной работы на уроке: у всех учеников – формально, у отдельных учеников – контроль содержания.

  • Косвенный контроль при помощи тестов, самостоятельных работ, диктантов, которые составлены на основе идентичного заданному на дом материалу.

  • Контроль устных заданий у отдельных учеников, обсуждение и дополнение ответов остальными учениками.

  • Внеурочная проверка тетрадей. Сделать вывод о способности правильно оформлять задания, определить наиболее распространенные ошибки учитель может, только проверив тетради.

  • Непрямой контроль основан на наблюдении за учеником на уроке, если его активности на уроке способствовало выполнение домашнего задания.

  • Взаимный контроль учеников осуществляется при парном обмене тетрадями с использованием справочником или образцов.

  • Самоконтроль учащихся, когда они сами сверяют выполненное домашнее задание с изображенным на интерактивной доске или написанным на доске правильным выполнением.

  • Какой форме отдать предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения к нему учеников.[17, С. 33].

Согласно педагогическому опыту, учителю, перед тем как давать домашнее задание, следует быть уверенным в том, что он сможет его проверить и оценить. Кроме самого выполнения задания нужно уделить внимание полноте, форме и правильности его выполнения. Контроль и оценка, а затем и выставление отметки за домашнее задание мотивируют учеников и мобилизируют их силы. Если относиться к проверке домашнего задания несерьезно или вовсе его не проверять, ученик будет разочарован от того, что учитель игнорирует проделанную им работу и его достижения. Особенно это касается тех учеников, которые выполняют домашнее задание добросовестно и с полной отдачей, а учитель систематически игнорирует этот факт.

Учитель обеспечивает проверку домашнего задания. Учитель должен обеспечивать выполнение домашнего задания учениками. Намного легче это сделать, если ученики знают о том, что вы не забываете, какое задание задали на дом, и затем не забываете его проверить. У учеников не должно возникать сомнений на счет того, можно выполнить ваше задание или его невыполнение может остаться незамеченным. Каждое невыполненное задание ведет к увеличению безответственности учеников.[10, C. 33].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для учителя важно, чтобы дети выполняли свое домашнее задание добросовестно и делает все для этого. Результат выполнения проработанного и заданного на дом задания позволяют обнаружить учителю резервы своего урока; обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учеников. Также домашние задания это основа для проведения следующего урока с использованием достигнутых результатов.

    1. Использование творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младшего школьника


Домашние задания есть неотъемлемая часть учебного процесса обучения. Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, необходимо создать для этого благоприятные условия. Существуют факторы, которые влияют на успешность выполнения самостоятельной работы. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков.

К внутренним факторам относятся: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.

Домашние задания - нелюбимая школьниками часть. Потому что, во-первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка и порой немаленькая. Во-вторых, часто скучная, неинтересная, рутинная работа, выполняемая недобросовестно. В-третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные. [6, С. 32].

Для того, чтобы домашние задания позитивно воспринимались учащимися, выполнялись с охотой и энтузиазмом, следует задавать разнообразные задания творческого характера.

Рассмотрим примеры наиболее интересных творческих домашних заданий:

  • Создание книги

Творческий проект (индивидуальный или групповой). Можно выполнять в разной технике. Это может быть рукописная книга с собственноручными иллюстрациями; можно оформить книгу аппликацией; можно сделать книгу на компьютере и распечатать на принтере.

Содержание может быть любым: книжка по биологии «Тигр: что это за зверь?», сборник «Сказки А.С. Пушкина», иллюстрированный словарь по русскому языку, задачник по математике и т.д..

  • Научные проекты по предметам или интегрированные

Могут быть исследовательские или практико-ориентированные, но в любом случае речь идет о научном творчестве. Обычно используется групповая форма работы, но возможны и индивидуальные проекты.

Примеры исследовательских проектов:

  • «Самая грязная поверхность в кабинете биологии».

  • «Особенности поведения кошки, отданной на передержку в чужую семью».

  • «Самые популярные имена в нашей школе».

  • «Употребление ошибочных форм рода существительных учениками 5- 6 классов».

  • «Применение методов, основанных на инерции, в технике и строительстве».

  • Сочинение-характеристика

Типичная для уроков литературного чтения форма может с успехом применяться и на других предметах. Ведь речь идет о форме последовательного изложения сведений о чем-либо:

  1. Что это (или кто)?

  2. Каковы его отличительные признаки («Квадратом называется только такой прямоугольник…»).

  3. Что о нем можно сообщить: свойства, отношения, реакции, формулы, открытые законы, дружба или вражда с другими героями…

  4. Составление кроссвордов, шарад, ребусов, анаграмм «Перевертыши»

Игра, при которой все слова названия меняются на противоположные или просто другие. Например, «Зеленый башмачок» — «Красная шапочка»,

«правило буравчика» — «исключение пробки» и т.п. Можно предложить детям и отгадывать, и придумывать такие перевертыши.

  • Вопросы, оставшиеся без ответов

«Знаю» «Хочу знать» «Узнал»

Каждый ученик записывает в этой колонке все, что он помнит и знает из прошлого учебного материала по теме.

В данной графе записывает то, что интересует его по этой теме.

Учащийся будет искать этот материал в рассказе учителя,

в учебнике, а потом может обратиться к дополнительной литературе.

Записывает полученные знания в колонку, дома закончит работу Ученик будет действовать более целенаправленно, объединяя знакомое

и новое в единую структуру знания и выделяя в этом самое важное и существенное. Этот вид работы хорошо развивает мышление ребят, формирует навыки осознанного обучения.

  • «Эмблема темы»

При повторения какой - либо темы дома ученикам предлагается придумать эмблему, которая будет содержать какую-либо важную информацию. Например, важным моментом при изучении темы «Про воду» является понимание того, что в вода может быть в трех разных состояниях.

Чтобы создать эмблему темы, учащимся необходимо выделить главную информацию по теме, уметь рассуждать и выразить свое понимание содержания учебного материала в яркой и запоминающейся форме. Вот какие эмблемы создали ученики по данной теме.

  • Синквейны

В качестве домашнего задания предложить учащимся и составление синквейнов двух видов — простого (дидактического) и сложного (даймонда).

Синквейн — это нерифмованное стихотворение, которое требует синтеза информации, изложения учебного материала в кратких выражениях, вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Выполняя данное задание, ученик формирует у себя способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные чувства и представления в нескольких словах.

Правила составления синквейна (дидактический):

  • первая строка - одно существительное, отражающее тему синквейна;

  • вторая строка - два прилагательных, описывающие основную мысль;

  • третья строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы;

  • четвёртая строка - фраза из о четырёх слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

  • пятая строка - слово, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.

Пример:

  1. Синквейн (дидактический) Ландыш.

Зеленый, свежий. Растет, цветет, пахнет.

Красивый весенний цветок. Растение.

Правила составления синквейна (даймонда):

  • первая строка - одно существительное выражает понятие противоположное седьмому.

  • вторая строка – два прилагательных, раскрывающих признаки первого существительного.

  • третья строка – три глагола, которые выражают действие.

  • четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

  1. Синквейн (даймонд) День

Ясный, светлый

Радует, волнует, бодрит День светел. Ночь темна.

Печалит, опустошает, усыпляет Мрачная, темная

Ночь.

  • Составление задачника или сборника упражнений

По любому предмету можно предложить составить тест, опросник, задачник и тому подобный сборник для одноклассников или младших ребят. Можно усложнить задание, предложив придумать смешные задачи в стиле

«Задачника» Г. Остера, или такие, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву. Это задание можно применять как по математике, так и по другим предметам. Например: Составление загадок по пройденному произведению (в литературном чтении), описание различных видов животных, для их угадывания.

  • Буриме

Литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. На первый взгляд данное задание может казаться сложным. Давайте попробуем составить буриме.

Оставляем 4 слова, на которые нужно сочинить стишок. Пример:

Кресло-тесто Творог-пирог Ответ:

Отодвинула я кресло, Замесила быстро тесто.

Начинила внутрь творог -

Вкусный должен быть пирог.

Таким образом, можно понять, что даже для младшего школьника это не окажется непосильной задачей.

  • «Шесть шляп»

Учащимся дают домашнее задание: прочитать небольшой рассказ и разобрать его. Можно предложить разобрать с помощью волшебных шляп. Дальнейшее зависит от цвета шляпы:

Белая шляпа требует конкретных безэмоциональных суждений. Желтая шляпа — приятные, положительные суждения.

Черная — напротив, негативные: проблемы и трудности. Красная — эмоциональные суждения без обоснования.

Зеленая — цитаты, эффектные, даже парадоксальные высказывания. Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд. [13. С 36].

Таким образом, можно сказать, что задания которые на дом задает учитель – не вызывает у школьников радости. Младшие школьники – это дети, которые хотят играть, а не сидеть после школы за учебником с ручкой в руке. Для позитивного восприятия домашних заданий и выполнения их с энтузиазмом, следует задавать разнообразные задания творческого характера, которые были представлены выше.

Заключение

В рамках решения первой задачи мы изучили подробнее такое понятие, как «самостоятельность» с помощью диссертации Тайчиновой Н.Я.

«Формирование навыков самостоятельности младших школьников в учебно- прикладной трудовой деятельности» и сделали вывод, что самостоятельность младших школьников как интегративное качество личности проявляется в способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать учебную деятельность, находить и использовать необходимые способы достижения поставленных целей, контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности.

Для решения второй задачи мы рассмотрели различныек функции и виды самостоятельной работы учащихся младших классов. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что необходимость самостоятельной работы учащихся обусловлена не только решением дидактических задач, но и формированием умений именно самостоятельной деятельности и подготовки детей к самообразованию.

При решении третей задачи мы изучили содержание и характер домашнего задания в начальных классах. Таким образом, мы можем сказать, что результат выполнения проработанного и заданного на дом задания позволяют обнаружить учителю обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учеников.

Для решении четвертой задачи мы рассмотрели различные примеры источники творческих домашних заданий для формирования самостоятельности младшего школьника.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что самостоятельность младших школьников проявляется в способности к самоорганизации, самостоятельному выбору способов решения конкретных учебных задач.

Список используемой литературы



Диссертации:

  1. Тайчинова Н.Я. Формирование навыков самостоятельности младших школьников в учебно-прикладной трудовой деятельности [Текст], // Тайчинова Н.Я / § 3. Самоконтроль в самостоятельной деятельности учащихся младших классов – 2000

Интернет- ресурсы:

  1. Studfiles. Файловый архив студентов / 2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции URL: https://studfile.net/preview/5576572/page:3/

  2. Аctivityedu. / Нужно ли домашнее задание в школе? Мнение ученых. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/statya-nuzhno-li-domashnee- zadanie/

  3. Сitaty/ Цитаты и афоризмы Источник: https://citaty.su/ URL: https://citaty.su/

  4. Cherdachok / Творческая Мастерская URL: https://cherdachok- tvm.edusite.ru/p63aa1.html

  5. Открытый урок / Домашнее задание как средство повышения учебной мотивации младших школьников URL: https://urok.1sept.ru/

  6. ИНФОУРОК / Ведущий образовательный портал России

URL: https://infourok.ru/samostoyatelnaya_rabota mladshih_shkolnikov.- 350774.htm

  1. Социальная сеть работников образования / Учебно-методическое пособие "Организация домашнего задания обучающихся в начальных классах" URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii- sad-nachalnaya-shkola/2017/04/24/uchebno-metodicheskoe

  2. Gigabaza / Образовательный портал URL: https://gigabaza.ru/doc/73142.html

  3. Педагогика / Формы и методы организации всесторонней проверки домашнего задания URL: https://paidagogos.com/formyi-i-metodyi-organizatsii- vsestoron.html

  4. ПОЛОЖЕНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ /URL: http:// sch24.ru/ pol_domzadanie.pdf

  5. Педагогическое сообщество. Урок РФ

URL:https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pravila_napisaniya_sinkvejna_192724.html

  1. Сообщество взаимопомощи учителей // Виды интересных творческих работ и заданий на уроках и в качестве домашних заданий URL:https://pedsovet.su/metodika/6373_vidy_tvorcheskih_zadach_i_zadaniy_na_ urokah

  2. ИНФОЛАВКА Электронная библиотека // Организация творческой самостоятельной работы учащихся в условиях реализации ФГОС.

URL: https://infourok.ru/organizaciya-tvorcheskoy-samostoyatelnoy-raboti-v- nachalnoy-shkole-2607482.html

  1. Словарь Ожегова URL: https://slovarozhegova.ru/

  2. Педагогика в афоризмах и изречениях // Рецензент В.Д.Путилин, канд. пед. наук // Составители В.В.Чечет, В.Вик.Чечет URL: https://elib. bspu.by/ bitstream/

  3. Мультиурок // Домашние задания

URL: https://multiurok.ru/blog/domashniie-zadaniia-9.html



Нормативно-правовые (законодательные) акты:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.09 № 373 [текст]./СПС Консультант

  2. Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования // Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015)

Учебники:

  1. Виды оценочных средств. Подготовка практикоориентированого педагога: практическое пособие / Е. В. Слизкова [и др.] ; под ред. Е. В. Слизковой. — Москва: Изд-во Юрайт, 2019. — 138 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08089-6. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445039 (дата обращения: 15.04.2020).


  1. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для СПО/ Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд-во Юрайт, 2019.

— 719 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08638-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Михайлова Дарья Андреевна

Дата: 18.04.2023

Номер свидетельства: 629855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-zdorov-ie-mladshikh-shkol-nikov-probliema-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "117316"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412766706"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. "
    ["seo_title"] => string(111) "razvitiie-funktsional-noi-gramotnosti-chtieniia-mladshikh-shkol-nikov-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "234102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443350258"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад "Использование модуля критического мышления в обучении детей младшего школьного возраста" "
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-ispol-zovaniie-modulia-kritichieskogho-myshlieniia-v-obuchienii-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "180256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425144560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства