Часто в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит о том, что кто-то очень способен, даже талантлив, а вот другие – ну совсем.. . .Нередко слышим, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой – не в состоянии понять элементарного. И тут же звучит объяснение: «Одному дано, а другому – нет». Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня. Сегодня возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению". Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями. Обозначились несколько путей решения этой проблемы. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Практически все они представляют набор отдельных упражнений и заданий, не выстроенных в целостную систему, и, по существу, проводят тренинг, делая основной акцент на выполнение заданий типа: «Придумай, составь, найди различия и т.д.». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют. Прививая детям вкус к творчеству, они, однако, не дают осознанных инструментов для творчества. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ, утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать? Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить ряд педагогических задач. Вы видите их на слайде. Одним из средств формирования УУД у младших школьников может стать использования приемов технологии ТРИЗ. Также элементы ТРИЗ способствуют формированию личностных УУД. - оценивать свои и чужие поступки - анализировать и характеризовать эмоциональное состояние окружающих, их чувства, строить свои взаимоотношения с их учётом - мотивировать свои действия, выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения -установления учащимися связи между учебной деятельностью и результатом. На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Особенность ТРИЗ- педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятелности, т. е. работает на повышение культуры мышления. На сегодняшний день в своей педагогической деятельности я использую или намерена использовать следующие приемы ТРИЗ: Приведу пример. Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет». При знакомстве с Солнечной системой очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала: «Класс → первый этаж → школа → улица Зеленая → Похвистневский район → город Похвистнево → Северо-Восточный федеральный округ → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».
Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Иногда об этом действии говорят "войти в шкуру другого", то есть поставить себя на место другого. Очень удачен этот прием на уроках литературного чтения. Дети с радостью перевоплощаются и ведут рассказ именно от имени какого-либо героя. В работе по развитию речи детей я применяю лимерики – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса /узаконенной нелепицы/, т.е. строчки рифмуются между собой и в завершении текста имеется вывод. Лимерики создаются по определенной модели. Модель: 1. Жил-был (объект) 2. Какой? 3. Что делал? 4. С кем общался? 5. Вывод (утверждение или мораль) Приведу пример лимерика со словом ТРИЗ. Вы её можете увидеть на слайде. Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Также на своих уроках я практиковала игру «Цепочка». (Проводится в кругу). Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т.д. Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная. модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Паспорт создается по определенной модели, которая по желанию учителя может меняться. Имя................................. Автор.............................. Прописка........................ Внешний вид................ Личные качества......... Приведу пример составления паспорта технологии ТРИЗ. Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения учащимся легче находить выход из сложной ситуации. В результате занятий с применением технологии ТРИЗ-РТВ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. Также использование приемов ТРИЗ на уроках способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к изучению школьных предметов. |