kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология ТРИЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности использования

ТРИЗ технологии в начальной школе.

В процессе социально экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.

В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. В начальной школе, работающей по ТРИЗ РТВ технологии успешно используются  следующие методы:

1) системный оператор;

2) типовые приемы фантазирования;

3) кольца Луллия;

4) морфологический анализ («волшебная дорожка»);

5) дихотомия (сужение поля поиска);

6) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на

уроках математики. Например:

1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания.

2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?

3. Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет. Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не

подействовало. Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише?

При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби Объединяй. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».

Развитию творческого воображения помогают кольца Луллия. Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрелка. Например: урок математики в 1-м классе. Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их наличие в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?

Дихотомия. Линейная «да – нет».

Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам.

Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед».

Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки):

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между

20 и 40? Да. Это число 30? Да.

Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на

скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:

1. Что? Морковь.

2. Какая? Красивая.

3. Кто такая же? Принцесса.

4. Где? В огороде.

5. В каком? В веселом огороде.

6. Какого? Веселого огорода.

Что получилось? Принцесса веселого огорода.

Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какого-либо объекта.

Используем модель работы с картиной как целостной системой.

План

1. Выделение объектов.

2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.

3. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.

4. Описание изображенного средствами символической аналогии.

5. Представление объектов в рамках времени их существования.

6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.

Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.

Использование ТРИЗ РТВ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Литература

1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗпедагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.

3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

4. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –

2003. – № 4.

5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.

6. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. –

Ульяновск, 1997.

7. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. –

2001. – № 3.

8. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные

технологии. – 2000. – № 5.

  • http://www.altshuller.ru
  • http://dob.1september.ru/2002/18/6.htm
  • http://www.trizminsk.org
  • http://www.triz-ri.ru
  • http://www.matriz.ru
  • http://www.trizway.ru
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология ТРИЗ »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия № 7» Методы и приёмы ТРИЗ.  ТРИЗ - технология  как средство реализации ФГОС нового поколения.    Презентацию подготовила: Боровик Мария Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории   / 2015год/

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия № 7»

Методы и приёмы ТРИЗ. ТРИЗ - технология как средство реализации ФГОС нового поколения.

Презентацию подготовила:

Боровик Мария Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

/ 2015год/

« Каждый ребенок в свое время –  есть настоящий гений.»  / К. И. Чуковский/    ТРИЗ – педагогика возникла как экспериментальная прикладная наука, обусловленная необходимостью передачи основных положений теории.   ТРИЗ – педагогика – это педагогическое направление, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач, целью которого является обучение методам решения творческих задач.

« Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений.» / К. И. Чуковский/

ТРИЗ – педагогика возникла как экспериментальная прикладная наука, обусловленная необходимостью передачи основных положений теории.

ТРИЗ – педагогика – это педагогическое направление, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач, целью которого является обучение методам решения творческих задач.

Технология ТРИЗ – это система методов и приемов ,    максимально увеличивающая эффективность любой образовательной программы.    Мировой фонд методов и приёмов развития мышления и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них. Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приёмами активизации деятельности.

Технология ТРИЗ – это система методов и приемов , максимально увеличивающая эффективность любой образовательной программы.

Мировой фонд методов и приёмов развития

мышления и воображения насчитывает

около 70 единиц и производных от них.

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приёмами активизации деятельности.

Альтернативные подходы:       Мозговой штурм. Метод синектики . Метод проб и ошибок . Морфологический анализ. Метод фокальных объектов.  Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).  Типовые приемы фантазирования.  Дихотомия (сужение поля поиска).

Альтернативные подходы:

  • Мозговой штурм.
  • Метод синектики .
  • Метод проб и ошибок .
  • Морфологический анализ.
  • Метод фокальных объектов.
  • Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
  • Типовые приемы фантазирования.
  • Дихотомия (сужение поля поиска).

Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.  Мозговой штурм, или мозговая  атака
  • Метод проб и ошибок наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.
  • Мозговой штурм, или мозговая атака (МГ, или МА).

Применяется в самых различных ситуациях, когда надо найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Для организации мозгового штурма формируют группу людей из 7—15 человек разных специальностей (возраста, пола, интересов, разного уровня образования и т. д. ).

  • Руководителем ставится перед участниками некая задача, решение которой они должны предложить.

Каждый может выдвигать самые невероятные и кажущиеся нереалистичными или сумасшедшими идеи и решения.

Синектика – (возможности метода: незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым). В основе - прием эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Метод морфологического анализа или метод словотворчества (СТ).  Предоставляет детям возможность «поиграть словами», пофантазировать и незаметно для себя освоить на практике законы строения частей речи, или морфологии.  Круги Луллия
  • Синектика (возможности метода: незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым). В основе - прием эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
  • Метод морфологического анализа или метод словотворчества (СТ). Предоставляет детям возможность «поиграть словами», пофантазировать и незаметно для себя освоить на практике законы строения частей речи, или морфологии.

Круги Луллия . Закрепляются и систематизируются знания детей из различных областей жизни: истории, окружающего мира, географии, астрономии, музыки, математики и т. п.

4

Метод фокальных объектов ( МФО). Метод напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект — «взять его в фокус» — и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.  Методы создания речевых творческих продуктов
  • Метод фокальных объектов ( МФО). Метод напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект — «взять его в фокус» — и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.
  • Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

4

Типовые приемы фантазирования
  • Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики в начальной школе:

 

1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10.

Помогите ему расставить их в порядке возрастания.

2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу:

Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?

3.  При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».

Приём «Дихотомия»
  • Приём «Дихотомия» (сужение поля поиска). Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам. Движение «да» – «нет».
Приём «Корзинка идей».
  • Приём «Корзинка идей». Для решения поставленной проблемы дети собирают корзину с возможными путями решения этой проблемы.
ТРИЗ - технологию можно считать  эффективным средством реализации ФГОС нового поколения.

ТРИЗ - технологию можно считать эффективным средством реализации ФГОС нового поколения.

«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».   / Я. Каменский /

«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». / Я. Каменский /

Информационные ресурсы: http://www.altshuller.ru http://dob.1september.ru/2002/18/6.htm http://www.trizminsk.org http://www.triz-ri.ru http://www.matriz.ru http://www.trizway.ru

Информационные ресурсы:

  • http://www.altshuller.ru
  • http://dob.1september.ru/2002/18/6.htm
  • http://www.trizminsk.org
  • http://www.triz-ri.ru
  • http://www.matriz.ru
  • http://www.trizway.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технология ТРИЗ

Автор: Боровик Мария Анатольевна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Публикация на тему: " Инновационные технологии в дошкольном образовании. Технология ТРИЗ""
    ["seo_title"] => string(80) "publikatsiia_na_tiemu_innovatsionnyie_tiekhnologhii_v_doshkol_nom_obrazovanii_ti"
    ["file_id"] => string(6) "389416"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486556193"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Методы технологии ТРИЗ"
    ["seo_title"] => string(24) "mietodytiekhnologhiitriz"
    ["file_id"] => string(6) "256360"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448120133"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Использование приёмов технологии ТРИЗ на уроках русского языка в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(81) "ispolzovaniiepriiomovtiekhnologhiitriznaurokakhrusskoghoiazykavnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "296018"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455901082"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Магистерская диссертация "Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(133) "maghistierskaiadissiertatsiiaispolzovaniietiekhnologhiitrizvdieiatielnostidoukakfaktorrazvitiiadietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "333498"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465397946"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Мастер-класс "Технологии ТРИЗ- одно из средств формирования творческих способностей учащихся на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(124) "mastier-klass-tiekhnologhii-triz-odno-iz-sriedstv-formirovaniia-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "122778"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414338107"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства