Особенности использования
ТРИЗ технологии в начальной школе.
В процессе социально экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.
В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.
1. Воспитательные:
– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
2. Образовательные:
– повышение уровня общей образованности учащихся;
– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.
3. Развивающие:
– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– развитие пространственного мышления;
– развитие речи;
– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
– развитие творческого воображения.
В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. В начальной школе, работающей по ТРИЗ РТВ технологии успешно используются следующие методы:
1) системный оператор;
2) типовые приемы фантазирования;
3) кольца Луллия;
4) морфологический анализ («волшебная дорожка»);
5) дихотомия (сужение поля поиска);
6) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на
уроках математики. Например:
1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания.
2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?
3. Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет. Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не
подействовало. Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише?
При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби Объединяй. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».
Развитию творческого воображения помогают кольца Луллия. Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрелка. Например: урок математики в 1-м классе. Цель: закрепить знания геометрических фигур, обнаружить их наличие в объектах окружающего мира, развивать творческое воображение. На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?
Дихотомия. Линейная «да – нет».
Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам.
Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед».
Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки):
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между
20 и 40? Да. Это число 30? Да.
Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на
скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:
1. Что? Морковь.
2. Какая? Красивая.
3. Кто такая же? Принцесса.
4. Где? В огороде.
5. В каком? В веселом огороде.
6. Какого? Веселого огорода.
Что получилось? Принцесса веселого огорода.
Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.
Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какого-либо объекта.
Используем модель работы с картиной как целостной системой.
План
1. Выделение объектов.
2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
3. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.
4. Описание изображенного средствами символической аналогии.
5. Представление объектов в рамках времени их существования.
6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
Ученик, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, самостоятельностью, у него ярко выраженное творческое мышление.
Использование ТРИЗ РТВ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.
Литература
1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗпедагогики //
Педагогика. – 2002. – № 6.
2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.
3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.
4. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –
2003. – № 4.
5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
6. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. –
Ульяновск, 1997.
7. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. –
2001. – № 3.
8. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные
технологии. – 2000. – № 5.
- http://www.altshuller.ru
- http://dob.1september.ru/2002/18/6.htm
- http://www.trizminsk.org
- http://www.triz-ri.ru
- http://www.matriz.ru
- http://www.trizway.ru