kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ на примере темы «Музыкальные орнаменты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств № 7

Советского района г.о. Самара

 

 

 

 

 

Открытый урок

«Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ

на примере темы «Музыкальные орнаменты».

 

 

 

Выполнила:

Иванова Елена Владимировна

педагог ДО (фортепиано)

МБОУ ДОД ДШИ №7

Советского района г.о. Самара

 

 

 

Самара, 2014

Цель: Использование творческих способностей у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ как эффективного средства развития музыкально – образного мышления.

Задачи:

- овладение элементами музыкальной речи;

- развитие музыкально - образного мышления, пространственного  слуха, ощущение стиля и жанра у учащихся младших классов ФО ДШИ;

- разбудить интерес и познавательную активность детей путем внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий;

- активизировать внимание и сосредоточенность учащихся посредством самостоятельной работы;

- содействовать эффективному раскрытию потенциальных творческих возможностей учащихся;

- подвести деятельность к процессу творчества.

 

Ожидаемые результаты.

Личностные:

- сформировать в ребенке устойчивый интерес к процессу обучения и творчеству, потребность в новом;

- развить умение анализировать, рассуждать, обосновывать.

Метапредметные:

- научить планировать работу. Выявлять главное, обобщать, делать выводы;

 - развить внутренний источник творческой активности и как следствие этого - создать внутренние условия для его реализации.

Предметные:

-умение активно использовать воображение;

- умение оригинально и гибко мыслить;      

- заложить основы дальнейшего всестороннего развития личности ребенка.

Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.

Инновационные педагогические технологии:

  1. «ТРИЗ» - технология  (Теория Решения Изобретательских Задач);
  2. ИКТ;
  3. Технологии коллективной творческой деятельности;
  4. Игровые технологии.
  5. Групповые технологии

Учебно – методический комплекс:

  1. Ноутбук, магнитофон;
  2. Видеоматериал, аудиозаписи;
  3. Раздаточный материал (образцы художественной живописи, орнаментов,  нотные примеры детских песенок – попевок).

 

План урока:                                             

Вступительная часть.

Рассказ о влиянии синтеза искусств на восприятие музыкальных образов, просмотр слайдов. (использование ИКТ)

Характеристика особенностей формирования  музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения  ДШИ;

I блок.

Общие характеристики различных художественных образцов.

Изображение песни в орнаменте.

II блок.

Найти аналоги.

«Колористический коврик»

III блок.

Создание музыкального орнамента по музыкальному трафарету.

Заключительная часть.

Ход урока:

Вступительная часть.

Проблема духовного развития школьников в условиях сегодняшней жизни приобретает особую актуальность. Выделяя эмоционально – чувственную сферу, как господствующую у детей, исследователи приходят к выводу, что наиболее конструктивным средством для развития духовного мира ребёнка является искусство, так как оно аккумулирует в себе высшие духовные ценности.

Педагог осветила основные понятия (орнамент, виды орнамента, орнаментика в различных видах искусства, орнаментика в музыке), продемонстрировав иллюстративный материал.

 

I блок.

Начинается с демонстрации иллюстрации античного орнамента – бордюра, пластилиновой живописи (картина «Полевые цветы») и архитектурной колонны. В дополнение к этому ученицей 1-го класса была исполнена детская песенка - попевка «Василёк». После чего учащимся нужно было определить общие черты предложенных образцов.

Следующее задание: используя систему условных обозначений мелодической орнаментики в музыке (например, «Петелька» - опевание звука сверху, «Пуговка», «Бантик» и т.д.), учащиеся попытались изобразить в орнаменте мелодию песенки – попевки «Козлик», также исполненной ученицей 1-го класса.

 

II блок.

Ученицей 2-го класса исполняется произведение Й. Гайдна «Немецкий танец» Си-бемоль мажор. После чего учащимся предлагается подобрать созвучные данному музыкальному произведению примеры из живописи, предложенные педагогом и обосновать свой выбор.

Прослушав произведение Д. Кабалевского «Клоуны», исполненное ученицей 3-го класса, учащиеся должны придумать, подобрать и составить из красок цвета (цветовую гамму – колорит) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисовать что – то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета.

 

III блок.

Учащиеся самостоятельно составляли свой музыкальный орнамент по музыкальному трафарету песенки – попевки «Ходит кот у ворот». Для большей наглядности детям даётся пример – рисунок птицы и несколько вариантов орнаментов – бордюров, созданных с помощью такого трафарета.

 

Заключительная часть.

Педагог отметила, что непосредственное участие детей в разнообразной художественно – творческой деятельности стимулирует интерес обучающихся к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию колористического и интонационного мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ на примере темы «Музыкальные орнаменты» »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская школа искусств № 7

Советского района г.о. Самара










Открытый урок

«Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ

на примере темы «Музыкальные орнаменты».







Выполнила:

Иванова Елена Владимировна

педагог ДО (фортепиано)

МБОУ ДОД ДШИ №7

Советского района г.о. Самара







Самара, 2014

Цель: Использование творческих способностей у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ как эффективного средства развития музыкально – образного мышления.

Задачи:

- овладение элементами музыкальной речи;

- развитие музыкально - образного мышления, пространственного слуха, ощущение стиля и жанра у учащихся младших классов ФО ДШИ;

- разбудить интерес и познавательную активность детей путем внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий;

- активизировать внимание и сосредоточенность учащихся посредством самостоятельной работы;

- содействовать эффективному раскрытию потенциальных творческих возможностей учащихся;

- подвести деятельность к процессу творчества.



Ожидаемые результаты.

Личностные:

- сформировать в ребенке устойчивый интерес к процессу обучения и творчеству, потребность в новом;

- развить умение анализировать, рассуждать, обосновывать.

Метапредметные:

- научить планировать работу. Выявлять главное, обобщать, делать выводы;

- развить внутренний источник творческой активности и как следствие этого - создать внутренние условия для его реализации.

Предметные:

-умение активно использовать воображение;

- умение оригинально и гибко мыслить;

- заложить основы дальнейшего всестороннего развития личности ребенка.

Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.

Инновационные педагогические технологии:

  1. «ТРИЗ» - технология (Теория Решения Изобретательских Задач);

  2. ИКТ;

  3. Технологии коллективной творческой деятельности;

  4. Игровые технологии.

  5. Групповые технологии

Учебно – методический комплекс:

  1. Ноутбук, магнитофон;

  2. Видеоматериал, аудиозаписи;

  3. Раздаточный материал (образцы художественной живописи, орнаментов, нотные примеры детских песенок – попевок).



План урока:

Вступительная часть.

Рассказ о влиянии синтеза искусств на восприятие музыкальных образов, просмотр слайдов. (использование ИКТ)

Характеристика особенностей формирования музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ;

I блок.

Общие характеристики различных художественных образцов.

Изображение песни в орнаменте.

II блок.

Найти аналоги.

«Колористический коврик»

III блок.

Создание музыкального орнамента по музыкальному трафарету.

Заключительная часть.

Ход урока:

Вступительная часть.

Проблема духовного развития школьников в условиях сегодняшней жизни приобретает особую актуальность. Выделяя эмоционально – чувственную сферу, как господствующую у детей, исследователи приходят к выводу, что наиболее конструктивным средством для развития духовного мира ребёнка является искусство, так как оно аккумулирует в себе высшие духовные ценности.

Педагог осветила основные понятия (орнамент, виды орнамента, орнаментика в различных видах искусства, орнаментика в музыке), продемонстрировав иллюстративный материал.



I блок.

Начинается с демонстрации иллюстрации античного орнамента – бордюра, пластилиновой живописи (картина «Полевые цветы») и архитектурной колонны. В дополнение к этому ученицей 1-го класса была исполнена детская песенка - попевка «Василёк». После чего учащимся нужно было определить общие черты предложенных образцов.

Следующее задание: используя систему условных обозначений мелодической орнаментики в музыке (например, «Петелька» - опевание звука сверху, «Пуговка», «Бантик» и т.д.), учащиеся попытались изобразить в орнаменте мелодию песенки – попевки «Козлик», также исполненной ученицей 1-го класса.



II блок.

Ученицей 2-го класса исполняется произведение Й. Гайдна «Немецкий танец» Си-бемоль мажор. После чего учащимся предлагается подобрать созвучные данному музыкальному произведению примеры из живописи, предложенные педагогом и обосновать свой выбор.

Прослушав произведение Д. Кабалевского «Клоуны», исполненное ученицей 3-го класса, учащиеся должны придумать, подобрать и составить из красок цвета (цветовую гамму – колорит) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисовать что – то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета.



III блок.

Учащиеся самостоятельно составляли свой музыкальный орнамент по музыкальному трафарету песенки – попевки «Ходит кот у ворот». Для большей наглядности детям даётся пример – рисунок птицы и несколько вариантов орнаментов – бордюров, созданных с помощью такого трафарета.



Заключительная часть.

Педагог отметила, что непосредственное участие детей в разнообразной художественно – творческой деятельности стимулирует интерес обучающихся к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию колористического и интонационного мышления.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Елена Владимировна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119676


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства