Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детская школа искусств № 7
Советского района г.о. Самара
Открытый урок
«Развитие музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ
на примере темы «Музыкальные орнаменты».
Выполнила:
Иванова Елена Владимировна
педагог ДО (фортепиано)
МБОУ ДОД ДШИ №7
Советского района г.о. Самара
Самара, 2014
Цель: Использование творческих способностей у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ как эффективного средства развития музыкально – образного мышления.
Задачи:
- овладение элементами музыкальной речи;
- развитие музыкально - образного мышления, пространственного слуха, ощущение стиля и жанра у учащихся младших классов ФО ДШИ;
- разбудить интерес и познавательную активность детей путем внедрения в образовательный процесс инновационных педагогических технологий;
- активизировать внимание и сосредоточенность учащихся посредством самостоятельной работы;
- содействовать эффективному раскрытию потенциальных творческих возможностей учащихся;
- подвести деятельность к процессу творчества.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
- сформировать в ребенке устойчивый интерес к процессу обучения и творчеству, потребность в новом;
- развить умение анализировать, рассуждать, обосновывать.
Метапредметные:
- научить планировать работу. Выявлять главное, обобщать, делать выводы;
- развить внутренний источник творческой активности и как следствие этого - создать внутренние условия для его реализации.
Предметные:
-умение активно использовать воображение;
- умение оригинально и гибко мыслить;
- заложить основы дальнейшего всестороннего развития личности ребенка.
Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.
Инновационные педагогические технологии:
- «ТРИЗ» - технология (Теория Решения Изобретательских Задач);
- ИКТ;
- Технологии коллективной творческой деятельности;
- Игровые технологии.
- Групповые технологии
Учебно – методический комплекс:
- Ноутбук, магнитофон;
- Видеоматериал, аудиозаписи;
- Раздаточный материал (образцы художественной живописи, орнаментов, нотные примеры детских песенок – попевок).
План урока:
Вступительная часть.
Рассказ о влиянии синтеза искусств на восприятие музыкальных образов, просмотр слайдов. (использование ИКТ)
Характеристика особенностей формирования музыкально – образного мышления у учащихся младших классов фортепианного отделения ДШИ;
I блок.
Общие характеристики различных художественных образцов.
Изображение песни в орнаменте.
II блок.
Найти аналоги.
«Колористический коврик»
III блок.
Создание музыкального орнамента по музыкальному трафарету.
Заключительная часть.
Ход урока:
Вступительная часть.
Проблема духовного развития школьников в условиях сегодняшней жизни приобретает особую актуальность. Выделяя эмоционально – чувственную сферу, как господствующую у детей, исследователи приходят к выводу, что наиболее конструктивным средством для развития духовного мира ребёнка является искусство, так как оно аккумулирует в себе высшие духовные ценности.
Педагог осветила основные понятия (орнамент, виды орнамента, орнаментика в различных видах искусства, орнаментика в музыке), продемонстрировав иллюстративный материал.
I блок.
Начинается с демонстрации иллюстрации античного орнамента – бордюра, пластилиновой живописи (картина «Полевые цветы») и архитектурной колонны. В дополнение к этому ученицей 1-го класса была исполнена детская песенка - попевка «Василёк». После чего учащимся нужно было определить общие черты предложенных образцов.
Следующее задание: используя систему условных обозначений мелодической орнаментики в музыке (например, «Петелька» - опевание звука сверху, «Пуговка», «Бантик» и т.д.), учащиеся попытались изобразить в орнаменте мелодию песенки – попевки «Козлик», также исполненной ученицей 1-го класса.
II блок.
Ученицей 2-го класса исполняется произведение Й. Гайдна «Немецкий танец» Си-бемоль мажор. После чего учащимся предлагается подобрать созвучные данному музыкальному произведению примеры из живописи, предложенные педагогом и обосновать свой выбор.
Прослушав произведение Д. Кабалевского «Клоуны», исполненное ученицей 3-го класса, учащиеся должны придумать, подобрать и составить из красок цвета (цветовую гамму – колорит) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисовать что – то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета.
III блок.
Учащиеся самостоятельно составляли свой музыкальный орнамент по музыкальному трафарету песенки – попевки «Ходит кот у ворот». Для большей наглядности детям даётся пример – рисунок птицы и несколько вариантов орнаментов – бордюров, созданных с помощью такого трафарета.
Заключительная часть.
Педагог отметила, что непосредственное участие детей в разнообразной художественно – творческой деятельности стимулирует интерес обучающихся к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию колористического и интонационного мышления.