http://aida.ucoz.ru
Д
А
И
Б
В
Ж
Е
З
А
Б
В
Ж
З
Е
К
Пишу правильно
К
Тренажёр по работе над ошибками
Автор презентации: Коровина Ирина Николаевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9»
г.Сафонова Смоленской области
ВЫБЕРИ ОРФОГРАММУ ИЗ СПИСКА
- Большая буква в начале предложения.
- Пропуск буквы.
- Слог.
- Перенос слов.
- Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
- Гласные после шипящих.
- Сочетания чк, чн, нщ, щн .
- Ударение.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
- Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением.
- Парные звонкие и глухие согласные.
- Большая буква в имени собственном.
- Разделительный мягкий знак ь .
- Двойные согласные в слове.
- Знаки препинаний в конце предложения (. ? ! …)
- Разбор предложения.
Продолжение списка
17. Состав слова.
18. Правописание непроизносимых согласных.
19. Гласные и согласные в приставках.
20. Правописание приставки со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел).
22. Разделительный твёрдый знак ъ .
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
25 . Не с глаголами ( орфограмма – пробел).
26. Однородные члены предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
28. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
29. Предлог с местоимением (орфограмма – пробел).
30. Мягкий знак ь на конце глагола 2-го лица
единственного числа настоящего времени.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
32. Сложное предложение.
К началу списка
Большая буква в начале предложения
- Выпиши предложение правильно.
- Придумай и напиши ещё одно предложение.
- Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады.
К началу списка
Пропуск, замена, перестановка букв
- Подчеркни в нём пропущенную (неверно написанную) букву.
Делай так:
Звонок, ученик.
К началу списка
Слог
- Раздели слово на слоги.
- Обозначь гласные.
Делай так:
. . .
учитель – 3 сл.
К началу списка
Перенос слова
- Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так:
Оси - на
Запомни!
При переносе одну букву нельзя оставлять на строке, нельзя переносить на новую строку.
К началу списка
Мягкий знак ь , обозначающий мягкость согласных.
- Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним.
- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:
Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто
К началу списка
Гласные после шипящих жи/ши; ча/ща; чу/щу
- Выпиши слово правильно.
- Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:
Малыши, карандаши, ежи, роща, туча
К началу списка
Сочетания чк, чн, нщ, щн
- Выпиши слово правильно.
- Подчеркни сочетание.
- Запиши ещё 2 слова.
Делай так:
Дочка, речка, мощный.
К началу списка
Ударение
- Выпиши слова.
- Поставь в них правильно знак ударения.
Делай так:
Алфавит, азбука, портфель.
К началу списка
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением ( а, о, е, и, я)
- Выпиши слово. Поставь ударение.
- Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную.
- Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так:
Сады – сад, волна – волны, червивый - червь.
К началу списка
Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением
- Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется.
- Поставь ударение, подчеркни безударную гласную.
- Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так:
Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
К началу списка
Парные звонкие и глухие согласные
- Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно.
- Проверь согласную.
Делай так:
Ягода – ягодка, морозы – мороз.
Запомни!
Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
К началу списка
Большая буква в имени собственном
- Выпиши слово правильно.
- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так:
Илья, Петров, Мурка, Волга, Саратов
Запомни!
Имена, отчества, фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
К началу списка
Разделительный мягкий знак ь
- Выпиши слово правильно.
- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
- Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Делай так:
Вьюга, листья, соловьи.
Разделительный мягкий знак ( ь ) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я, и .
Запомни!
К началу списка
Двойные согласные в слове
- Выпиши слово правильно.
- Раздели слово для переноса.
- Запиши ещё 2 однокоренных слова.
- Подчеркни двойную согласную.
Делай так:
Группа, груп – па, групповой, подгруппа.
К началу списка
Знаки препинания в конце предложения (. ! ? …)
- Выпиши предложение правильно.
- Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши.
- Подчеркни знак.
Делай так:
Кто в теремочке живёт?
Куда плывут по небу облака?
К началу списка
Разбор предложения
- Выпиши предложения.
- Подчеркни главные члены.
- Обозначь части речи.
- Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг .
Делай так:
Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые,
Плывут (куда? к чему?) к облакам.
К началу списка
Состав слова
- Выпиши слово.
- Разбери его по составу.
- Запиши 1-2 однокоренных слова.
Делай так:
Поездка, наездник, выезд.
К началу списка
Правописание непроизносимых согласных
- Прочитай слово.
- Подбери к нему несколько однокоренных слов.
- Выдели корень, проверь непроизносимую согласную.
- Обозначь орфограмму.
Делай так:
Звезда, звёздочка, звёздный.
Честь – честный.
К началу списка
Гласные и согласные в приставках
- Выпиши слово правильно.
- Выдели в нём приставку.
- Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Делай так:
Полетели, побежали, потянули.
Отнёс, отбежал, отлетел.
К началу списка
Правописание приставки со словом
- Выпиши слово.
- Выдели приставку.
- Образуй однокоренные слова с разными приставками.
Делай так:
Заехал, уехал, переехал
Запомни!
Приставка – это часть слова.
Она пишется слитно со словом.
К началу списка
Правописание предлога со словом (орфограмма – пробел)
- Из предложения выпиши слово вместе с предлогом.
- Докажи, что предлог со словом пишется раздельно.
- Обозначь орфограмму - пробел.
Делай так:
К берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни!
Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
К началу списка
Разделительный твёрдый знак ъ
- Выпиши слово правильно.
- Выдели приставку.
- Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
- Выдели приставку. Подчеркни гласную
Делай так:
Съезд, объявление, объём
Разделительный твёрдый знак ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную, перед гласными е, ё, ю, я.
Запомни!
К началу списка
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих
- Выпиши слово правильно.
- Определи род.
- Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так:
Луч (м.р.), шалаш, товарищ.
Ночь(ж.р.), мощь, тишь.
К началу списка
Соединительные гласные в сложных словах (о, е)
- Выпиши слово правильно.
- Выдели корень. Подчеркни гласную.
- Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
Делай так:
Водовоз, самолёт.
К началу списка
Не с глаголами (орфограмма – пробел)
- Запиши ещё 2 слова на это правило.
- Подчеркни орфограмму.
Делай так:
Не пришёл, не выучил, не знал.
К началу списка
Однородные члены предложения
- Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
- Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами.
- Выполни схему предложения.
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. - = , = .
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.
- = и = .
Делай так:
К началу списка
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
- Выпиши существительное.
- Поставь его в начальную форму. Определи склонение.
- Выдели окончание, проверь словом-помощником.
- Подбери и запиши свой пример.
Делай так:
На опушке (на земле , 1 скл.)
На полянке (на земле , 1 скл.)
У речки (у земли , 1 скл.)
К началу списка
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных
- Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится.
- Поставь к прилагательному вопрос от существительного.
- Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
- Выдели окончание прилагательного.
Делай так:
К лесу( какому ?) дальнему –
м.р., ед.ч., Д.п.
К началу списка
Предлог с местоимением (орфограмма – пробел)
- Выпиши из предложения местоимение с предлогом.
- Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так:
пр. пр. пр.
У нас, ко мне, с тобой.
Запомни!
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся раздельно.
К началу списка
Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени
- Выпиши глагол правильно.
- Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Делай так:
Пишешь, решаешь, читаешь (наст.вр., 2-го лица, ед.ч.)
Запомни!
На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь .
К началу списка
Правописание безударных личных окончаний глаголов
- Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму.
- Посмотри на гласную перед –ть .
- Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед . и мн . числа.
Делай так:
Пишет –писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют);
ставит – ставить, глаг., 2 спр., ( -и, -ат, -ят)
К началу списка
Сложное предложение
- Выпиши правильно.
- Подчеркни грамматические основы.
- Составь схему.
- Подчеркни запятую.
Делай так:
Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. = - , = - .
К началу списка
Список использованной литературы:
Методические рекомендации для учителя «Русский язык», авт. Е.В.Бунеева. Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева, М.:Баласс, 1998
/Памятка по работе над ошибками – М.А.Яковлева/