Технология организации проектной и исследовательской деятельности
Технология организации проектной и исследовательской деятельности
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология организации проектной и исследовательской деятельности»
Технология организации проектной и исследовательской деятельности.
Рудакова Е.В.,
учитель начальных классов
МОУ Гимназии № 13
В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:
анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
целеполагания и планирования деятельности;
самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
2. Какие основные требования предъявляются к учебным проектам?
наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.);
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденция, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.);
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов
3. Какие виды учебных проектов существуют в образовательной практике?
по характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
по предметно-содержательной области:
монопроект, в рамках одной области знаний
межпредметный проект, на стыке различных областей
по характеур координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий)
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)
4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)
по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый)
по продолжительности проекта(мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.))
4. Как организовать проектную деятельность учащихся?
В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:
1 этап - погружение в проблему;
2 этап - организация деятельности
3 этап - осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1- погружение в проблему
Формулирует:
проблему проекта
сюжетную ситуацию
цель и задачи
Осуществляют:
личностное присвоение проблемы
вживание в ситуацию
принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи
2 - организация деятельности
Предлагает:
спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
возможные формы представления результатов проекта
Осуществляют:
планирование работы
разбивку на группы и распределение ролей в группе
выбор формы и способа представления информации
3- осуществление деятельности
Не участвует, но:
консультирует по необходимости учащихся
ненавязчиво контролирует
ориентирует в поле необходимой информации
консультирует по презентации результатов
Работают активно и самостоятельно:
по поиску, сбору и структурированию необходимой информации
консультируются по необходимости
подготавливают презентацию результатов
4- презентация, самоанализ и самооценка результатов
Принимает итоговый отчет:
обобщает и резюмирует полученные результаты
подводит итоги обучения
Оценивает
глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов
Демонстрируют:
понимание проблемы, цели и задачи
умение планировать и осуществлять работу
найденный способ решения проблемы
Осуществляют
рефлексию деятельности и результатов
взаимооценку деятельности и ее результативности
5. Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся?
Приведем перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:
Web-сайт;
Анализ данных социологического опроса;
Атлас;
Бизнес-план;
Видеофильм;
Видеоклип;
Электронная газета;
Электронный журнал;
Законопроект;
Карта;
Коллекция;
Дизайн - макет;
Модель;
Музыкальное произведение;
Мультимедийный продукт;
Пакет рекомендаций;
Письмо в ... ;
Прогноз;
Публикация;
Путеводитель;
Рекламный проспект;
Серия иллюстраций;
Сказка;
Справочник;
Словарь;
Сравнительно-сопоставительный анализ;
Статья;
Сценарий;
Виртуальная экскурсия;
Сборник сочинений;
Дневник путешествий;
Главы из несуществующего учебника
6. Как оценить проектные работы учащихся?
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
— Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта?
— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся.
Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Приведем возможные перечни критериев оценки проектных работ:
Вариант1.
1) самостоятельность работы над проектом;
2) актуальность и значимость темы;
3) полнота раскрытия темы;
4) оригинальность решения проблемы;
5) презентация содержания проекта ;
6) использование средств наглядности, технических средств;