Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения иностранному языку
Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения иностранному языку
Сегодня проектно-исследовательская деятельность является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения иностранному языку »
ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Курсовой проект
Организация проектно-исследовательской деятельности в
процессе обучения иностранному языку
Выполнил: Борисова И.Г.,
учитель английского языка,
МОУ «СОШ №8» г.Саранск
Проверил: Кочеваткина О.В.,
зав.кафедрой гуманитарного
образования
Саранск 2014
Актуальность
У значительного числа современных школьников отмечается нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. На первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения, а проектно-исследовательская деятельность рассматривается в основном как средство и метод его активизации и оптимизации. Проектно-исследовательская деятельность школьников — это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин
Актуальность раскрываемой нами проблемы заключается в том, что самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению личностно ориентированного обучения, которое осуществляется через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося.
Сегодня проектно-исследовательская деятельность является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Цель работы - изучить виды исследовательской деятельности, а также процесс
создания эффективных условий для ее реализации.
Задачи
1. Рассмотреть основное понятие проектно-исследовательской деятельности на
иностранном языке.
2. Изучить виды и типы проектно-исследовательской деятельности.
3. Рассмотреть основные черты метода проектов, основные требования к
использованию метода проекта, а также правила для организации деятельности
учащихся при использовании метода проектов.
Основное понятие проектно-исследовательской деятельности
Под проектно-исследовательской деятельностью понимается совместная
целенаправленная, заранее c планированная и осознанная деятельность
обучаемых -партнеров. Это направление работы имеет общую проблему, цель,
согласованные методы и направлена на формирование у учащихся определенной
системы интеллектуальных и практических компетенций.
Проектно-исследовательская деятельность это исследование конкретной проблемы,
ее практическая или теоретическая реализация.
Целью метода проектов является развитие самостоятельной, творческой активности
учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые
создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Виды учебных проектов
1. по характеру доминирующей в проекте деятельности:
Исследовательский проект . Он включает обоснование актуальности избранной темы,
обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее
проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью
ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы и т. п.
Ролевой /игровой/ проект . Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или
исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до
самого окончания.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта
или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса,
школы, микрорайона, города, государства.
2. по предметно-содержательной области:
- монопроект, в рамках одной области знаний
- межпредметный проект, на стыке различных областей
3. по характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий)
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для
телекоммуникационных проектов)
4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона,
страны, разных стран мира)
5. по количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой,
коллективный, массовый)
6. по продолжительности проекта (мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4-6 уроков),
длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.))
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
1 этап - погружение в проблему;
2 этап - организация деятельности
3 этап - осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ .
Этап
Деятельность учителя
1.погружение в проблему
Деятельность учащихся
Формулирует:
2.организация деятельности
проблему проекта
сюжетную ситуацию
цель и задачи
Предлагает:
Осуществляют:
спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
при организации групповой работы- распределить обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.)
возможные формы представления результатов проекта
личностное присвоение проблемы
вживание в ситуацию
принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи
Осуществляют:
планирование работы
разбивку на группы и распределение ролей в группе
выбор формы и способа представления информации
3.осуществление деятельности
Не участвует, но:
4.презентация, самоанализ и самооценка результатов
консультирует по необходимости учащихся
ненавязчиво контролирует
ориентирует в поле необходимой информации
консультирует по презентации результатов
Работают активно и самостоятельно:
Принимает итоговый отчет:
по поиску, сбору и структурированию необходимой информации
консультируются по необходимости
подготавливают презентацию результатов
обобщает и резюмирует полученные результаты
подводит итоги обучения
Демонстрируют:
Оценивает
понимание проблемы, цели и задачи
умение планировать и осуществлять работу
найденный способ решения проблемы
глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы
Осуществляют
рефлексию деятельности и результатов
взаимооценку деятельности и ее результативности
Преимущества проектно-исследовательской деятельности над
традиционными методами обучения иностранному языку
Проектно-исследовательская деятельность:
- развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать
последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их
в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая
предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза,
словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;
собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности,
включающие речевое и неречевое поведение .
Проектно-исследовательскую деятельность применяю более десяти лет.
Начав работать с учениками, я почувствовала, что отработанный по темам
языковой материал как бы «повисает в воздухе» и требует какого-то дополнительного
выхода. Планирование работы начинается с отбора страноведческого и языкового материала. Каждый проект соотносится с
определенной темой устной речи.
Для организации проектной работы
отбирается только тот материал, который вызывает интерес у учеников.
К таким проблемам можно отнести следующие: исследование истории возникновения различных праздников страны изучаемого языка, проблема
свободного времени молодежи, проблема взаимоотношений между поколениями
и т. п. Решаемая проблема должна иметь практическую, теоретическую и
познавательную значимость.
При подготовке проекта «Школа моей мечты» обсуждается следующая проблема:
какая система эффективней? Что положительного можно взять в системе образования
России и Великобритании ,чтобы построить школу будущего? Какой вы эту школу
представляете? В проектах доминирует творчески-информационная направленность,
так как они имеют своей целью сбор информации по какой-либо проблеме,
затем ознакомление с этой информацией, облекаемой в определенную форму - газету,
коллаж, реферат, альбом, презентацию. Подготовка и защита проектов проводится на
завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому
предшествует большая, кропотливая работа по закреплению и активизации языкового
материала на репродуктивном уровне. Ученики представляли свои проекты, рассказывая
о всевозможных достоинствах разработанной ими школе будущего.
В прошлом учебном году вместе с учениками было разработано несколько
проектов. Например, изучение разговорной темы «Взаимоотношения в семье»
мы завершили проектом «Мое генеалогическое дерево» , поскольку
большинство учеников предпочли работать индивидуально по этой теме.
При подведении итогов члены экспертной группы вручили каждому участнику
памятные дипломы с надписью: «Самая большая семья»,
«Самая спортивная семья», «Самая веселая семья»,прокомментировав свое
решение.
По теме «Жизнь молодых людей» ученики любят работать с коллажами. Им
предлагается закончить предложение «Быть молодым для меня значит…» и раскрыть свое мнение через подбор словосочетаний на иностранном языке, своих рисунков и иллюстраций. Подобные коллажи можно составить по теме «Проблемы молодых людей»,
«Первая любовь/дружба». Как правило, работы получаются очень интересными и
разнообразными
Проектно-исследовательская деятельность позволяет
1. улучшить эффективность и качество образования;
2. ориентироваться на современные цели обучения;
3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
5. учитывать страноведческий аспект;
6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
7. реализовать индивидуальный подход;
8. усилить самостоятельность школьников;
9. изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
10. объективно оценивать знания учащихся;
11. повысить качество наглядности;
12. развитие познавательных навыков учащихся;
13.развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
14.развитие критического и творческого мышления.
Выводы
эффективность процесса обучения иноязычному общению при использовании
проектной методики зависит от выполнения основных требований к
использованию метода проектов.
при организации проектной деятельности на уроках иностранного языка
важно учитывать основные черты метода проектов и требования к
использованию проектов: наличие проблемы, практическая направленность,
самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время,
структурирование содержательной части проекта, использование
исследовательских методов.
Список литературы
1. Белова С.А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся - http :// image . websib . ru /05/
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
3. Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку - http :// www . tgl . net . ru / wiki
4. Кузьменко О. Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. // Международный сборник научных трудов. Отв. ред.. В. М. Курицын. Шуя: Весть, ШГПУ, 2002. С. 56 – 60.
5. Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1980. 6. Мильруд Р. П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ. 2000, № 4. С. 19 – 14.
7. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 1991, № 2. С. 3 – 10.
8. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 2006, № 4.
9. Савченко Н.А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ.- http :// www . ioso . ru / distant / library
10. Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 41 – 46.
11. Туркина Н. В. Работа над проектом при обучении
английскому языку. // ИЯШ. 2002, № 3. С. 46 – 48.
12. Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.